Православный интернет-портал «Древо крестное»

Побеждается любовью

Ровно четверть века несет свое архипастырское служение на земле Самарской Митрополит Самарский и Тольяттинский Сергий

Трудно охватить умом и с мирской точки зрения измерить дела церковного иерарха столь высокого ранга и степени ответственности. Журнал «Первый» сделал попытку приблизиться к этому пониманию.

— Владыка, вы служите на Самарской земле уже 25 лет. Какой перед вами предстала Самара, когда вы сюда только приехали, и как изменился город за эти годы?

— Конечно, все познается в сравнении. До приезда в Самару я почти десять лет служил на Дону под руководством и при наставничестве покойного Митрополита Киевского Владимира. Разумеется, разница между регионами присутствует. На юге все ярче: много солнца, люди более зажиточны, дома больше и богаче. И когда я впервые увидел Самару, приземлившись в аэропорту Курумоч, признаюсь, немного загрустил. Может быть, потому что это было ранней весной, а в это время самарские пейзажи, прямо скажем, не радуют глаз своими красками. К тому же наследие «закрытого города», множество старых, ветхих строений… Но первое впечатление, как правило, обманчиво. Вскоре я познакомился с многими людьми, живущими на земле Самарской, появились проекты, над которыми мы вместе стали работать, в которые вложили и душу, и сердце. И чувства мои, и отношение к Самаре постепенно изменились. Да и сам город за эти двадцать пять лет тоже изменился значительно. Выросли новые микрорайоны, архитектурный облик Самары стал другим, видно, что заработала творческая мысль. Много новых храмов построили. Я считаю одной из своих задач сохранение исторической части города, которую необходимо восстановить и реставрировать.

— Расскажите нашим читателям немного о себе: откуда вы родом, как выбирали свой путь в жизни, кто были ваши духовные учителя и наставники?

— Я – уроженец земли Рязанской, Спас-Клепиковского, «есенинского» района, что на границе с Московской областью. Родители мои были людьми верующими, и все предки, как мне мама рассказывала, тоже отличались этим качеством. Впрочем, тогда вся Россия была глубоко верующей, особенно сельское население. Люди были духовно нравственны, ответственны и чтили Божьи законы. Поэтому и семьи были полные, многодетные, как у нас, ведь я – девятый ребенок в семье. Для мамы нравственная составляющая была прежде всего. Она прожила 95 лет, не болела, хотя и прошла через очень непростые испытания и военных, и послевоенных лет. Но с Божьей помощью все преодолела. Ее вера не надуманной была, а реальной, составляла суть и смысл жизни. По пословице люди жили: «Без Бога ни до порога».

— Можно ли говорить об уникальности ситуации, когда молодого епископа назначили на первую в его архипастырском пути кафедру, и она стала в его жизни единственной? С какими чувствами вы приняли Самарскую кафедру?

— Принимал, прежде всего, с надеждой. С надеждой на перемены, на изменение самого отношения к Церкви. Я уже имел некий опыт общения с чиновниками того времени. Наследие советских времен было довольно сильно – к вере, к религии они подходили с атеистических позиций, даже несколько надменно. Конечно, благие перемены происходили и в их сознании, но нас, духовенство, они не очень-то хотели слышать. Но мне помогал огромный дипломатический опыт моего наставника Митрополита Киевского Владимира. Я видел, как он общался с «сильными мира сего», как привлекал их на свою сторону, и многому у него научился. Это великая народная дипломатия, школа, которая помогала мне и здесь обрести новых сторонников и помощников и, возможно, чуть-чуть переломить ситуацию по отношению к вере. Слава Богу, отчасти это у меня получилось. Строятся храмы, открываются и уже работают детские образовательные центры как перспективная форма просветительства. И я вижу в этом духовно-нравственное оздоровление нашего народа.

— Когда вы почувствовали, что Самарская земля стала для вас по-настоящему родной?

