Православный интернет-портал «Древо крестное»

Значение тайны Боговоплощения для человечества

(Выступление на пленарном заседании всероссийской научно-практической конференции "Христианство-2000", проходившей в Самаре 16-18 мая 2000 года)

В дни, когда свершается празднование великого юбилея - 2000-летия Рождества Христова и на благословенной самарской земле открывается форум тружеников святого дела христианского просвещения, посвященный этому великому в истории человечества событию, я рад сердечно приветствовать вас, дорогие во Христе отцы, братья и сестры, всем хорошо известными, но никогда не стареющими в сознании христиан словами: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение" (Лк. 2, 14). Каждый год мы их слышим в храме в установленное Церковью время, но в эти дни торжеств, посвященных великому юбилею, с особой силой ударяют они в слух и совесть человеческую, заставляют по-особому оценить прожитое и постичь глубину милосердия Божия по отношению к человечеству.

Драматический XX век заставил нас вновь и вновь увидеть, насколько хрупок наш земной мир, и только милосердием Божиим продолжает он существовать, несмотря на войны, катаклизмы, великие человеческие страдания.

Празднуя юбилей, проводя настоящую конференцию, мы не просто преисполняемся радости о Господе, не просто работаем Богу, мы оцениваем ход истории, размышляем о смысле бытия. И размышления эти приводят нас к осмыслению и пониманию великой тайны - тайны Боговоплощения.

Вот уже две тысячи лет прошло с того момента, как совершилось Боговоплощение, как открылась тайна Богочеловечества. Но, несмотря на такой огромный по человеческим меркам отрезок времени, как мало люди вдумывались в эту тайну, как мало проникали в глубокое, неизмеримое значение ее в жизни современной человеческой цивилизации!

А между тем исполнение ее явилось гранью двух миров - древнего и нового; со времени Боговоплощения история человечества как бы от поворотного пункта движется по совершенно иному руслу.

С тех пор как помнит себя человек, на всех ступенях развития, во всех формах жизни своей он стремился в мысли, в чувствах, в образе приблизить и исповедать великое таинство Богочеловечества. Только при свете этой мысли становятся понятны все проявления духовной жизни древнего человечества: величественные храмы, бесчисленные жертвы, сказания о постоянных сошествиях Божества на землю, высокая напряженность религиозных интересов, которая сквозит в каждой строчке завещанных нам седой стариной памятников письменности, и т.д.

Человек никогда за две тысячи лет не удовлетворялся одною только плотскою жизнью, он мучительно искал приближения к Божественному началу и соединения с Ним. Без этого соединения и в древности, и в средневековье, и в наше время научно-технического прогресса человек не представлял и не представляет возможности осмысленного существования. Не только в сфере религии проявлялись эти духовные искания: им служили философия, литература, фольклор, мифология - все сферы жизни человеческой. Только этим внутренним подготовлением можно объяснить себе, что христианство в конце концов, несмотря на жесточайшие гонения прошлых веков и нынешнего XX века, было принято лучшими людьми и народами мира: оно отвечало тайным запросам человеческой души, которая по природе - христианка. Да и что могло удовлетворить жаждущее знаний и истины человечество без Богообщения?

Философия вследствие противоречивых выводов пришла в древнем мире в конце концов к мрачному сомнению во всем, этой страшной попытке духа человеческого на самоубийство; на Западе внешнее устроение жизни на основе права вылилось в форму государства Римского, все победившего и все подавившего. Но что же дальше? И к чему все это? Вот роковые вопросы, без ответа на которые теряла смысл языческая государственность, теряли смысл и жизнь, и вся история человеческая.

При всех достижениях тогдашнего человечества жизнь его была как бы без души, ибо в жизни той отсутствовало нравственное начало.

Но вот совершилось засвидетельствованное в Евангелии св. апостолом Иоанном таинство Боговоплощения: "И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца" (Ин. 1, 14).

Отныне в лице Богочеловека-Христа Божественное начало навеки соединилось с человеческим. Тайна эта приемлется верою, хотя не противоречит и разуму. Но раз воспринятая, она совершенно преобразует жизнь людей: ибо по образу и подобию Богочеловека создается среди людей богочеловеческое общество. Жизнь такого общества представляет свободное согласование Божественного и человеческого начал.

Своим воплощением все человеческое, кроме греха, Бог признал не чуждым Себе, но и людей обязал все Божественное во Христе считать не чуждым себе. Люди стали призванными в единство вечной Божественной жизни как дети Бога, как Его друзья.

