Православный интернет-портал «Древо крестное»

Митрополит Самарский и Тольяттинский Сергий: Знания – это вакцина от оккультизма и сектантства

- В этом году в Самаре было открыто сразу несколько памятников русским святым и тем, чью память чтит православная церковь. В связи с чем в Самаре стали появляться такие памятники?

- Святые – наши путеводители. По ним мы сверяем жизненные часы и нравственные нормы. До революции не было телевидения, и долгими вечерами читали жития святых. Они пробуждали чувство добра, сподвигали на великие дела, на защиту отчизны. Давали возможность человеку подражать. Ведь русский язык – это то слово Божие, которое закладывается в основу человеческого сознания и плодотворно влияет на душу подрастающего ребенка. Отсюда и загадочная русская душа, и героизм, и жертвенность. Все это порождал образ святых. И когда воздвигается памятник святому – это всегда событие в городе. Это и наша история, и большая воспитательная роль. Дети будут видеть памятник, спрашивать родителей кто это, и, хочется верить, они смогут рассказать полезную, поучительную историю.

- В последние годы была открыта сеть детских епархиальных центров, которые уже зарекомендовали себя на различных конкурсах и концертах, соревнованиях разного уровня. Для чего это делается, ведь в городе много разных секций, школ и кружков по интересам?

- Детские епархиальные образовательные центры принципиально не отличаются от других школ дополнительного образования. В них так же много разных кружков: хореография, вокал, прикладное искусство. Разница, пожалуй, в том, что мы еще привносим воспитательный фактор. Мы знаем, что вся культура пронизана религиозной мотивацией. Если мы не будем знать православной веры, ее основ, мы не до конца поймем замысел того или иного художника, писателя, поэта. Да и просто такие знания позволяют быть культурным содержательным человеком, способным поддержать беседу.

Для развития детей важна наша великая культура, поэтому в епархиальных центрах на неё делается такой акцент. Ведь только в полноте этих знаний человек может представлять картину мира, не соблазняясь на другие призывы. А их сегодня много – идет развращение нашего народа. Появляются чуждые нашему народу религиозные течения, сектантские движения. Знания – это как вакцина от оккультизма и сектантства. Наши центры открываются прежде всего в спальных районах, там люди живут с меньшим достатком. Дети предоставлены сами себе. Поэтому наши центры открыты и в Зубчаниновке, и на Безымянке, и на Мехзаводе.

- В своем майском послании президент Владимир Путин в числе приоритетов назвал демографию и укрепление института семьи. Какова в этом роль Церкви?

- Конечно, мы ведём активную работу. Это как продолжение работы – сначала дети, затем подростки и молодежь. Одним из важных направлений считаю издательскую деятельность, а именно журнал «Древо». Ведь что такое древо – это наши исторические корни, то, откуда произрастает сам человек, откуда пошел род. А род – это народ. Каждый уважающий себя человек должен знать свою родословную.

Мы активно привлекаем студентов из вузов, чтобы они участвовали в выпуске журнала. Чтобы не было однобокого мнения, чтобы, используя несколько источников, они сами находили истину. Сегодня нужно, чтобы дети воспитывались на правде. Также мы устраиваем конференции с привлечением студентов, слёты молодежи. Поднимаем волнующие темы. В такой работе молодые люди начинают задумываться и менять отношение к своей истории, своей земле.

- Сегодня много говорится о туристической составляющей Самары. В числе прочих достопримечательностей не последнюю роль играют Храмы и монастыри. Насколько сегодня самарские храмы востребованы у туристов? Можно ли говорить о росте интереса людей к православным святыням Самары?

- Мы действительно заметили, что многие туристы, которые прибыли на футбольный турнир, заходили в храмы, ставили свечи, молились. Их приятно удивляло, что у нас на службы приходит много людей – у них отчасти идет спад в отношении веры. А ведь Европа всегда была христианской.

Люди идут в храмы, у них есть в этом внутренняя потребность. Сейчас меняется отношение к вере, к Богу. Человек все чаще сам задает себе вопрос: «для чего я есть?» Возникает духовно глубокое чувство ответственности перед Богом, и именно оно побуждает человека идти в храм.