— Много было препятствий, конечно, в начале моей деятельности, в основном со стороны чиновников. С трудом далось строительство храма на площади Славы в честь Георгия Победоносца. Тогда настоящее «восстание» против меня было с их стороны. Пришлось даже уехать на время, чтобы пыл, накал этих страстей понемногу угас. И потом, нужно было еще с духовником согласовать план своих дальнейших действий, да и просто морально отдохнуть. Уехал на родину, порыбачить… Там, на природе, успокоился, все осмыслил, вернулся и продолжил свою работу. И, слава Богу, сегодня Храм Георгия Победоносца стал достоянием, подлинным украшением нашего города. И площадь Славы получила благодаря ему законченный образ. Из кабинета губернатора это очень хорошо видно. Как мне потом рассказывали, когда в наш город с визитом приезжал президент Франции Жак Ширак, увидев этот храм, он воскликнул: «Какая красота!»

— Первая задача, которую вы определили для себя на этом посту…

— Если помните, в те годы было просто нашествие западных миссионеров, причем в большинстве своем сектантского толка. Поэтому для подготовки собственных кадров нужно было срочно создавать православное образовательное учреждение. Не случайно говорится, что кадры решают все. И мы приступили сначала к созданию Духовного училища, а потом и Семинарии. Слава Богу, все удалось. Семинарии уже более 20 лет. Я думаю, это было знаковое событие. И конечно, в подготовке кадров мы потихонечку входили в систему общего школьного, а потом и высшего образования. Главным своим достоянием считаю запуск целой сети учреждений дополнительного образования, каковыми, по сути дела, являются наши детские православные образовательные центры. Это, в принципе, существовало и в советское время – так называемая кружковая работа, но в «лихие девяностые», как и многое другое, было утрачено.

— Почему столько внимания вы уделяете именно вопросам образования?

— Сподвигла меня на это безрадостная картина, которая предстала передо мной, как только я приехал в Самару. В Кировском районе я увидел разрушенное здание детского сада, кругом заросли, под ногами разбросанные шприцы, убегающая стайка подростков, жителей близлежащих домов… Тогда-то мы и решили восстановить это здание и открыть в нем детский образовательный центр. Это было страшное время – русский народ был унижен, обескровлен и подавлен. Удивительно, как мы смогли сохранить наше государство. Я не понаслышке знаю, на какой острой грани мы тогда стояли. Нашему президенту Владимиру Владимировичу Путину нужно памятник поставить за то, что он сделал. И роль Церкви в процессе восстановления Отечества очень велика. Ведь Церковь – это наша история, культура, традиции. Сейчас, увы, повсеместно наблюдаются попытки очернить Церковь, лишить наш народ нравственной основы, духовной скрепы, а вслед за тем и окончательно разрушить наше государство. «Если Бога нет, то можно оправдать любое преступление», – сказал Ф.М.Достоевский. Вот так и совершается зло. Только волю дай, и уже выпущенного джинна, как в сказке, очень сложно загнать обратно. И что тогда? Война… Должен быть «царь в голове» и Бог в душе, на то ты и «человек разумный».

Все беды – от того, что большинство живут без царя в голове, а на место Бога ставят себя любимых, как это повсеместно было в ХХ веке. Царь в голове у человека – отнюдь не законодатель, а исполнитель. Когда человек сам берет на себя функции законодателя, тогда весь миропорядок и рушится. Все это мы уже наблюдали в советскую эпоху. Да, государственная машина работала, но отчасти благодаря тому, что идеологи придумали новую, коммунистическую религию. По сути, ведь все атрибуты религиозного культа в то время присутствовали, вплоть до «мощей» вождя в склепе. Об этом и президент нашей страны недавно говорил. Поэтому я по сей день сознательно делаю акцент на работе именно с детьми, строю и открываю детские образовательные центры именно в «спальных», неблагополучных районах. Чтобы оздоровить наш народ, чтобы дети не были склонны к дурным привычкам, чтобы не произрастали пороки и страсти человеческие. Ведь ребенок еще нравственно не подготовлен ко всем соблазнам, которые открывает перед ним мир. Поэтому так важна именно воспитательная функция, которую у школы недавно пытались изъять, оставив лишь образовательную услугу. Сейчас, слава Богу, разум все же восторжествовал, вернули. Но сколько времени ушло… Сегодня это дети, а завтра – народ, который без нравственных ориентиров очень легко превращается в толпу, готовую крушить на своем пути все. Опыт 1917 года у нас, к несчастью, имеется. Наша задача – сделать все возможное и даже невозможное, чтобы не допустить повторения этого кошмара. И главное – сохранить наших детей. Это моя цель. Была, есть и будет.