Так Своим рождеством, Своим вочеловечением Христос возродил человечество, проникая не только в личные, но и в общественные отношения. Богочеловек ничто истинно человеческое не подавил Своим Божеством; напротив, человеческое получило высший смысл и высшее освящение в Божественном начале.

Теперь и государство как высшая из форм общественной жизни становится христианским и находит для себя истинную цель и смысл существования: оно служит Царству Божию, оно не может отказаться от нравственных задач. "В христианском государстве, - пишет один из известных русских мыслителей XX века Владимир Соловьев, - находится все то, что было в государстве языческом, но все это получает иное значение, обновляется в духе истины. Есть в христианском государстве господство, но господство не во имя своей силы, а во имя общего блага и согласно указаниям церковного учения. Есть в христианском государстве подчинение, но не из рабского страха, а по совести и добровольно, ради того общего дела, которому одинаково служат и повелители, и подданные. Есть в христианском государстве закон, но не в смысле простого узаконения действительных отношений, а в смысле их исправления по идеям высшей правды. Есть в христианском государстве верховная власть, но не как обоготворение человеческого произвола, а как особое служение воле Божией. Представитель власти в христианском государстве не есть только обладатель всех прав, как языческий кесарь, - он, главным образом, есть носитель всех обязанностей христианского общества по отношению к делу Божию на земле".

С этой точки зрения вполне объяснимо и понятно нынешнее понимание христианами XX века существа верховной власти. Христианин смотрит на верховную государственную власть как на проявление воли Божией в человеческом обществе, но не как на проявление не существующей в действительности народной воли.

"Государство до пришествия Спасителя в мир было все, но, как самодовлеющее над личностью, оно было бессмысленно, христианство возвысилось над государством и этим дало ему смысл и значение", - писал в свое время великий учитель Церкви св. Иоанн Златоуст.

То, что было сказано отцами Церкви о государстве, можно вполне применить и к обществу. Ибо цивилизованное высоконравственное общество в нашем понимании впервые и было создано христианством. Потому что государство в христианстве одухотворялось через служение высшим религиозным интересам, и притом через свободное служение, а благодаря этому были уничтожены рабство и угнетение, силы общества становились свободными и стремились к воплощению в своей жизни не внешних целей царства человеческого, а внутреннего соучастия в Царстве Божием.

Так созидалось богочеловеческое общество. Задачей его жизни стало свободное воплощение Божественного начала, ибо Христа-Богочеловека нужно принять и внешним, и внутренним образом. Это внутреннее принятие Христа, это свободное усвоение Его Евангелия, - а иным оно быть не может, ибо все принудительное и внешнее не может быть названо нравственным, - требует постепенности и времени.

И истинная слава Истинному Богу на небе, и мир на земле - мирное сближение народов, и благоволение в человеках, которое означает устроение общественных отношений по христианскому идеалу, - все это воплощается в истории постепенно, как результат, с одной стороны, Божественного воспитания и руководительства, с другой стороны - свободного стремления и деятельности всех сил и способностей человеческой души. То, что сделано, ручается за то, что будет сделано. А в смысле прояснения религиозных стремлений, в смысле очищения и облагораживания человеческих отношений христианством сделано так много, что в этом не может сомневаться ни один самый озлобленный враг христианства.

Наш русский народ, создавший общественную и государственную жизнь под влиянием Божественного Слова, пришедши к Слову-Богу из первобытного язычества, наглядно убедился в том, как христианство укрощало зверя в человеке, как оно смягчало нравы, прививало новые понятия.

И сегодня, на пороге нового тысячелетия, как никогда важно осознание глубокой связи человека и человечества с их Творцом и Искупителем. Ведь любое отступление от Бога порождает омертвение душ человеческих, победу зла над добрым началом человека и стремление последнего к самоуничтожению.

Человечество XX века, провозгласив себя властелином Вселенной, на деле оказалось не способным без Бога совладать со своими собственными низменными страстями, противостоять нравственным искушениям и испытаниям. Наряду с могуществом и силой, полученными от Творца, человек второго тысячелетия проявил поразительную немощь перед грехом и злой волей демонических адских сил. Никогда еще народы в своей гордыне научно-техническими достижениями так далеко не отходили от Бога. Но даже и эти многочисленные отступления служат своеобразной поддержкой христианства, ибо в них можно увидеть, какой ужас ожидает человечество без Божией любви и благодати.

