Православный интернет-портал «Древо крестное»

Традиции богословского образования в России: история и современность

Обращаясь к истории богословского образования в России, необходимо отметить, что в средневековой Европе теология, как научная дисциплина, появилась сразу вместе с открытием высших учебных заведений университетов. Теология находилась в центре всех образовательных процессов. Это «высшая наука», как сформулировал крупнейший авторитет средневековой философии Фома Аквинский, - все остальные науки предназначены служить теологии.

Пути русской богословской школы были несколько иными. Университетское образование в России появляется в XVIII веке. Среди высших школ предшествующего периода необходимо упомянуть Киево-Могилянскую духовную академию, Славяно-греко-латинскую академию, училище боярина Федора Ртищева в Андреевском монастыре Москвы. В значительной степени эти учебные заведения были подвержены схоластическому влиянию. Главным языком преподавания оставалась латынь.

В 1755 году в России возникает Московский университет с тремя факультетами юридическим, медицинским и философским. М. В. Ломоносов писал графу Шувалову: «Богословский факультет оставляю синодальным училищам». Одной из основных причин отказа Ломоносова включить теологический факультет в число первых университетских подразделений являлось то, что почти все профессора прибыли из Европы, из 10 профессоров университета только двое были русскими. Неизбежно вставал вопрос: какое богословие они могли читать ? протестантское, католическое? В результате в России XVIII века произошло отделение богословия от высшей светской школы. В это же время прослеживаются две тенденции: русская культура становится все более мирской, секулярной, а православное духовенство опасается католического и протестантского прозелитизма. Теология, как наука, могла быть в ту эпоху только европейской, потому что на протяжении столетий она разрабатывалась католическими мыслителями Средневековья. К величайшему сожалению, колоссальная Византийская православная традиция была в значительной степени забыта.

Тем не менее, в России XVIII века были высшие учебные заведения с преподаванием теологии. В состав России тогда вошли Прибалтика и восточные провинции Речи Посполитой, где находились Дерптский (немецкий) и Виленский (польский) университеты, имеющие теологические факультеты.

В русских университетах последующих веков теологических факультетов формально не было, но выстраивались многоуровневые отношения с Духовными академиями. Так в университетах на различных факультетах действовали кафедры всеобщей церковной истории, русской церковной истории, церковного (канонического) права, которые чаще всего возглавляли священнослужители - кандидаты, магистры и доктора богословия, церковной истории и церковного права. Однако в XIX веке, например, взаимодействие духовной и светской высшей школы оставалось весьма ограниченным. Согласно уставу 1884 года, который был отменен в 1904 году, выпускники Духовных семинарий не могли поступать в университеты, а выпускники гимназий и реальных училищ - в Духовные академии. Эти запреты приводили к постепенному вытеснению религии из интеллектуальной жизни высшего общества - дворянства, а позднее интеллигенции.

Большинство молодых интеллектуалов начала XX века воспринимало религию как нечто отжившее. Именно эта группа формировала идеологию радикальных российских партий, в результате победы одной из которых в стране началось насильственное искоренение религии. В этой связи один известный современный богослов заметил, что не случайно Октябрьская революция произошла в единственной из европейских стран, где в университетах не преподавалась теология!

К чести российских университетов нужно отметить, что они горячо откликнулись на известие о разгроме Духовных академий в 1918 году. Так, ученые советы Московского и Петроградского университетов были готовы включить в свои академические структуры на правах факультетов закрытые большевиками академии. В 1920 году при непосредственной поддержке профессуры Петроградского университета открылся Петроградский богословский институт, который был закрыт властями в 1923 году. Наконец, в Париже в 1925 году был сформирован Сергиевский богословский институт, ставший, по замечанию его первого ректора митрополита Евлогия (Георгиевского) «практически единственным очагом живой православной мысли» в русском зарубежье. В его стенах трудились бывшие профессора Духовных академий и самых значительных российских университетов.

В советское время богословское образование в России поддерживалось только в Московской Духовной академии.

