Православный интернет-портал «Древо крестное»

Выступление митрополита Самарского и Сызранского Сергия во время посещения Некоммерческого Фонда «Детский епархиальный образовательный центр»

В настоящее время, в период социально-экономического кризиса, особо остро ощущается необходимость возрождения духовно-нравственной личности, патриота своей страны, знающего культуру своего народа, прошлое и настоящее своей страны и малой Родины. Гражданский и духовный долг старшего поколения заключается в передаче новому поколению христианских ценностей, которые издревле являлись основой образования и воспитания подрастающего поколения. Здоровые корни прошлого - неустаревающие нравственные идеалы порождают здоровые плоды духовно-нравственного воспитания.

Мы помним то еще недавнее время, когда религиозный человек представлялся неким ретроградом - его жизненный уклад высмеивался как пережиток прошлого. Сейчас вера в Бога в сердцах людей. И пожилые, и молодые люди приходят в храмы с мольбами и о себе, и о близких, и о будущем своего Отечества. Прошли те времена, когда система отечественного образования рассматривала святоотеческое наследие исключительно с атеистической точки зрения.

В последнее время в научных кругах развивается такое направление, как креационизм, которое отчасти удовлетворяет потребность ученых найти научное объяснение существования Бога. Даже Альберт Эйнштейн писал: «Каждый, кто серьезно занимается наукой, убеждается в том, что в законах природы присутствует некий дух, и этот дух, выше человека по этой причине занятия наукой приводят человека к религии». Таким образом, научное познание мира, приводит к познанию духовности, которое невозможно через образование и воспитание.

В педагогической теории и практике развивается стойкая тенденция к сотрудничеству Церкви и светской системы образования.

Во многих регионах заключены соглашения епархий с органами с органами управления образованием, совместно готовятся учителя.

Не стоит забывать, что Православная вера накопила колоссальный опыт духовно-нравственного воспитания детей, целесообразность которого трудно переоценить в процессе подготовки педагога к учебной деятельности. Всем известно, что понятие «учитель» - звучит гордо. Учитель - это пример подражания для подрастающего поколения, эталон духовно-нравственного поведения. Не имея опыта духовно-нравственной жизни, вряд ли педагог сможет заложить в души воспитанников зерна человеческих добродетелей.

Авторитет старших, способность перенимать положительный опыт, накопленный старшего поколения - традиционная основа воспитания и образования.

Конечно, не только учебно-воспитательные учреждения формируют духовную основу поведения ребенка. В первую очередь, духовно-нравственный стержень личности закладывается в семье.

Хорошо сказал священник Илья Шугаев: «С появлением детей дом становится вторым местом работы». Задача родителей не только в удовлетворении физиологических потребностей растущего организма ребенка - организация системы здорового питания, режима дня и т.д., но и организация таких условий воспитания, при которых душа ребенка наполнялась и обогащалась морально-нравственным смыслом».

К сожалению, у многих родителей существует стойкая позиция по поводу того, что школа и образовательные учреждения должны выполнять воспитательные функции. Не редки случаи, когда ребенок в семье чувствует себя одиноким и предоставленным самому себе. Родители, уставшие после трудового дня, не уделяют должное внимание ребенку, и он вынужден искать внимания к своей персоне вне семьи. Хорошо, если у него есть возможность реального полноценного общения с друзьями. Но чаще всего ребенок погружается в виртуальное пространство, где ищет доступные способы самореализации.

Родители, воспитатели, педагоги обязаны разъяснить ребенку, что интернет – это, прежде всего, источник получения полезной информации, а так же средство массовой коммуникации, которое затрагивает интересы многих людей, и ребенок должен научиться не нарушать права другого человека, не оскорблять его честь и достоинство. Кроме того, нужно разъяснять ребенку, что виртуальное пространство отрицательно влияет на психику человека. Уже доказано учеными, что интернет приводит к развитию эгоизма, агрессивного поведения, мнительности. Есть данные, что долгое пребывание в сети приводит к тому, что человек остро начинает ощущать неудовлетворенность своей жизнью и начинает ощущать себя несчастным.

В настоящее время со стороны правительства, образовательно-воспитательных структур необходимо осуществлять жесткий контроль за интернет-ресурсами: закрывать сайты, носящие разрушительный характер для еще неокрепшей психики ребенка и подростка. Интернет - стал уже неотъемлемой частью нашей жизни, полностью отказаться от него мы уже не можем. Но мы можем научить ребенка использовать интернетом так, чтобы он приносил пользу.

В настоящее время существует достаточно много сайтов для детей, которые несут в своей основе позитив, добро, нравственность (например, сайт «Ерошка», «Радость моя», «Настя и Никита», «Родник», «Виноград», «Детская православная библиотека», «Слово», «Лампадка», «Свечечка», «Наследник», «Отрок» и другие).

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Вернемся к родительскому воспитанию. Всем известно, что воспитание начинается с колыбели. Маленький человечек видит, чем живут его родители, какие программы они смотрят, как они организуют свой досуг, как они общаются между собой и со своим чадом. Прежде всего, материнская и отеческая любовь - дает маленькому человечку уверенность в собственных силах. Известно, что ребенок, выросший в счастливой семье, где живет любовь, понимание, внимание к проблемам друг друга, - лучше адаптируется к социальному окружению в целом. Такой ребенок более дисциплинирован, успешен в обучении, способен доверять авторитету учителя и учебному коллективу. В дальнейшем такое поведение может послужить базой для доверия миру в целом.

Ребенок должен ощущать себя не только частичкой семьи, ученого коллектива, но и частичкой своей страны - гражданином и патриотом. Содержанием духовности является культура народа, которая нашла свое отражение в литературе, искусстве, живописи, музыке и проч.

Сфера воспитания и образования - это основа мировоззрения, национального самосознания. Историческая жизнь народов обусловлена целым рядом факторов: от природно-географического положения, и хозяйственно-бытовых условий до возраста этноса и его духовно-религиозного опыта. В случае изменения системы духовных ценностей, установление единого миропорядка и образа жизни, может привести к потере национальной самобытности.

Общечеловеческая идея прогресса, базирующаяся на движении народов в одном направлении - направлении стирания межэтнических и национальных границ - путь европейской цивилизации. Кроме того, стремление к свободе через богатство - так называемая американская мечта, пока еще с трудом воспринимается в России большинством населения, как ценность человеческого бытия. На русской почве в приоритете еще пока такие ценности, как сострадание, милосердие, доброта, любовь к ближнему.

Достоевский писал, что «идеалы русского народа сильны и святы, они и спасли его в века мучений. Они срослись с его душой и наградили ее на веки честностью, искренностью и широким, открытым умом. Исторические идеалы русского народа - это Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, Тихон Задонский, Амвросий Оптинский и др.».

Итак, обозначим основные приоритетные задачи духовно-нравственного воспитания:

- воспитание патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны и будущему своего Отечества,

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к обучению и труду;

- уважение к людям труда через знакомство с прошлым и настоящим села, города, района и области;

- реализация практического экологического воспитания через проведение системы природоохранных и природосберегающих мероприятий во время экскурсий, походов, экспедиций;

- воспитание уважительного отношения к родителям, старшему поколению;

- формирование, сохранение семейных ценностей.

Наряду с образовательно-воспитательными задачами именно предметы гуманитарного цикла должны решать задачи общественно-полезного характера, формировать элементы гражданственности. Я глубоко убежден, что образовательные программы должны являться деятельной формой воспитания морально и физически здоровой личности, как это мы видим здесь в этом замечательном детском центре.