— Наверное, трудно не заметить, что в Самаре и по области строятся новые храмы, открываются монастыри. Сколько храмов сейчас и сколько было их в губернии, когда вы только приняли кафедру? А сколько, по вашему мнению, должно быть храмов в Самаре, в Самарской губернии? Почему это так важно?

— Если говорить о необходимом количестве храмов, на этот счет существует позиция Патриархии – храм должен быть у каждого в шаговой доступности. Ведь в храмы, как правило, больше ходят люди пожилые, которые более остро чувствуют потребность в божественном присутствии и необходимость помолиться. По сути дела, мы ведь тоже оказываем социальную услугу. И я думаю, что это должна быть забота не только Церкви, но и государственных институтов, властей всех уровней. В связи с этой необходимостью возникает примерно такое деление – одна церковь на 10 000 жителей. Вот и рассчитывайте, сколько нужно нам храмов. А еще, как правило, рядом с храмом мы строим детский образовательный центр. И приходы помогают нам содержать наши детские образовательные центры, ведь это дело весьма затратное: коммунальные платежи, зарплаты педагогам, да и просто накормить детей нужно. Вот и выкручиваемся как можем. Очень много разных законодательных сложностей. К примеру, только при наличии лицензии появляются хоть какие-то средства для оплаты педагогов. И если в этом вопросе мы можем еще рассчитывать на бюджет, то все остальные расходы исключительно наши. Поэтому, чтобы содержать центр, необходим приход. Такая вот логика. Но все же я не думаю, что будет верно определять количество церквей исключительно по этим факторам и категориям. Потому что там, где появляется храм, освящается само место, кардинально меняется окружающая обстановка. Многие это замечают. Где есть храм, и деревья лучше растут, и цветы ярче и роскошней. Особенно дети это чувствуют. Мы называем это «благодатная среда», а в народе говорят – место намоленное. Так и в верующей семье дух другой, там есть осознание противостояния злу. Есть понимание, что высшая инстанция – Бог, а Бог есть Любовь. И зло можно победить только любовью.

— Расскажите о деятельности детских епархиальных образовательных центрах подробнее.

— Сейчас в общей сложности у нас порядка 80 образовательных центров. Эту сеть мы строили в течение десяти лет и продолжаем строить, особенно в неблагополучных районах. Мы уже получили лицензии для 30 наших центров, и эту работу также продолжаем. Наша задача – прежде всего, вовлечь детей в творческий процесс, будь то хоровое пение, изобразительное искусство или спортивные состязания. Ведь мы и спортивные залы обустраиваем в наших центрах (для получения лицензии это необходимое требование). У нас есть базисный центр (можно назвать его административным) на базе Храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Мы сами осуществляем административный надзор за всеми нашими детскими центрами. У нас есть специалисты, которые обладают профильным образованием и уполномочены это делать. На мой взгляд, работа ведется довольно успешно. Общее число детей, которые посещают наши центры, с разной степенью регулярности уже достигает цифры в двадцать тысяч.

— Одно из направлений вашей деятельности – работа с волжским казачеством. Насколько это важно для вас? Может, это ностальгия по молодости, ведь когда-то вы были епископом Азовским, на Дону, в казачьем краю?

