Православный интернет-портал «Древо крестное»

Воспитание в русской православной культуре - залог межконфессионального мира и преемственности традиций

Источником спокойной и уверенной в себе силы духа русского народа всегда являлась Церковь. Она была и остается объединяющим началом, определяющим национальную идентичность русских, формирующим их самосознание, привлекающим к нам соседние народы. Именно эта сила-источник стабильности общества, межконфессионального мира и согласия, она обеспечивала и обеспечивает истинную духовную свободу человека

Сегодня, в век успехов технического прогресса, к сожалению, духовная свобода человека ущемляется, поскольку современная реальность ориентируется на меркантильные интересы, материальные ценности. Снова и снова враг рода человеческого влечет за собой не только отдельных людей, но пытается поработить целые народы, искушает призраком земного рая, затуманивает сознание идеями "равенства и братства" в глобальном мире и, наконец, самое страшное: призывает отречься от Бога и поклониться ему, духу злобы, получив власть над всеми царствами мира. Этому способствует и насаждаемое в обществе религиозное невежество, делающее некоторых наших граждан отзывчивыми на проповедь экстремизма, порождающее национальную и межконфессиональную нетерпимость, анархию и нестроения.

Формируя общественное мировоззрение, государство должно стремиться привить духовные основы, чтобы сохранить целостность личности, семьи, а в конечном счете и собственную. Эти духовные основы являются главными, приоритетными в любом здоровом обществе.

Русская культура исторически неразрывно связана с Православием. Святая Русь образовалась благодаря византийской православной вере, которую воспринял святой равноапостольный князь Владимир в X веке. Анализируя причины, обусловившие выбор князя Владимира в пользу православной Византии, академик Борис Раушенбах среди важных назвал просветительскую деятельность святых Кирилла и Мефодия. Созданная ими письменность позволяла проповедовать Православие на славянском языке. Крещение и связанное с ним заимствование византийской культуры не только не лишили Русь ее самостоятельности, но способствовали созданию именно на этой основе мощного культурного генофонда нашего народа.

Первыми культурными центрами Киевской Руси стали монастыри. В их библиотеках хранились жития и творения святых отцов, учителей Церкви, летописи, хронографы, географические сочинения, философские и военные трактаты, классические труды. Первые школы открываются в стенах монастырей. Зодчество, иконопись, рожденные под руководством византийских мастеров, приобрели уникальную, неповторимую древнерусскую напевность, монументальность и легкость, олицетворяя сочетание земной простоты и небесной величавости. В обителях развивались ремесла. Монастыри становились средоточием воли и духа русского народа. Мужество и стойкость, военные и государственные таланты, проявленные нашим народом в ходе многовековой нелегкой истории, не знают себе равных.

С течением времени идеалы утрачивались, а смена идеологий влияла и на творческий процесс человека, и на общество в целом. В посткоммунистический период мы потеряли единение духовной (я имею в виду церковной) и светской культур, в то время как их целостное единство и составляет нашу российскую культуру.

Культура. Изначально этимология этого слова обращена к Богу и имеет прежде всего религиозную направленность. Владимир Даль определяет культуру как возделывание, образование. Культура - это возвышение человека, и ее главная идея - обожение, одухотворение. Она ведет человека к познанию Бога. И потому, раскрывая возможности своей личности через культуру, человек проникает в глубину своего образа, в свой внутренний мир. И сейчас люди обращают свой взор к Богу и, естественно, задумываются о своем бытии. Становится востребованной наша православная историческая вера. В пространстве циничного сознания, навязанного "бесстыдной Европой", только Православная Церковь поможет нам вернуть утраченные главные общечеловеческие ценности - ценность личности, семьи, чувство патриотизма и ответственности перед Богом и, значит, перед своей совестью, то есть поможет вернуть человека в сферу добра и любви. Сфера добра, как подчеркивает академик Дмитрий Лихачев, плотно связана с традициями родной культуры, с культурой человечества, с прошлым и будущим. От каждого из нас требуется внимание к истории - своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством. Но, прежде чем рассуждать о мировой культуре, подрастающему поколению необходимо познать свою, русскую культуру. Именно культура призвана помочь человеку в определении своего мировоззрения, своего бытия. Познание Божественного творения позволяет ему проникнуть через свою культуру и в мировую культуру.

Одним из показателей уровня культуры является состояние языка. Язык - дар, доставшийся народу как жребий, как некое предназначение его грядущего духовного бытия. О великом, прекрасном Божием даре - русском языке размышляли Тургенев, Гоголь и другие русские писатели.

