Православный интернет-портал «Древо крестное»

Наша духовная весна

Божией милостью мы вступаем в пост для того, чтобы осмыслить свое бытие на земле, заглянуть в глубины сердца, уврачевать свои духовные раны, чтобы с радостью встретить Светлое Воскресение Христово.

Церковь, как чадолюбивая мать, готовит своих детей к вхождению в этот спасительный период жизни, чтобы человек очистился от греховной скверны, осознал свои немощи и недостатки и вознес молитвы Богу.

Время поста дает каждому возможность открыть в себе образ Божий, пережить радость Богообщения. Через страдания, через богоуподобление человек возвышается, через отвержение себя он очищается, через покаяние врачует свои немощи и недуги. В дни поста каждый особенно зрит грани добра и зла. Внешнему плотскому человеку, обуреваемому житейскими заботами, трудно различить эти тонкости духовной брани. Потому-то диавол, как рыкающий лев, постоянно искушает его, пытаясь соблазнить похотью плоти, похотью очей и гордостью. В мире мало что изменилось с момента явления Христа. Как сатана искушал Христа, так же он искушает и нас.

Периодически человечество возвышается, обращается к Богу, осознает свои немощи, но потом вдруг из-за укоренившейся привычки ко греху вновь ищет более человеческой славы, нежели славы Божией. Это происходит потому, что человек теряет веру в Творца и Создателя, подвергая себя искушениям и испытаниям. С каждым мгновением поста мы осознаем, что время, которое нам отведено, необходимо использовать для очищения и приготовления к встрече с Творцом и Создателем. К сожалению, мы чаще склоняемся к свободе не от греха, а от своей совести, постоянно заглушая этот нравственный закон, данный каждому из нас. Мы чувствуем и горечь утраты, и неуютные состояния души, и поражения, и внутреннее смятение - все это переживает человек, когда совесть его повергается в испытания. В этот момент Церковь и протягивает нам руку. Великий пост именуется весной духовной, внутренним духовным возрождением.

Пост, по словам святых отцов, не значит невкушение пищи, напротив - вкушение, но другой, Божественной пищи, Тела и Крови Христовых, соединение с Самим Творцом и Создателем. Здесь реально перед внутренним взором каждого открывается духовная картина борьбы человека с силами зла.

Из сердца человеческого, по свидетельству апостола Павла, исходят различные греховные устремления и наклонности. Мы должны уврачевать себя, сделать наше сердце чистым. Мы просим за Божественной литургией: "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей" (Пс. 50, 12), чтобы дух был свободен, а сердце - спокойно, чтобы полнота и согласие чувств пребывали в человеке и он был чист - только чистые Бога узрят.

"Подобное познается подобным", - говорили святые отцы. Нужно войти в состояние Божественного перерождения, чтобы четко определять границы добра и зла, света и тьмы, чтобы путь человека был увенчан такими христианскими добродетелями, как смирение, любовь, милосердие, сострадание. Апостол говорит, что легко страдать со страдающим, гораздо труднее радоваться с радующимся. Чувства зависти и недовольства присутствуют в человеке. Но надо помнить, что существует и небесная иерархия, что по слову Божию и звезды, и луна разнствуют во всей своей славе. Это осознание разнообразия дано каждому.

В период поста человек должен как воин Христов проявить себя во всей полноте. В этом борении можно одержать победу только силою Божией. Пост и молитвенный подвиг тогда станут благоприятны, когда человек будет растворять их своей любовью и доброделаниями. Аминь.