— Очень часто казаков называют «ряжеными», и мне от этого становится грустно. Беда в том, что корни казачества буквально выжигались огнем. Вырезали, уничтожали… Где уж тут говорить о «ряженых». Родилась идея воссоздать настоящее войско. Но, прежде всего, это задача духовно-оздоровительная. Недавно мы обсуждали перспективы создания казачьих классов в школах с министром образования РФ Ольгой Васильевой. Сейчас наблюдается расслоение общества, пропасть между богатыми и бедными огромна, а это, увы, порождает разные неблаговидные чувства, такие, как, к примеру, зависть. Важно, чтобы дети из семей с разным уровнем достатка в школах чувствовали себя комфортно. Тому способствует и обязательный атрибут казачества – форма. К тому же форма дисциплинирует, добавляет ответственности. А еще у детей появляется наставник, который многое может объяснить, к которому всегда можно обратиться за помощью. И для администрации школы наличие таких классов оборачивается помощью в разрешении внутришкольных проблем. Это один из вариантов воспитательной работы, на мой взгляд, вполне способный остановить внутреннее насилие в наших образовательных учреждениях, печальные примеры которого, увы, существуют. Министр образования РФ тоже задается этим вопросом, эту тему мы с ней начали поднимать уже года два назад. С того момента было открыто 50 казачьих классов по России. На мой взгляд, это необходимость, вызванная временем. И детям, что особенно радует, это нравится. Форма красивая, дети становятся более ответственными, отношение к родителям и преподавателям меняется. Думаю, можно уже говорить о том, что у нас это получилось. И в этом тоже есть наша лепта.

— Расскажите об уникальных проектах области – монастыре в Винновке и строящемся храме святой Софии как некоем символе нашего города. В чем, по-вашему, заключается их значение для региона?

— В Винновке когда-то был исторический храм, потом он был практически разрушен, и его нужно было восстановить. Это был наш совместный проект с бывшим губернатором Самарской области Константином Алексеевичем Титовым. Конечно, и ему неловко было, когда теплоходы с туристами проплывали мимо такого пепелища. Но полноценный приход там организовать было невозможно, поскольку поблизости просто нет населенных пунктов и, соответственно, прихожан. Поэтому и было решено строить именно монастырский комплекс, чтобы наладить там еще и хозяйственную деятельность. Кстати, монастырские подсобные хозяйства показывают пример того, как надо работать на земле. Что мешает людям в мирской жизни работать также? У нас есть опыт организации подсобного хозяйства Иверского монастыря на территории бывшего совхоза «Черновский», еще в бытность вице-премьером правительства РФ О.Н.Сысуева. Когда мы привлекали к работам местное население – люди приходили в 8:00 и уходили в 14:00, а монахини выходили на работу в 4 утра и уходили в 8 вечера. По-моему, разница в отношении к труду налицо. Недавно по центральному телевидению прошел фильм «Валаам — ступень к небу», в съемках которого участвовал президент РФ В.В.Путин. Там как раз показывают монастырское хозяйство, как монахи в тех суровых климатических условиях выращивают цитрусовые. Президент сказал: вот какими должны быть наши фермерские хозяйства. Но растения растут тогда, когда человек к ним подходит с верой и любовью…

