Православный интернет-портал «Древо крестное»

«Мы обязаны воспитать достойного человека и гражданина»

Накануне Святой Пасхи митрополит Самарский и Сызранский Сергий поделился своим видением проблем воспитания и духовного образования молодежи, в том числе и студентов самарских вузов

Когда мы обращаем свой взор к прошлому, то видим, что в дореволюционной России Закон Божий преподавался повсюду, начиная со школы. Соответственно, тех проблем, перед которыми стоит современное духовное образование и которые мы сегодня призваны преодолеть, в те времена просто не существовало. Российское государство традиционно оказывало всемерную поддержку религиозному просвещению через систему народного образования. Кроме того, существовала еще обширная сеть церковно-приходских школ. Основы Православия преподавались на всех уровнях дореволюционной системы образования: в гимназиях и реальных училищах, в средних учебных заведениях, в высшей школе. Разумеется, это в значительной мере способствовало христианизации народа и нравственному воспитанию новых поколений. Таким образом, воцерковленность русского дореволюционного общества во многом обуславливалась тем обстоятельством, что дети с малых лет усваивали основополагающие христианские истины и своевременно приобщались к церковной жизни. Это приводило к тому, что молодежь знала свое прошлое, училась правильно разбираться в настоящем, имела истинные понятия о грехе, нравственности и морали. При этом не существовало никакой межрелигиозной розни, чего так боятся сегодняшние противники изучения православной культуры.

Однако нельзя слепо скопировать прошлое. Сегодняшняя молодежь – вовсе не та, к которой некогда обращались наши благочестивые отцы и деды со словом православной истины. За плечами нынешних молодых людей – целая череда расцерковленных поколений, их отцы, деды и прадеды, воспитывавшиеся богоборческим государством в антирелигиозном духе. Нынешнее российское общество принципиально отличается от всех известных нам по предшествующей истории нашего Отечества. Прежде всего, потому, что для него воцерковленность не является чем-то само собой разумеющимся. От того, насколько мы окажемся убедительными для этих людей, с каким словом мы к ним придем, какое влияние оно окажет на их жизнь, зависит успех всей грандиозной миссии нашей Церкви в современном российском обществе. Поэтому мы должны пропагандировать нравственные и духовные ценности, связанные с Православием. Мы обязаны, воспитать достойного человека и гражданина своего Отечества. Чтобы люди стали более милосердными, чувствовали чужую боль как свою. Тогда в армии не будет «дедовщины», больницы примут надлежащий вид, не станет брошенных стариков, экономика станет ощутимо полезной для всего народа.

В губернии мы подготовили уже тысячу преподавателей «Основ православной культуры». Это люди, которые будут теперь преподавать литературу, историю, физику, математику и другие предметы именно с позиций православного видения мира. Они проникаются чувством причастности к возрождению своего Отечества. Если первые выпускники курсов ОПК в Самарском институте повышения квалификации работников образования поначалу сомневались в нужности этого предмета, то последующие, погрузившись в полноценную православную жизнь, проникнулись самим духом веры. Они искренне благодарят нас за прикосновение к «истинной жизни», признаются, как были далеки от нашей отеческой православной веры, порой сетуют, что многое упустили, что раньше не знали всей полноты и богатства знаний о мире и человеке.

Надеюсь, что те же результаты и впечатления будут и у работников наших вузов, доносящих до своих студентов азы богословия, начальные знания о сравнительной истории религий. Кадры для этого у нас есть: сегодня все наши священники получили достаточное образование, многие имеют не один диплом, продолжают учебу в Духовных академиях и Богословских институтах Москвы, Санкт-Петербурга, Киева. Сегодня контингент священно- и церковнослужителей меняется в лучшую сторону. Вы знаете, что у нас успешно работает межвузовская кафедра православной педагогики и психологии, межвузовская кафедра теологии и истории религий, возникают студенческие православные клубы. В этом заключается весьма важный аспект всей системы подготовки как будущих священников, так и студентов светских вузов. Семинарист в будущем все равно будет связан с воспитательной и преподавательской работой, поэтому он обязан иметь соответствующие навыки, приобрести которые ему позволяет совместная работа со сверстниками из светских вузов.

Сегодня в связи с реформой высшего образования, вводом Болонской системы происходит перестройка обучения, изменение программ. Это в определенной мере коснулось и высших духовных учебных заведений. Но невзирая на все эти процессы, для нас самое главное - приумножать накопленный духовно-образовательный потенциал, включая дореволюционный. Традиции прошлых веков, преумноженные в настоящем - хороший залог успеха в будущем.

Для достижения этой главной цели мы вовлекаем в совместную работу студентов семинарии и светских вузов, организуем, круглые столы, семинары, другие мероприятия, проводим крупные научно-практические конференции. Но мы – реалисты и понимаем, что невозможно в одночасье перестроить всю систему образования, одухотворить светские вузы, добиться более высокого научно-образовательного уровня в духовных учебных заведениях. Ведь мы долго жили в атеистическом измерении, и религиозные идеалы подменяло атеистическое мифотворчество. Однако уже сегодня значительная часть молодежи и студентов вернулась к истинным духовным корням. Мы намерены и впредь проводить у нас в регионе масштабные церковно-государственные форумы. Что касается разработки богословских тем, то сейчас идет наработка базы, накопление материала. Чтобы подготовить соискателей, нужды хорошие преподаватели, профессора. Необходимо знание древнегреческого, древнееврейского, латинского, языков. Это даст возможность изучить в полном объеме святоотеческое наследие, пользоваться библиотеками разных стран и континентов.

С этой же целью мы организовываем выезды преподавателей и студентов СамПДС за границу, встречи со священниками, преподавателями светских вузов и духовных школ иных стран. Так мы реально воплощаем главную задачу: добиться разностороннего, широкого образования, усовершенствовать, сделать более глубокой подготовку священнослужителей и светских специалистов. Это важно еще и потому, что воплощается в жизнь решение о едином государственном образовательном стандарте, что позволяет выпускникам высших духовных школ получать дипломы государственного образца. Соответственно знания, получаемые ими, должны быть более глубокими, кругозор - существенно расшириться.