По слову святителя Афанасия Великого, "главное в деле спасения человека - соединение последнего с Богом и его обожение. Божие Слово вочеловечилось, чтобы мы обожились. Ибо Слово есть Бог, и человек, соединяясь с Ним, обожествляется, причем не вообще человек, но каждый индивидуум, ибо Христос Господь был и остается во всем, кроме греха, нам подобным. Он - наш сотелесник. Он - подлинно самый любящий всех людей Брат и Друг. А так как Он - и возлюбленный Сын Отца Небесного, то велико Его ходатайство о нас, действенная помощь всем стремящимся к Нему с чистым сердцем".

Православие никогда не ставило научные теории вровень с догматами веры. Оно отчетливо разделяет абсолютность Богооткровенных истин и неизбежную относительность человеческого знания со всеми его выводами и предположениями. Разные науки могут до некоторой степени приблизиться к пониманию происхождения и развития мира. Однако история подтверждает, что даже самое прочное обоснование научных законов не гарантирует смены одних знаний другими, более совершенными.

Дивен и чудесен мир Божий даже в нынешнем расстроенном своем состоянии. "Вся премудростию сотворил еси", - восклицал пророк и псалмопевец царь Давид. Изучение устройства тварного мира еще в глубокой древности вело людей к естественному богословию, к прославлению Творца и познанию Его воли. Недаром многие ученые, исследователи и естествоиспытатели обратились к вере. Но никакое приближение к истине Божией не в состоянии заменить саму Истину, открытую людям в Боговоплощении. Для христианина постижение истины - не игра любопытствующего ума, а смысл жизни, так как истина неразрывна с добром и красотой.

Таинственный рубеж тысячелетий и юбилей Боговоплощения напоминают нам: подлинная тайна свободы, тайна науки, тайна культуры - во Христе, Сыне и Слове Божием, Искупителе и Спасителе мира. Постижение этой тайны возможно для человека, но немыслимо без Церкви Божией, вне ее. В ней - светоч православной веры, истинной и неповрежденной.

Православие было, есть, всегда будет великой духовной традицией и потому не может быть сведено к сектантской узости и самозамкнутости. Оно не может остаться собою, если утратит свою вселенскую полноту, широту, благожелательность и открытость всем людям, преображающую силу, данную апостолам по благодати Святаго Духа. И сейчас Божественное Слово, благое и зиждительное, ежедневно открывает Себя во всем, ибо Им все стоит и живет. А в Нем и чрез Него являет Отец и Себя Самого, как говорит Спаситель: "Аз во Отце, и Отец во Мне" (Ин. 14, 10). Это Слово пришло в мир, чтобы, воплотившись в человеческое естество, обновить и воссоздать сотворенного по образу Божию человека. Оно пришло, чтобы нести нам снова познание Бога. Оно пришло исторгнуть грех с корнем и, таким образом разрушив дела диавола, совершенно освободить нас от его власти. Слово пришло, чтобы снова вселить в нас надежду на Бога, чтобы примирить нас, усыновить, обожить и соединить со Святым Духом, теснее соединить людей между собой. И наша с вами миссия - миссия духовного, просветительского, образовательного служения обществу и человечеству - как нельзя лучше должна воплотить в реальной жизни идею Бога-Слова, идею добра, красоты и созидания.

Уважаемые участники конференции! С приходом в мир Господа нашего Иисуса Христа пошел счет "последним дням", нам не следует забывать, что история человечества не бесцельна: она направлена к пределу, где совершится тайна последнего откровения Бога человечеству, и после сего "времени уже не будет".

И я желаю каждому из вас до сей поры правильно распорядиться дарами, полученными от Господа, дабы не погубить напрасно своих талантов. Люди, даже самые положительные, склонны забывать о Боге, но Он Своей властию напоминает о Себе. Вот и этот двухтысячелетний рубеж есть своего рода напоминание всем нам. Это напоминание о свершившемся ради нас Боговоплощении, которое ввело нас в новый век, бодрит наши умы, властно ударяет в совесть и вызывает на бескорыстную и непрестанную работу все лучшие и благороднейшие силы современного человечества.

Не жалкое отчаяние, не бессмысленные попытки заменить евангельские начала иными, вроде справедливости и равенства, которые хотел бы утвердить недавно канувший в небытие общественный строй на месте христианской любви и милосердия, не безумно жестокое учение о сверхчеловеке и переоценка исконно русских нравственных ценностей и не современные увлечения пресловутым "правовым строем" - не это спасет Россию и человечество и выведет его на путь обновленной и просветленной жизни. Путь этот указан в Боговоплощении и в идеале богочеловечной жизни.