А что касается Храма Софии… Статус Софии (в переводе с греческого «Премудрость Божия») всегда исторически определял и статус самого города. Подобные храмы обычно строились именно в столичных городах, которые имели особое влияние на ход исторических событий. Вспомним хотя бы только один Царьград с его знаменитой Софией. Все это я и имел в виду (возможно, и подсознательно), когда принимал решение о строительстве этого храма. Чтобы к народу наконец-то возвратилась мудрость, осознание важности нашей исторической Православной веры как жизненной силы для всего нашего общества, которая всегда творила чудеса с русским народом, возрождала страну из пепелища и являла миру удивительные, святые плоды. Ведь мы нуждаемся в оздоровлении не столько физическом, сколько духовном. А это глубинное осознание, сохранение цельности личности. На мой взгляд, как раз Храм Софии – Премудрости Божией и поможет закрепить за Самарой статус знакового города. Ведь, как предсказал святитель Митрополит Алексий Московский Чудотворец, «будет град сей велий, в нем бо просияет благочестие, и никогдаже град сей разорению не будет подвержен». Эти слова тоже подвигли меня на возведение этого храма. Бог даст, он станет украшением нашей областной столицы. Уверен, и в духовном плане социальная атмосфера в городе станет меняться к лучшему.

— Все сделанное вами на земле Самарской за эти 25 лет невозможно было осуществить без помощи людей неравнодушных. Какие помощники у вас были и есть в Самаре?

— Много людей мне помогали и помогают, большинство из них предпочитает оставаться в тени. Настоящие жертвователи не хотят говорить о своих добрых делах, это люди очень скромные по сути своей: никогда не кичатся, не афишируют свои благодеяния, а просто действуют по велению сердца и души, чтобы помочь детям, чтобы прославить не себя, а Церковь Божию и родной город. А по большому счету, нам Господь помогает через каждого из этих людей.

— Для всех жителей Самарской области вы – духовный наставник, который перед Богом отвечает за своих чад. И власти – по сути, такие же ваши чада. Как вы взаимодействуете с властными структурами, как выстраиваете взаимоотношения? Стоит ли сегодня задача сохранения мира между Церковью и властью?

— Если говорить о первых лицах губернии – со всеми губернаторами у меня выстраивались добрые и продуктивные отношения, с пониманием того, что все мы несем ответственность не только перед людьми, но и, что более важно, перед Богом, своей совестью и нашей историей. И я чувствую, что они относятся ко мне с уважением. Были, конечно, и тяжелые времена, когда мы с трудом находили взаимопонимание. Всему виной я считаю атеистическое наследие советского времени. Известный философ Панарин сказал, что понятие «народ» определяется тремя факторами – религией, культурой и языком. А все это хранится в недрах Святой нашей Церкви. Ведь Церковь – это не только мы, ее служители, и тем более не только здания, а весь народ со своей историей. Идеологии могут меняться, но именно Церковь хранит Божию правду. Потому к ней и взывают как к истине в последней инстанции. Ведь Глава Церкви – Сам Христос, язык Церкви – старославянский, праславянский, церковнославянский – корневая система нашего народа. И если в душе человека вымывают эту систему, гибель его как духовного создания неизбежна. Ибо только вера помогает и дает жизненный стимул. А теми, кто ничем не связан, легко манипулировать. Это наемники, которым все равно, кому служить, лишь бы деньги платили. И тогда народ превращается в толпу. Вот этому и противостоит Церковь. Поэтому у врагов России такой соблазн нанести удар именно по Церкви.

— Многие ценят людей, пока они находятся, что называется, при должности. А вы поступаете иначе. Такой вывод можно сделать, хотя бы посмотрев на список отмеченных памятными наградами в честь 100-летия установления Патриаршества в России. Что вы больше всего цените в людях?

— Как и все, добропорядочность и ответственность, когда человек выполняет свои обязательства. Я глубоко убежден, что плохих людей нет. Просто на кого-то влияет система, обстановка, идеологическая направленность. Они – дети своего времени, общественного развития и устройства. И я как пастырь не имею права никого отторгать, даже если кто-то и причинил мне неприятность. Я всегда снисходительно к этому относился, потому что научился видеть истинную суть каждого человека. Большинство людей раздирают внутренние противоречия. Как говорит апостол Павел, «чего хочу, того не делаю, а делаю то, что не хочу». В этом заключается двойственность человеческая, а плюс еще – он зависим от системы, от сильных структур, которые на него влияют. Мир устроен очень сложно. Это нужно понимать, как и то, что какое-то мгновение, незначительный эпизод способны изменить все, буквально перевернуть жизнь. Повторюсь, плохих людей нет. Наша задача – разглядеть чистую душу, понять и помочь человеку с его проблемами, что Церковь всегда и делала. Разумеется, это непросто, особенно если человек зрелый. Вот почему я столько времени уделяю образованию детей, развитию системы именно детских образовательных центров. По большому счету, это должна быть программа не моя, а государственная.