Именно с этим языком росла Русская держава, именно стихия этого языка стала основой нашего культурного наследия. В языковых средствах человек мог выразить сложнейшую гамму чувств и переживаний: "сердце закручинилось, возликовало, опечалилось, смутилось, упало, воспарило, запылало, охладело, окаменело, закровоточило, замерло" и т.д. Однако постоянные орфографические реформы, введение новых иностранных слов, вульгаризмов, замена русских слов чужеземными словообразованиями обезличили наш язык. Уходят из родного языка церковнославянская напевность слов, точность и неповторимость их Божественной значимости.

Введение в средних школах единого государственного экзамена по литературе усугубляет падение языковой культуры. Тестовый характер вопросов не способствует сохранению благоговейного отношения к языку - носителю истины и красоты.

Проблема исторической преемственности - еще одна основная проблема современности. Историческая память должна быть в народе, и к нам она, слава Богу, возвращается. Наша история - это прежде всего школа благочестия. Пренебрегая своими традициями, мы отторгаемся от своих корней. Об этом с болью писал известный русский философ Иван Ильин: "В современном мире есть большая беда, а именно: оторванность человека от корней. Люди блуждают, носимые ветром судьбы, как опавшие листья, ни с чем не срастаясь, нигде не оседая, нигде не становясь верою как внешне, так и внутренне". Многие наши беды происходят именно из-за потери исторической памяти.

Понимая значимость преемственности прошлого, настоящего и будущего, нам важно осознать основные направления процесса восстановления исторической памяти.

Историческая память - это осмысление исторических фактов с позиций политических, религиозных, экономических, культурных, географических аспектов, самобытности русского характера. Историческая память - это возвращение забытых имен и памятников культуры, в том числе и православных (храмов, монастырей, скитов, часовен). Историческая память - это возрождение православных и народных традиций. Историческая память - это облагораживание могил предков. Именно восстановление исторической памяти, сохранение языковой культуры, возрождение народных традиций, интеграция православной и светской культур - это путь к возрождению России.

Не политические партии спасут Россию, ее воскресит воспрянувший к свету вечных святынь народный дух. Наступит время, когда мы вызреем духовно, придем к познанию Бога, очистимся от всех наслоений, и тогда восстановится наша цельность, и будем мы ценить свои исторические и культурные традиции, как основы воспитания. И тем самым сохраним нашу нацию, наш народ, наше государство и нашу историческую православную веру.

Будущее России во многом, если не во всем, зависит от того, каким путем пойдет сегодня образование. Будет ли оно давать учащимся сумму обезличенных сиюминутных знаний и умений или займется главным, к чему оно и призвано: восстановить образ Божий в человеке как в Его творении? От этого зависят судьба России в новом тысячелетии, ее место среди народов. Каким мы хотим видеть наше общество завтра, довольны ли мы тем, каково оно сейчас?

Современный мир, к сожалению, не обременяет себя поисками Божественной истины. Иерархию ценностей общество определяет в силу сложившегося богоборческого мировоззрения. Потеря правильных духовных ориентиров ввергла человечество в духовный кризис, который грозит нравственным распадом. Не обошла эта беда и нашу Россию, особенно ее молодежь. Ученые вынуждены констатировать: подрастающее поколение находится в опасности, да и все российское общество озабочено духовным здоровьем наших детей и юношества. Статистика свидетельствует о демографическом кризисе, происходящем в нашем государстве. Не менее трагичен и кризис личности, порождающий кризис семьи. А результат вызывает тревогу: 4,5 млн. детей-сирот при живых родителях, общество одолевают страшные болезни - СПИД, наркомания, преступность. Поднимают голову экстремизм и терроризм

Но сколько бы ни ополчались силы зла на нашу Россию, она все способна преодолеть, пока жива в ней вера Православная, пока есть люди, для которых святы отеческие традиции. С верой человеку все возможно, не нужно только отчаиваться. Даже одно доброе дело, один малый почин способны многое изменить к лучшему. В этом можно убедиться, посетив, например, пятую исправительную колонию в Самаре, где в заключении находится в основном молодежь - несколько тысяч человек. Стоило руководству и самим осужденным обратиться к отеческой вере, к истокам - открыть здесь Божий храм, и стали прекращаться внутренние нестроения, в людях пробуждается духовное начало.

К сожалению, человек начинает чаще задумываться о смысле своей жизни, когда она уже дала трещину. Конечно, его нужно поддержать в трудную минуту. Но не проще ли, не человечнее ли с детства воспитывать в нем христианские добродетели, взращивать в человеке зерно веры, которое дало бы добрые всходы как для него самого, так и для всего общества в целом? Человек без веры подобен кораблю без рулевого. Волны и ветер сносят его на губительные скалы, обрекают на крушение.