Боговоплощение - основа дальнейшего развития нашей цивилизации, оно вводит нас в новую эру. В Богочеловеке - все наше упование, вся наша помощь.

"Вникнув в это, - учит св. Афанасий Великий, - поклонись общему всех Спасителю, всемощному Божию Слову и осуди то, что Им умалено и обращается в ничто. Как с явлением солнца тьма не имеет уже силы, но если и оставалась еще где, изгоняется повсюду, так по Божественном явлении Божия Слова не имеет уже силы идольская тьма".

В последнее время активно возрастает роль Церкви в системе образования и воспитания. Как отмечает в своем докладе на IX Международных Рождественских чтениях Святейший Патриарх Алексий II: "Наша цивилизация, несмотря на все отступления и преступления, навсегда усвоила себе наименование христианской. Люди временами забывали Бога, но Он никогда не оставлял их без Своего водительства. ...Время лишь для христиан стало по-настоящему историчным, испытав прикосновение облагодарствованной жизни, обращенной к Своему Первоисточнику. В людях и в их делах открылись уникальность и неповторимость благодаря причастности к вечному, непреходящему. История раз и навсегда вобрала в себя таинство Боговоплощения, превысшее всякого человеческого рассудка. Теперь невозможно переписать ее, обезбожить, лишить глубинного смысла и назначения. Можно вступить в дерзостную схватку со Христом, но нельзя пройти мимо Него".

Специфика российской истории заключается в том, что в отличие от секуляризованного Запада, где философия просвещения во многом подорвала авторитет Церкви и вывела ее из системы школы, Церковь в России в XIX веке усилила свою работу в системе народных школ. Так, если в начале XIX века существовало 3000 церковноприходских школ, то в 1863 году их было уже 30179, где обучались 554017 мальчиков и 78454 девочки, а к 1903 году насчитывалась уже 44421 школа с двумя миллионами учащихся. За это время на их содержание было истрачено более 100 миллионов рублей - почти половина бюджета Русской Православной Церкви. Особенно эффективной была эта работа в сельской местности, где после отмены крепостного права помещики закрыли большинство финансировавшихся ими крестьянских школ. Именно Церковь заполнила образовавшийся вакуум и сыграла значительную роль в подготовке квалифицированных кадров для российской экономики и культуры.

Император Александр III усилил религиозно-нравственное воспитание в общеобразовательных школах и гимназиях. Регулярное посещение храма, уроки Закона Божия, пастырская деятельность духовенства, христианский микроклимат в семье - все это способствовало формированию достойного гражданина "родителям на утешение, Церкви и Отечеству на пользу".

Не случайно, что революционеры, вознамерившиеся разрушить тысячелетнюю Российскую державу, начали свою деятельность с дискредитации Церкви, насаждения в обществе чуждых православному мировоззрению ценностей. Ф.М. Достоевский в своем романе "Бесы" пророчески предупреждал, что создаваемое революционерами "общество всеобщего равенства" будет страшным тоталитарным режимом, где обесценятся основные нравственные категории и самым гнусным образом будет попираться свобода человеческой личности: ведь "если Бога нет, то все позволено".

Эта чудовищная практика начала осуществляться в 1917 году, когда за свержением монархии последовало закрытие всех церковноприходских школ и Церкви запретили заниматься всякой образовательной и благотворительной деятельностью, а вскоре началось массовое разрушение храмов и физическое уничтожение духовенства. Приведу цифры только по Самарской епархии. На 1 января 1917 года она насчитывала 1100 храмов, 17 монастырей, 4 духовных училища, 2 семинарии и более 800 церковноприходских школ и библиотек. На 1 января 1988 года епархия насчитывала 20 приходов, и даже сейчас мы достигаем лишь 15 % дореволюционного уровня.

Последствия этого очевидны. В настоящее время все чаще говорят о глубоком кризисе в системе образования. На наш взгляд, причина этого кризиса кроется в нарушении основного закона педагогики - неразрывной связи образования и воспитания. В современной школе образовательный процесс делает определенные успехи, вводятся новые программы, оборудуются компьютерные классы и более углубленно изучаются языки. Однако воспитание запущено, особенно нравственное и патриотическое. Как прекрасно сказал святитель Тихон Задонский, "образование без воспитания подобно ножу в руках сумасшедшего".

