Православный интернет-портал «Древо крестное»

Выступление на заключительном пленарном заседании церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России. Приволжский регион»

Наш форум в полноте представил мнения представителей Церкви, непосредственных проводников государственной политики в исполнительной ветви власти, законодателей, лидеров авторитетных общественных институтов, а также ученых, аналитиков, специалистов различного профиля по волнующим общество проблемам в сфере демографии. Были намечены пути выхода из кризиса, применимые, по моему мнению, для улучшения демографической ситуации не только в Приволжском Федеральном округе, но и в целом для Российской Федерации.

Работа нашего церковно-общественного форума продолжила ту дискуссию, которая находится в центре внимания всей страны. Вопросы демографического развития России вышли на первый план еще в ходе общецерковного обсуждения перед Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, прошедшим в октябре 2004 года, и во многом определили его содержание. В своем докладе на Соборе Святейший Патриарх Алексий отметил, "что тяжелая демографическая ситуация, сложившаяся сегодня, отражает духовно-нравственное состояние общества, которое характеризуется как духовный регресс". Архиерейским Собором было принято специальное Заявление по вопросам демографии, в котором, в частности, сказано, что существование России в качестве сильного, уважаемого в мире государства немыслимо без многочисленного народа.

Положения, принятые на Архиерейском Соборе, получили развитие в ходе дискуссий и докладов на Церковно-общественном форуме "Духовно-нравственные основы демографического развития России", прошедшем 18-19 октября в Москве. Ныне этот актуальный и во многом определяющий судьбу России диалог Церкви и государства переместился в регионы и, в частности, сюда, в Нижний Новгород, являющийся центром Приволжского Федерального округа.

Прежде чем перейти к констатации того неоспоримого факта, что, что современное российское общество переживает демографический кризис, хотелось бы коротко охарактеризовать проблему в целом. Подобно тому, как прирост населения всегда считается признаком здоровья нации и цивилизации в целом, депопуляция есть признак болезни народа и общества. Исходя из этого критерия, следует сделать вывод, что вся Западная цивилизация, несмотря на видимое могущество и богатство, находится в крайнем упадке. Вот несколько цифр. За 40 лет население Земли увеличилось вдвое, но европейские народы практически перестали самовоспроизводиться. Из 47 европейских стран только одна мусульманская Албания демонстрирует уровень рождаемости, достаточный для сохранения народа. Остальная Европа вымирает. К 2050 году 100о миллионов европейцев исчезнут с лица Земли, а оставшиеся будут составлять лишь одну десятую мирового населения. Последний раз такие темпы сокращения наблюдались в Европе при эпидемии чумы в 14 веке. Радикальные изменения структуры населения происходят и в США, где многие штаты вскоре станут полностью испаноязычными, а былые жители останутся в меньшинстве на всей территории страны. Все это стало следствием лавинообразной духовной деградации, дехристианизации Старого и Нового света, а также десакрализации самых сокровенных сторон человеческой жизни. "Лишите народ веры, и он перестанет воспроизводить себя, а на освободившиеся территории придут иностранные солдаты и эмигранты", резонно заключает авторитетный западный исследователь данной проблемы. С ним солидарны лучшие отечественные философы и историки, склонные рассматривать весь процесс духовного умирания Запада как расплату за его грехи. Иным и не мог стать логический финал, к которому пришло "общество потребления", ополчившееся в конце концов на собственных детей.

Все это необходимо знать и нам, хотя нас, конечно, больше заботит будущее собственной страны. Тревожные данные были озвучены в докладе Высокопреосвященнейшего Климента, Управляющего делами Московской Патриархии: ежегодно в России становится на 1 миллион меньше детей, а на 100 родившихся приходится 179 убитых в утробе матери. Ежегодно до 50 тысяч женщин утрачивают дар материнства, каждая шестая женщина в России не может иметь детей. При сохранении нынешних демографических тенденций за ближайшие 50 лет население страны может сократиться, по разным прогнозам, на 30 - 40 % , т.е. будет насчитывать чуть более 100 млн. человек.

В этой ситуации общество обращает свои взоры на Церковь как на одну из немногих сил, способных встать на пути распада и вымирания нации.