— Что вы сейчас читаете?

— Сейчас, увы, читаю слишком мало: не хватает времени, но самое печальное – стало подводить зрение. Но когда мне рекомендуют интересную книгу – обязательно читаю. А вам всем я рекомендую почитать труды Александра Сергеевича Панарина – «Православная цивилизация», другие его книги. Они очень востребованы, глубоко церковные, философские и открывают глаза на то, что сейчас происходит на нашей планете. Он многое предвидел.

— Ваши любимые духовные места, места силы, святые места в Самаре, в России и в мире.

— Афон, прежде всего, куда каждый год стараюсь съездить с паломнической группой. Подбираю людей достойных, с кем мне комфортно, чтобы вместе помолиться. А порой выбираю людей совсем далеких от Церкви, чтобы воцерковились, почувствовали эту удивительную среду. Отчасти кого-то и просвещаю таким образом. Конечно, мои родные места, где родился, где прошло мое детство. Для меня это тоже «место силы», которое мне бесконечно дорого. Ведь детство – самый важный этап в жизни каждого человека. Это и полнота внутреннего мира, и ощущение той цельности, которую мы, к сожалению, не всегда умеем сохранить. И всегда печалимся об утрате этого чистого состояния, особенно в зрелом возрасте. Ну, и Самара, конечно, которая стала для меня родной и любимой.

Я часто езжу в Ташлу, где было явление иконы Божьей матери Избавительницы от бед. И, разумеется, место, где мы с вами сейчас находимся, – Семинария – мне тоже очень дорого. Это мое детище. Здесь мое сердце, душа и разум.

— Какой бы вы хотели видеть Россию? Как вы думаете, в каком направлении будет развиваться наша страна? Что нас ждет впереди?

— Я верю предсказаниям святых отцов, которые читал еще в студентах. И когда нашел там предсказание о том, что Советский Союз падет, очень сомневался. Это казалось немыслимым в те далекие уже 70-е годы прошлого века, но это произошло. Говорили они, что Россия возродится, будет экономически сильной. Не обойдется, конечно, и без потрясений, но я уверен, что Россия будет процветать, если будет укрепляться вера, если русские люди вернутся на свою историческую дорогу. И, может быть, Бог даст, мы снова станем называться Святой Русью.

— Что бы вам еще хотелось сделать?

— Чтобы храмы были в шаговой доступности, чтобы больше было детских образовательных центров, чтобы дети были под присмотром, чтобы были искоренены все страшные пороки. Творческий потенциал русского народа велик, надо только приложить усилия – не только Церкви, но и общественным структурам, всем людям доброй воли, кому небезразлична судьба нашей Державы. Главное – что у русского народа всегда сохраняется здоровый дух и присутствуют верные ориентиры – наши соотечественники, святые новомученики. Они украсили божественный небосклон, являясь для нас путеводными звездами в нашем земном странствовании, защитниками и покровителями нашей Святой Руси. Я в это верю. Верю в сохранение России.

— Что вы хотите пожелать нашим читателям и всем жителям земли Самарской?

— Чтобы люди жили в мире, дружбе и понимании. Чтобы те принципы жизни, общественной морали и христианского мироощущения не утрачивались ни в Европе, ни в Азии, ни в Америке, ни в Австралии. А только процветали и утверждались. Чтобы в жизни каждого человека и целого народа на первом месте всегда бы Бог. И тогда мы сохраним и планету, и цивилизацию, и нашу историю.