Проблему воспитания подрастающего поколения невозможно решить без Церкви - извечной хранительницы нравственности русского народа.

Хотел бы поделиться с вами опытом Самарской епархии в данном направлении. Проблемы воспитания решаются в сотрудничестве с государственными органами образования. 1 декабря 1999 года был подписан договор между Самарским епархиальным управлением и Главным управлением народного образования о совместной работе. Предусматривается введение факультативного курса "Основы православной культуры" во всех школах области. Для этого необходимы квалифицированные кадры преподавателей, поэтому при Самарской Духовной семинарии были открыты двухгодичные катехизаторские курсы для преподавателей светских школ. Сейчас на них обучаются 120 человек.

Одновременно установлено сотрудничество между Самарской Духовной семинарией и Самарским институтом повышения квалификации работников образования (СИПКРО). Сейчас в школьных программах по литературе, истории и мировой художественной культуре отводится значительное количество часов на изучение Библии, истории христианской Церкви, иконографии. Однако серьезные учебные курсы по этим направлениям министерством не разработаны. Часто преподаватели руководствуются пособиями, изданными еще во времена научного атеизма, где христианская традиция чудовищно фальсифицируется. Спецкурсы, которые читают наши преподаватели в СИПКРО, помогают преодолеть это противоречие.

Большое значение приобретает непосредственная работа в школе. Для координирования сотрудничества с вузами и школами Самарская Духовная семинария совместно с Самарским государственным педагогическим университетом образовали кафедру православной педагогики, которая разрабатывает серьезные методические программы. Семинаристы и сотрудники отдела катехизации регулярно посещают школы города, где проводят занятия и встречи с учащимися. В прошлом году средняя школа № 54 Октябрьского района города Самары преобразована в школу святых Кирилла и Мефодия, учителей словенских, с углубленным изучением православной культуры и национальной истории. Она является для нас экспериментальной школой; многие учебные программы, которые разрабатываются и реализуются на базе школы, мы надеемся использовать и в других учебных заведениях. Очень важным для нас является сотрудничество с вузами. Ректор Самарской Духовной семинарии входит в Совет ректоров самарских вузов, активизируется наше сотрудничество с Самарским государственным педагогическим университетом, Самарским государственным медицинским университетом, Самарским государственным техническим университетом. Совместно с Самарским государственным университетом и Самарской государственной академией культуры и искусств ежегодно в октябре мы проводим историко-богословскую конференцию "Иоанновские чтения". Планируется активизация работы и в детских дошкольных учреждениях.

На рубеже веков очень большое значение для Церкви приобретает миссионерская деятельность. Миссиология различает внешнюю и внутреннюю миссию. Внешняя миссия состоит в обращении инославных, и Русская Церковь активно занималась этим в дореволюционный период, создав множество приходов в Европе, Северной Америке, Японии и Китае. Продолжается подобная работа и сейчас. Но неизмеримо важнее для нас внутренняя миссия, т.е. воцерковление крещенных, но не просвещенных до конца христиан. Складывается глубокий парадокс - формально большинство граждан нашей страны принадлежит к Русской Православной Церкви по факту своего крещения. Фактически же они с трудом могут быть названы православными христианами, так как годами не бывают у исповеди и Святого Причастия, не знают элементарных молитв, не руководствуются христианскими нормами нравственности в повседневной жизни. Воцерковление подобных людей - важнейшая задача Церкви.

Активно проводится эта работа в молодежной среде, и, благодарение Богу, практически при каждом храме нашей епархии действует воскресная школа. Но мы ни в коем случае не должны забывать о людях среднего и старшего возраста. Для их катехизации при наиболее крупных приходах нашей епархии созданы православные лектории, в которых занятия проходят один раз в неделю в вечернее время. На них священники разъясняют слушателям основные догматы православной веры, особенности православного богослужения. Наша задача состоит в том, чтобы таких лекториев было как можно больше и в них наряду с пастырскими беседами активно использовались бы и другие формы работы - показ православных видеофильмов, паломничество по святыням самарской земли. Необходимо максимально соединить проповедь с литургической жизнью Церкви.

Встречая исторические юбилеи - 2000-летие Рождества Христова и 150-летие Самарской епархии, мы надеемся, что русский народ, уставший от многочисленных социальных и идеологических экспериментов и потрясений, вновь обратится к вере своих отцов - Святому Православию и через покаяние и любовь возродится вновь Святая Русь.