Вопреки широко распространенному мнению, что причина депопуляции связана с низким уровнем жизни, анализ демографических процессов доказывает отсутствие определяющей связи между уровнем жизни и рождаемостью. Кроме того, Россия достаточно богатая страна, особенно если учитывать ее несметные подземные кладовые. Нельзя согласиться и с тем, что низкая рождаемость - обязательный атрибут благополучия, как это происходит на Западе. У нас - особая страна, для которой духовность никогда не была пустым звуком, а являлась главным смыслом жизни, ее стержнем. Западные ценности были насильственно привнесены в нашу жизнь через чуждую России идеологию марксизма и разрушение традиционного крестьянского уклада в угоду идолу индустриализации. Поэтому даже явление депопуляции у нас имеет иную подоплеку, чем на "благополучном" Западе. В большинстве у нас не хотят иметь детей из страха нищеты и, главное, безверия. Россия гораздо менее пропитана духом стяжательства, который губит Запад. Вместе с чуждой идеологией мы сбрасываем с себя и заимствованные схемы и догмы, возвращаемся к спасительным идеалам родного Православия. В нем наша сила. Только на этом пути можно обрести решения, которые безрезультатно ищут целые институты, занимающиеся проблемами демографии. Вопросы духовно-нравственного образования и воспитания растущего поколения при такой демографической и социальной ситуации, как у нас, приобретают ключевую роль. Ведь достаточно вырастить одно нравственно зрелое, глубоко верующее, воздержанное, христолюбивое и твердое в своих христианских убеждениях поколение, как многие проблемы, в том числе социальные и демографические, окажутся решены как бы "сами собой". Православная молодежь не пополнит армию наркоманов, алкоголиков и преступников, она не оставит своих стариков умирать от голода и холода на улице, не поддастся на многие искушения мира сего, не преступит заповедей Христовых, оставит после себя здоровое и многочисленное потомство. Разве этого не понимают чиновники, ставящие всяческие препоны на пути духовного образования, запрещающие священникам приходить к детям и тем прямо нарушающие завет Христов? Недостатки семейного воспитания и упущения в идеологической сфере могла бы восполнить школа, как государственный институт. Но и здесь ребенка ждет та же бездуховность, тщательно охраняемая от всякого оздоровляющего влияния Церкви и православной традиции. Получается замкнутый круг, из которого выходит эгоист и стяжатель, равнодушный, а порой и враждебно настроенный к своей Родине, ко всему отеческому наследию. Естественно, такая школа неспособна подготовить подрастающее поколение к взрослой жизни, к самоотречению, без которого нет истинного материнства и отцовства. Недаром подавляющее большинство заключаемых в наше время браков распадаются, оставляя без полноценного семейного воспитания тысячи детей. Нам, представителям Церкви непонятно столь упорное сопротивление Министерства науки и образования признать культурологическую значимость преподавания духовной культуры и этики в школах.

Странным кажется и постоянно идущее вытеснение из школьных программ дисциплин, связанных со сферой нравственных норм. Зато с быстротой и легкостью вводятся предметы, наподобие "Планирования семьи", "Основ обеспечения жизнедеятельности" ("Валеология"), уроки "сексуального просвещения", разрушающие личность ребенка, семью и, в конечном счете, государство. Присутствие этих, с позволения сказать, "дисциплин" в общеобразовательных учебных заведениях абсолютно недопустимо.

Православная Церковь рассматривает образование не как обезличенную сумму знаний, а как создание условий для духовного становления ребенка. Это непрерывный процесс передачи знаний и традиций, обеспечение связи поколений в расчете на укрепление духовных и материальных основ общества в исторической перспективе. Этой-то перспективы нас и хотят лишить те, кто встает на пути духовного образования. Государство признает в качестве национального достояния православные храмы и иконы, но отказывает в общественном признании духовно-нравственному воспитанию и образованию, без которых наш народ не создал бы ни одного шедевра зодчества и иконописи. Более того, государство допускает активное противодействие насаждению в школах основ такого воспитания и образования. Даже культуроведческий предмет "Основы православной культуры" воспринимается во многих областях России, в том числе и входящих в Приволжский Федеральный округ, буквально "в штыки". Между тем граждане Российской Федерации имеют неотъемлемое конституционное право на полноценное религиозное образование, не говоря уже о культурологическом аспекте обучения. Необходимо настойчиво отстаивать права наших детей и их родителей на изучение в государственных образовательных учреждениях курса "Основ православной культуры", а также ускорить методологическую разработку других школьных предметов, способствующих духовному становлению подрастающего поколения. Государство может и должно финансово поддержать православные школы и гимназии, прошедшие лицензирование и обеспечивающие высокий уровень духовно-нравственного образования и воспитания.