В современный период российской истории отдельные богословские дисциплины начинают преподаваться в университетах. В 1992 году Министерство образования приняло решение о возможности преподавания теологии в учреждениях профессионального образования России. Однако процесс введения новой специальности затянулся на несколько лет.

В декабре 1993 года приказом заместителя министра образования РФ был утвержден государственный стандарт по направлению бакалавриата «теология». И только 17 февраля 2000 года на заседании Межведомственного совета специальность «теология» была внесена в Перечень направлений и специальностей высшего профессионального образования. То, что принятие стандарта по этой специальности, затянулось на семь лет, не является случайностью. Для этого потребовалось специальное послание, подписанное Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, президентом РАН Осиповым, президентом Российской академии образования Никандровым и председателем совета ректоров российских вузов, ректором МГУ Садовничим. Против введения теологии в вузы выступили религиоведы - в большинстве своем ранее преподававшие научный атеизм. Основным аргументом оппонентов было то, что новая специальность якобы противоречит светскому характеру государства в России и может усилить рознь между религиозными общинами страны. В дискуссии, которая состоялась по данной проблеме, была исчерпывающе доказана неверность этих умонастроений. Россия, действительно, многоконфессиональная и многонациональная страна, но это не является причиной, чтобы запретить русскому или какому-либо другому народу изучать свои национальные и религиозные традиции.

В 1990 году, когда в Верховном Совете обсуждался вопрос о допустить или нет священнослужителей в школы, представителей Православной Церкви поддержал главный раввин Москвы Шаевич: «Мы заинтересованы, чтобы православные священники пошли в школы, поскольку мы убеждены, что это приведет к снижению антисемитизма в России».

Подготовка бакалавров по теологии возможна по трем профилям: христианская, исламская, иудейская теология; специально уточнено, что этот список может быть дополнен по представлениям других конфессий. До 1917 года Россия была страной, где Православие являлось официальной религией. Однако всегда находилось достойное место для мусульманской, протестантской, католической и иных религиозных общин, представители которых играли важную роль в жизни страны.

Изучение зарубежного опыта показывает, что в европейских государствах, являющихся, как и современная Россия, светскими, теология преподается во многих университетах. Так, в Боннском университете существуют сразу два теологических факультета - протестантский и католический, которые сотрудничают, обмениваются преподавателями. Такая же ситуация в государственном университете французского Страсбурга. В Оксфорде и Кембридже теологические факультеты являются старейшими и первыми по внутренней университетской нумерации. Мощные теологические факультеты действуют в Берне, Женеве, Вене, Берлине, Хельсинки, Копенгагене и других крупнейших университетских центрах Европы.

В настоящий момент в 40 вузах России изучается теология. Из них 10 вузов - государственные (вузы Москвы, Омска, Владивостока и других крупных городов). На стадии открытия находятся отделения теологии еще пяти вузов: в Сургуте, Ростове-на-Дону, Воронеже, Нижнем Новгороде, Туле). В ряде областей, в том числе и в Самарской, теологические факультеты открыты в негосударственных высших учебных заведениях. Во многих вузах преподаватели сами добиваются формирования курсов по изучению Православия. Большие надежды по подготовке кадров для преподавания теологии возлагаются на Духовные академии и семинарии, в частности, и на нашу Самарскую семинарию.

Сегодня Самарская Православная Духовная семинария отмечает свое 150-летие. Ее открытие состоялось 9 сентября 1858 года при Преосвященном Феофиле (Надеждине) по Высочайшему Указу Государя императора Александра II и Святейшего Правительствующего Синода. Первым ректором был назначен профессор Херсонской семинарии архимандрит Геннадий (Левитский), в последствии ? епископ Сарапульский. На три отделения семинарии были зачислены 197 учеников.

Следует учитывать, что дореволюционная Духовная семинария была средним учебным заведением и кроме изучения богословских наук, давала и светские знания в объеме классической гимназии.