Человек может подняться до высот духа, но он же может пасть до омраченного, поистине скотского состояния. Священники, работающие с наркоманами и алкоголиками, отмечают, что основная причина этой пагубной страсти - в духовной и мировоззренческой дезориентации людей, пребывающих в состоянии глубокого религиозного невежества. А невежественного молодого человека легко завлечь и в деструктивную секту, и в противоправное сообщество, если он не получил с детства "прививку" от всяческого зла в виде родной православной духовности. Отсюда проистекает самое страшное - безразличие к своей Родине, к ее интересам и будущему, усугубляющее различные социальные невзгоды. Так и вырождается нация, в таком обществе человек не защищен, у него просто нет будущего.

Наступило время, когда государству и Церкви необходимо объединиться и помогать тем, кто оступился и пал, и тем, кто еще на пороге взрослой жизни. Возникла насущная потребность в переориентации подрастающего поколения на истинные духовные ценности. Наиболее плодотворно решаются эти вопросы через "симфонию властей": церковной и государственной. Государство занимается своими, мирскими делами. Церковь врачует духовные раны. У каждого - свой путь, но не надо забывать: цель - общая. Правовое законодательство - прерогатива государства, а за Церковью - нравственное здоровье общества. В самые трудные для России времена именно Церковь всегда помогала и помогает государству.

Образование и религия - это столпы нравственности каждого народа, именно они формируют исторический облик культуры. Наше время выдвигает принципы независимости общественной морали от декларированных догм, но при всем желании, по слову Святейшего Патриарха Алексия Второго, "свобода совести не оправдывает пренебрежения духовными традициями, которые складывались на протяжении тысячелетий. У каждого народа есть собственное лицо, уникальный душевный склад, неповторимый характер. И Церковь знает: без Православия России не возродить в полной мере своего истинного достоинства, своего исконного величия". В наше неспокойное время изучение основ своей религии - это еще и противоядие к экстремистской деятельности.

Программный документ Русской Православной Церкви "Основы социальной концепции", принятый Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г., выражает церковную позицию по вопросу об образовании: "С православной точки зрения желательно, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах и основана на христианских ценностях. Тем не менее Церковь, следуя многовековой традиции, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней исходя из признания человеческой свободы. При этом Церковь считает недопустимым намеренное навязывание учащимся антирелигиозных и антихристианских идей, утверждение монополии материалистического взгляда на мир".

Церковь видит цель образования в формировании нравственно и интеллектуально целостной личности. Православная педагогика ставит целью воспитать человека, не приспосабливающегося к реалиям развращенной действительности ("развлечения без последствий") с целью максимальной личной выгоды, а готового идти на самопожертвование ради святых Христовых заповедей.

Современная же система образования, наоборот, воспитывает человека, идущего "широким путем", который, по Евангелию, не ведет в жизнь вечную. Последствия этих поистине богоборческих принципов мы в полной мере ощущаем уже сейчас. Не может существовать общество, состоящее из эгоистов, не может жить и развиваться культура, основанная на индивидуализме! Без поддержки Церкви, без православного духовенства, ведущего подрастающее поколение к святоотеческой вере, нет сегодня образования полного, подлинного.

Российское общество свои надежды обращает к Министерству образования РФ. Современная школа не способна защитить молодежь от сектантов, агрессии и растления; она продолжает внушать ребенку, что человек произошел от обезьяны; сомнительными конкурсами, праздниками, дискотеками раскрепощает низменные инстинкты, воспитывает холодный прагматизм. Существует реальная опасность, что классическая культура, созданная на фундаменте Православия, хотя и искаженная атеизмом советского периода, останется все же недоступной нашим детям, и они никогда не познают ее неповторимого великолепия, не извлекут из общения с ней нравственных уроков.

Осознавая остроту создавшейся ситуации, Министерство образования РФ принимает решение о введении в образовательных учреждениях учебного предмета "Основы Православной культуры" в качестве регионального, школьного компонентов или факультативного курса базисного учебного плана. Осторожный шаг, предпринятый на уровне власти в сторону восстановления исторических, духовно-нравственных, культуроведческих основ образования, вызвал поток негативной реакции со стороны представителей различных административных структур, СМИ и других религиозных конфессий. Среди оппонентов введения "Основ Православной культуры" в образовательный процесс часто звучит аргумент о нарушении свободы личности. Ошибочность этого утверждения очевидна.

От того, какого человека мы воспитываем, зависит наше будущее. К сожалению, Самарская губерния стала экспериментальной площадкой в этой сфере. Небезызвестным Банком реконструкции и развития выделены огромные средства на проведение реформ, многие из которых вызывают не просто беспокойство, а полное неприятие, потому что направлены на разрушение. Например, официально заявлено, что главная задача новой школы - ориентация на рынок труда, то есть школа должна готовить не высококвалифицированных специалистов, инженеров, ученых, художников, писателей, а ремесленников. Это опасно и страшно. Ибо мы тогда превратимся просто в рабсилу, лишенную всякого творческого начала. Поэтому из школьной сетки злонамеренно убираются или видоизменяются предметы, направленные на воспитание личности, такие, как русская история, литература, русский язык. Соглашаясь с этим, мы обкрадываем собственных детей.