В обращении Архиерейского Собора по вопросам демографии первоосновой сокращения народонаселения названы, в первую очередь, "… отход от идеалов святости семейной жизни". Здоровая многодетная семья является ключевой, фундаментальной ценностью для нормальной жизни государства. Но в современном мире супружество рассматривается как нечто архаичное, ограничивающее свободу человека, зато признается "право" на убийство нерожденного ребенка во чреве матери. Считаю, что искусственное прерывание беременности должно быть по крайней мере выведено за рамки оплачиваемых медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию, чтобы государство впрямую не финансировало собственное уничтожение.

С другой стороны у нас в России в целом и в Приволжском Федеральном округе в частности еще очень много сирот при живых родителях. Государство заботится о них, как может. Но недостаточно только дать обездоленному ребенку крышу над головой и пищу. Ему необходимы человеческое тепло и доброта. Эта проблема может быть решена через перепрофилирование существующих детских домов в семейные, где воспитанники почувствовали бы себя нужными, полноценными, любимыми членами большой настоящей семьи, у которой есть отец и мать.

В современном секуляризированном обществе освященный Церковью Брак не считается чем-то обязательным, зато поборники "прав человека" считают допустимыми и даже нормальными такие отношения между людьми, которые прежде признавались постыдными и аморальными. Это влечет за собой сбой всех механизмов общественной жизни. Как писал святитель Филарет Московский: "от нарушения нравственных законов семейной жизни происходят дурные последствия для детей, общества и государства. Неудивительно, что авторитет семьи, как социального института, неуклонно падает, а привлекательность материнства и отцовства в глазах девушек и юношей поставлена под сомнение. А между тем есть - и немало - примеров благочестивых семей, в которых детей с малолетства растят духовно гармоничными, глубокими, ответственными людьми, настоящими патриотами своей Родины. Однако о них мало кто знает, зато всячески муссируются в "желтой" прессе скандальные подробности разводов и супружеских измен.

Здесь мы вплотную подходим к одной из ключевых тем. Сегодня ребенок часто воспринимает отрицательный опыт - безнравственное поведение взрослых, сквернословие окружающих, растлевающую теле- и видеопродукцию, демонизированные компьютерные игры, бесстыдную и пропагандирующую порок рекламу и т.п. Все это оказывает тлетворное воздействие на самого ребенка, а в будущем на его семью и потомство. Ведущую роль в растлении подрастающего поколения играют средства массовой информации, ставящие на первое место в своей деятельности принцип "прибыль любой ценой". Зачастую на нашем телевидении и в печатных СМИ можно встретить такие жестокость, насилие, пошлость и цинизм, которые запрещены к показу широкой, а тем более молодежной и детской аудитории во всех цивилизованных странах мира! В то же время православные, да и просто нравственные, традиционные по форме и содержанию передачи и публикации с трудом находят путь к массовому зрителю и читателю. Считаю, что на региональном уровне вполне по силам хотя бы частично решить эту проблему, используя как административные, так и финансовые рычаги влияния на СМИ. Речь не идет о призывах к возвращению тотальной цензуры, в чем нас пытаются обвинить недобросовестные критики, а, напротив, о дальнейшем вхождении рынка отечественных масс-медиа в признанное международным сообществом русло. Приличествующее им место в системе общественного контроля за СМИ должны занять Наблюдательные советы, состоящие из уважаемых людей, в чью компетенцию, как везде принято, будет входить и выработка рекомендаций к отзыву или непродлению лицензии того или иного СМИ, грубо нарушающего нравственно-этические нормы.

Своё выступление я хотел бы завершить словами апостола Павла, которые звучат сегодня особенно актуально: "Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских…" (Еф. 6, 11-12). От того, как твердо мы сможем противостать им, зависит само существование России.