Самарская Духовная семинария, в соответствии с Высочайше утвержденным Уставом 1867 года, состояла из трех двухгодичных отделений. На низшем отделении изучались: российская словесность, алгебра, геометрия, всеобщая история, латинский и греческий языки, катехизис, пасхалия, введение в литургику и Священное Писание Ветхого Завета. На среднем отделении изучались логика, психология, естествознание, физика, русская история, библейская история, герменевтика, патристика, Священное Писание Ветхого Завета и древние языки. На высшем отделении изучалось Священное Писание Нового Завета, Догматическое богословие, нравственное богословие, пастырское богословие, обличительное богословие, литургика, гомилетика, каноническое право, общая церковная история, история Русской Церкви. Кроме того, в семинарии изучались немецкий и французские языки, медицина и сельское хозяйство. По инициативе епископа Гурия (Буртасовского) для активизации миссионерской работы в епархии было введено факультативное изучение татарского и чувашского языков. Выпускники семинарии вели активную миссионерскую проповедь среди малых народов Поволжья.

В октябре 1918 года Самарская Духовная семинария была закрыта, многие ее преподаватели и выпускники репрессированы. Нельзя не упомянуть и о попытках создать подпольную семинарию в Самаре в тяжкие годы гонений, когда нашей епархией управлял священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский и Сызранский.

В девяностые годы открылась новая страница в истории Самарской Духовной семинарии. Милостью Божией мне довелось принять деятельное участие в ее возрождении. В 1993 году, когда Священноначалием мне было определено быть епископом Самарским и Сызранским, я поставил главной задачей своего служения возрождение духовного образования в епархии. Поскольку, развивая духовное образование, мы поднимаем нравственный уровень народа, возвращаем его к исторической православной вере. Иными словами, духовное образование - это обретение через православную веру личности как образа и подобия Божия. 29 марта 1994 года мною был издан Указ об открытии Самарского Епархиального Духовного училища в помещении бывшей учительской семинарии, ввиду того, что прежнее здание было занято Техническим университетом. Ректором был назначен кандидат педагогических наук иерей Евгений Шестун, проректором по учебной работе - доцент Иван Павлович Семиков.

В первый год было зачислено 42 воспитанника и 4 кандидата в возрасте от 18 до 30 лет. Торжественное открытие Самарского Епархиального Духовного училища состоялось 1 сентября 1994 года . Важная веха в жизни нашей духовной школы - 17 июля 1997 года, когда училище было пре¬образовано в Самарскую Духовную семинарию. Осенью того же года началось строительство нового трехэтажного жилого корпуса семинарии, а также корпуса регентского отделения. Все работы были закончены к 2000-му году. Общая площадь внутренних помещений семинарии превышает 15 тысяч квадратных метров, имеется благоустроенное общежитие для пастырского и регентского отделений, актовый зал, оборудованные учебные аудитории.

В настоящее время Самарская Православная Духовная семинария - это пятилетнее Высшее учебное заведение Русской Православной церкви, которое выдает диплом специалиста или бакалавра богословия. На очном пастырском отделении обучаются 90 человек, на заочном пастырском отделении - 263 человека, на регентском отделении - 30 человек.

В дореволюционные годы накоплен большой опыт богословского образования, как части религиозного образования. Современная семинария, сохраняя преемственность в области религиозного образования, дополняет и углубляет его содержание с учетом тенденций развития богословия и других наук. Деятельность семинарии многогранна. Кроме учебно-воспитательной работы по подготовке пастырей и регентов, она выполняет культурно-образовательную, духовно-просветительскую, программно-методическую, научно-исследовательскую, учебно-воспитательную, экспертно-консультативную, социально-практическую функции. Такая многогранность в деятельности семинарии обусловлена социальной ситуацией в стране и регионе.