Церковь очень озабочена проводимыми реформами, и поэтому мы так настоятельно требуем введения в наших школах предмета "Основы православной культуры". Причем мы подчеркиваем, что это - не вероучительный предмет, и не ставим задачи, чтобы каждый ребенок обязательно шел в храм и молился, хотя это было бы только спасительно для России. Задача - воспитать человека в традициях русской культуры, русской истории. Невозможно, например, чувствовать всю красоту Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, не зная истоков Православной веры. Без этого невозможно правильно понимать и литературное наследие. Только человек знающий, ценящий и любящий свою Родину, осознающий на всем своем жизненном пути ответственность перед Богом и окружающими людьми, способен восстановить наше государство. Нужно воспитывать правосознание русского человека, а то так и будем "иванами, не помнящими родства". И что же мы тогда жалуемся и киваем на кого-то, когда сами живем вне Бога? Посмотрите, недавно опубликована была страшная статистика: сейчас насчитывается два с половиной миллиона брошенных детей при живых родителях! Это в три раза больше, чем после войны. Это - показатель нравственной деградации общества. Разрушена семья, а семья - это "малая Церковь", с которой начинается государство. И Церковь бьет в набат, мы призываем вернуться к традициям русской культуры, отеческой веры, ее истории.

Сейчас между Самарской епархией и областным департаментом образования, отделом образования города Самары заключены соглашения о преподавании курса "Основы православной культуры" в наших школах. Этот курс не вставлен в учебную сетку, но он рекомендуется как факультативный предмет по согласию родителей. И здесь уже все зависит только от нас самих: родители, которые хотят уберечь своих детей от пороков современного мира - наркомании, пьянства, развращенности, - должны требовать от руководства школ введения подобного курса. Тут уже не на кого будет кивать, что плохо или не так живем: первый шаг - пойти и потребовать для своих детей введение предмета, который поможет восстановить в них благодатную сущность. Не говорю "полностью восстановит", потому что такое восстановление возможно только в Церкви, в жизни по церковному календарю, но сделать шаг в этом направлении необходимо.

В течение всей своей жизни человек испытывает определенные земные, естественные радости: радость молодости, радость достижения определенного успеха, радость творческих сил, радость от умудренности опытом. Но всякая радость должна быть исполнена Божественным присутствием, должна являть в себе полноту человеческого бытия. Земной путь человека может и должен быть пройден достойно, а это значит, что человек должен вести нравственную жизнь, совершать достойные поступки, иметь достойные мысли и побуждения. Во многом это зависит от государства и общества, в котором живет человек. Государство, требуя от человека выполнения определенных обязательств, само должно проявлять заботу о нем, его доме, семье, а прежде всего о его духовном развитии.

В поисках совершенного блага научно-технический прогресс создал такую трагическую ситуацию, когда предназначенное быть светом оказывается для человека тьмой и ведет ко всеобщему страшному концу. Одной из серьезнейших ошибок, совершенных в последние столетия нашим цивилизованным миром, является противопоставление знаний: научного и философского - религиозному. По выражению Ломоносова, всевание вражды между ними имеет последствием полную потерю взаимопонимания и согласия между важнейшими сферами духовной и интеллектуальной жизни человека в осмыслении основополагающих принципов его деятельности. Истинная наука в союзе с Православием помогает человеку стать лучше, добрее, сильнее, активно противостоять злу и насилию. И не случайно известные ученые в области естествознания, как правило, были верующими людьми.

Процесс становления духовного образования начался и продолжается: у молодежи, интеллигенции появляется интерес к церковной истории. К сожалению, история нашего государства во многом была искажена в угоду атеистической идеологии. Сейчас все постепенно восстанавливается, но с немалыми трудностями.

Православие в своем учении не предлагает ничего, что противоречило бы точно установленным научным выводам в области познания этого мира или могло бы отрицательно влиять на нравственное состояние личности и общества, на развитие мысли, науки и культуры в целом. Православие удовлетворяет важнейшим потребностям человека, дает конкретный исчерпывающий ответ на вопрос, в чем смысл и цель его жизни: в вечном бытии личности, в единении со своим Творцом. Удовлетворение этой потребности наполнит созидательной энергией наш русский народ и обеспечит ему достойную жизнь и уважение иных народов. Это становится особенно актуальным на современном этапе, когда в условиях углубляющейся интеграции разные цивилизационные модели входят во все большее соприкосновение и взаимодействие, когда есть силы, стремящиеся навязать человечеству монополярность, опирающиеся при этом только на экономическую или военную мощь, игнорирующие богатейшую палитру духовных чаяний народов, населяющих мир Божий.