Православный интернет-портал «Древо крестное»

Быть христианином

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою

Ин. 13, 34-35

Что значит быть христианином, зачем им быть и вообще быть им или не быть? Главное для христианина - вера. Именно она, будучи сокровенным моментом внутренней жизни человеческой личности, определяет наше отношение к реальности Божиего бытия. Именно вера названа Спасителем как необходимое условие причастности человека к вечной жизни. "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк. 16, 16).

Раннехристианское богословие дало мировой философии понимание личности как свободно мыслящего, чувствующего и действующего субъекта бытия. Человек сам волен совершить выбор между верой и неверием. Однако, как сказал христианский писатель III века Тертуллиан, "душа по природе христианка". В этом - величайшее доказательство истины бытия Божия: Господь невидимым и тайным образом открывается человеческой душе в те или иные моменты ее жизни.

Но вера - не единственное условие христианской жизни, ибо она, по слову апостола Иоанна, "без дел мертва есть" (Иак. 2, 26). Христианин призывается к подвигу деятельной любви. Господь наш Иисус Христос определяет заповедь о любви как основную и главнейшую: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф. 22, 37-40). Апостол Иоанн Богослов говорит о том, что христианская любовь не может быть чем-то отвлеченным, не сопряженным с конкретными делами милосердия к ближнему: "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (1Ин. 4, 20-21).

Христиане с целью преодоления в себе страстей и пороков, отрывающих душу от Богообщения и порождающих эгоизм, следуют правилам аскетики - посту, труду и молитве. Православная Церковь насчитывает четыре продолжительных поста: Великий, Рождественский, Успенский и Петропавловский; кроме того, постными днями являются среда и пятница каждой недели - в воспоминание о предательстве Спасителя и Его Крестной смерти.

Разные этапы истории являют различные формы проявления христианского подвига: мученики первых трех веков нашей эры, святители и исповедники, отстаивающие чистоту православного вероучения в эпоху Вселенских Соборов, преподобные старцы, праведники и блаженные средневековья, новомученики и исповедники века минувшего. Во все времена - один идеал: "Вы - соль земли... Вы - свет мира... Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5, 13-16).

Каким же должен быть современный христианин, какими хочет видеть нас наш Спаситель? По мысли святых отцов последних столетий, суть христианского подвига нашего времени состоит в том, чтобы сохранить в своей душе мир Христов, нести в повседневной жизни свет Божественной истины окружающим. Едва ли величие этого служения померкнет на фоне подвижничества прошлых веков.

Для нашего человека православная вера - не только лично приобретенная, но и завещанная многими поколениями предков. Нам необходимо "проснуться", опомниться, "прийти в себя". Нужно осознать, что не было и никогда не будет нашего государства без Православия.