Учебная и методическая работа организована по кафедральной системе. В настоящее время активно работают: Богословская, Библейская, Церковно-историческая, Церковно-практическая кафедры, кафедра классического и зарубежного языкознания, кафедра православной педагогики и психологии. Среди преподавателей семинарии - два академика, шесть докторов наук, девять кандидатов наук, пять кандидатов богословия, один заслуженный учитель России. Большую известность получили научные труды преподавателей семинарии: заведующего межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии, действительного члена РАЕН, доктора педагогических наук, профессора игумена Георгия (Шестуна), заведующего межвузовской кафедрой теологии СГУПС доктора философских наук, профессора протоиерея Димитрия Лескина, заведующей кафедрой классического и зарубежного языкознания доктора филологических наук профессора Людмилы Карпенко, профессора Ивана Семикова, доцента Ольги Радченко

За годы советской власти сложилось устойчивое мнение, что советский народ - самый читающий, образованный и обладающий высокой культурой. Количественные показатели это подтверждают: огромное число наших граждан посещали библиотеки, музеи, театры, могли назвать имена художников, композиторов, писателей, поэтов и их наиболее значимые произведения. С другой стороны, люди в те годы были далеки от понимания глубинного духовного смысла, заложенного в лучших произведениях искусства и литературы. В этой связи утрачивалось главное предназначение культуроведческого образования — оказывать направленное воздействие на совершенствование нравственных качеств личности.

В 90-е годы прошедшего столетия у большинства людей стал пробуждаться интерес к духовности, но у них было очень мало знаний о православной культуре и традиции. Многие обладали и сейчас обладают лишь отрывочными представлениями о религии. Духовно-нравственный кризис, который проявляется во всех сферах, участившиеся межнациональные и межконфессиональные конфликты, террористические акты с особой остротой поставили перед обществом и лидерами страны проблему упорядочения сферы духовно-нравственного образования. Ведь сеять рознь и разжигать ненависть удобно лишь в атмосфере невежества, незнания людьми собственной и иных религиозных традиций. Лишь тогда религиозные и этнические различия воспринимаются по линии разграничения "свой - чужой". Поэтому общество и государство должны быть кровно заинтересованы в том, чтобы сфера духовно-нравственного и богословского образования успешно развивалась.

Общеизвестно, что наиболее действенный путь разрешения вышеназванных проблем - возрождение и сохранение духовности в каждом новом поколении. Поэтому приобщение школьников и студентов к духовным и культурным ценностям традиционных религиозных конфессий осуществляется в системе образования всех цивилизованных государств. У нас в России, как и повсюду в мире, востребовано многоуровневое богословское образование. При этом теологическое образование необходимо рассматривать как часть общекультурного (цивилизационного), национального, религиозного образования.

Богословское образование на общекультурном (цивилизационном) уровне должно осуществляться в образовательных учреждениях различных типов и видов. Органичное введение элементов богословского образования через предметы гуманитарного цикла позволит детям и молодежи познать русскую и византийскую литературу, живопись, иконопись, поэзию, архитектуру, музыку; историю своих предков и своего государства, семейные православные традиции воспитания целомудрия, жертвенности и благородства, любви к Вере, народу и Отечеству.

Этому способствует раскрытие духовно-нравственного потенциала, заложенного в классической литературе, художественных полотнах, музыкальных произведениях; в курсе истории, а также введение учебных курсов и спецкурсов таких, как «Мировые религии», «Христианская апологетика», «Роль Русской Православной Церкви' в истории России», «Православное наследие в культуре России», «Сектоведение», «Наука и религия» и других. Таковы лишь некоторые направления богословского образования на цивилизационном уровне.

Теологическое образование, как составляющая национального образования, предполагает духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения русской культуры и традиций, базирующихся на православных ценностях. Школьники и учащаяся молодежь приобщаются к духовным, нравственным и культурным отечественным ценностям; осмысливают историю страны, знания о духовных истоках своей культуры и государственности, приобретают стремление к возрождению духовно- нравственных традиций семьи.

Среди оправдавших себя на практике средств реализации этого направления можно выделить курс «Основ православной культуры», вводимый в российских школах, а на региональном уровне - систему работы Некоммерческого фонда «Детский епархиальный образовательный центр» и его филиалов, созданных в городах и селах Самарской области.

Программа теологического образования включает в себя и часть религиозного образования детей и взрослых в воскресных школах, способствует воцерковлению народа. Она направлена на углубленное изучение догматических основ Православия, молитв, смысла богослужений.

Особо следует выделить теологическое образование, которое органично интегрировано в систему общего базового и дополнительного образования. Оно обеспечивает целостное воспитание духовно-нравственного человека, способного успешно реализоваться в любой сфере деятельности. Данная модель теологического образования нашла свое воплощение в негосударственных образовательных учреждениях православной направленности, в частности, в Православной классической гимназии города Тольятти.

Содержание религиозного образования будущих священников обеспечивается преемственностью византийской и русской традиций богословского образования, отечественной богословской и философской традициями, обогащением православной педагогики современными педагогическими и психологическими теориями, углубленным изучением церковно-славянского и классических языков. В контекст обучения семинаристов вводятся дисциплины, отражающие современные тенденции развития различных направлений ислама, католицизма, протестантизма, а также специфику и опасность деструктивных сект.

В Самарском регионе благодаря конструктивному взаимодействию Церкви и государства в области религиозного образования и духовно- нравственного просвещения близок к реализации именно такой многоуровневый подход к теологическому образованию.

Самарская Духовная семинария активно взаимодействует с ведущими вузами области и выступает одним из учредителей межвузовских кафедр педагогики и психологии, теологии и истории религий. Основной целью межвузовских кафедр является обеспечение целостности общего и профессионального образования в образовательных учреждениях Самарской области путем введения теологического компонента в содержание образовательных программ, подготовка и переподготовка кадров по специальностям «теология» и «религиоведение», повышение квалификации педагогов и духовного потенциала всего общества.

Самарская семинария совместно с государственными учреждениями и общественными организациями проводит научные и методические семинары, конференции, круглые столы, готовит к изданию учебную, специальную, справочную и методическую литературу, сборники материалов конференций. Благодаря поддержке Правительства Самарской области библиотеки каждого образовательного учреждения пополняются литературой духовного содержания.

Перспективы развития сферы духовно-нравственного образования мы связываем с открытием Поволжского Православного института. При непосредственном участии Правительства Самарской области началось строительство Поволжского Православного института имени святителя Алексия, митрополита Московского в городе Тольятти. Этот институт станет третьим высшим учебным заведением в России, целью которого является подготовка просвещенной, патриотически мыслящей, широко образованной молодежи, которая по окончании вуза сможет трудиться в социальной, культурной, образовательной, религиозной сферах. Первый набор запланирован на 2011 год. Безусловно, существуют проблемы в сфере высшего теологического образования, которые предстоит решать на государственном уровне: признание государством дипломов духовных школ, государственная аккредитация семинарий и академий, включение в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии степени кандидата и доктора теологии.

В резолюции секции «Теологическое образование, духовно- нравственное воспитание и образование в современном вузе» в рамках XVI Международных образовательных Рождественских чтений говорится о проблемах и перспективах теологического образования в России. В ней в частности подчеркивается, что партнерство государства и традиционных религий в сфере образования и воспитания является одним из важнейших факторов возвращения к духовным корням отечественной культуры и оздоровления нравственной атмосферы российского общества. Это объясняется значительным влиянием традиционных конфессий на формирование духовно-нравственных ориентиров и мировоззренческих установок, национального самосознания. Развитие теологического образования в российской системе образования, постановка и эффективное решение проблем духовно-нравственного воспитания в современном образовательном учреждении органично взаимосвязано с преемственностью преподавания предмета «Православная культура» на каждом образовательном уровне: от школы до вуза.

Дальнейшее развитие теологических кафедр в системе высшего образования - это путь к оздоровлению духовно-нравственной атмосферы в российских вузах, качественному изменению уровня гуманитарных исследований. В светском государстве специалисты в области богословия успешно работают в учреждениях системы образования, в экспертных сообществах, в том числе государственных, муниципальных, общественных, конфессиональных, международных и межконфессиональных; в органах законодательной, исполнительной и судебной власти; в некоммерческих, общественных организациях и других структурах гражданского общества; в органах социальной поддержки и адаптации населения; в средствах массовой информации.

Таким образом, развивая богословское образование как фактор противостояния ложным ценностям массовой культуры, отстаивая истинные духовные ценности, мы тем самым способствуем подлинному возрождению России.