Православный интернет-портал «Древо крестное»

Россия в поиске национально-государственной идеи

В наши дни одним из самых насущных вопросов стал поиск национальной идеи. Побуждением для активизации и без того бурной дискуссии в обществе на эту тему стало недавнее Обращение Президента России Владимира Владимировича Путина к Федеральному Собранию, которое он заключил словами о необходимости следования традиционным ценностям при формировании и реализации любых инноваций и крупных общенациональных программ.

Что же это такое – национальная идея? В этот многозначный термин разные авторы и на разных исторических этапах вкладывают свой смысл. С точки зрения известного русского ученого Вениамина Алексеева, академика, директора Уральского Института истории и археологии - это «чаяния народа, его историческое призвание, выраженное в краткой афористической форме, где сформулированы задачи нации на более или менее продолжительное время». Такие идеи возникают в крупных и самодостаточных государствах, когда те переживают смутные времена. Ярким примером может служить новый курс Президента США Рузвельта, который вывел страну из Великой депрессии. На каждом этапе реформ новейшего времени в Китае выдвигаются конкретные задачи, облеченные в яркие запоминающиеся афоризмы, представляющие собой национальную идею.

Русская идея известна всему миру. Она детально разработана в трудах выдающихся отечественных философов, к которым в первую очередь относится Иван Ильин. Основными ее компонентами всегда были: православное мировоззрение, мессианство (идея Третьего Рима), всеславянское единство и наднациональный характер. Благодаря Федору Достоевскому русская национальная идея приобрела в 19-м веке всечеловеческое звучание. Это произошло спустя лишь несколько десятилетий после того, как министр народного просвещения граф Уваров впервые вывел широко ныне известную формулу "Православие, самодержавие, народность", перекликавшуюся со старым воинским девизом "За Веру, царя и Отечество". В этой формуле таился глубокий смысл, который оберегал страну от внутренних и внешних потрясений. Уваровская триада утверждала единство национального самосознания и властной вертикали. Именно это единство сейчас активно воссоздается в современной России, что и предопределило новый виток дискуссии вокруг нашей национальной идеи.

Октябрьский переворот лишил Русскую идею главного – православного мировоззрения. Разрозненные компоненты прежней идеи продолжали осуществляться, но в искаженной форме: мессионизм существовал в виде «мировой революции», другими словами ради построения Царствия Божия на земле и без Бога. Тезис о всеславянском единстве вылился в создание так называемого «социалистического лагеря». Наша страна в двадцатом веке превратилась в сверхдержаву, претендующую на роль Третьего Рима. Однако изгнание Божественного смысла из содержания русской национальной идеи привело все эти искусственные конструкции к неизбежному краху, за которым последовали дестабилизация во всем мире и глобализация, начавшаяся под знаменами воинствующего секуляризма.

Именно об этом и предупреждал человечество и, прежде всего, своих соотечественников великий русский философ и мыслитель Иван Ильин. Находясь в эмиграции, он внес неоценимый вклад в разработку основополагающих постулатов русской национальной идеи, призванной возродить Отечество и вернуть его на исторический путь своего великого призвания.

По Ильину, "это есть идея воспитания в русском народе национального духовного характера... Без этого России не быть..." "Для русского народа, - продолжал он, - нет выбора: если он не вступит на этот путь, то он вообще не может удержаться на исторической арене. Тогда он будет отсеян в пространство, как историческая мякина, или затоптан другими народами, как глина". Дальновидность философа, граничащая с пророческим даром, дает всем нам возможность избежать прежних заблуждений, приведших нас в исторический тупик.

Борьба русского народа за свободную и достойную жизнь на своей земле продолжается, как и во времена Ильина. На пороге третьего тысячелетия нам, как и современникам философа, подобает верить в Россию, видеть ее духовную силу и своеобразие. Нам надлежит «выговаривать за нее, от ее лица и для ее будущих поколений ее творческую идею, выражающую русское историческое своеобразие и в то же время - русское историческое призвание». Эта идея – уверен Ильин, - «формулирует то, что русскому народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед лицом Божиим и самобытен среди всех других народов».

В то же время эта идея указывает историческую задачу и духовный путь России. «Ее мы должны беречь и растить в себе, воспитывать в наших детях и в грядущих поколениях» - пишет Иван Ильин.

В чем же сущность русской идеи по Ильину? В отличие от «американской мечты», грезящей о богатстве и всемогуществе, от разнообразных восточных моделей «самодостаточности», ставящих во главу угла узконациональную гордыню и обособленность, русская идея есть «идея сердца». И притом сердца созерцающего. Что или, лучше сказать, Кого всегда созерцает сердце русского человека? Конечно, Бога. Вот в чем Иван Ильин видит главный источник русской веры и культуры, главную и несокрушимую силу России, ее самобытность.

Именно этот путь возрождения и обновления во все времена предлагает русскому человеку Святая Православная Церковь. Он известен всякому человеку, просвещенному Светом Христовой Истины – от неграмотного крестьянина до самого тонкого интеллектуала. Уникальность дарования Ильина в том, что он сумел облечь это глубинное крестьянское чутье в совершенную форму научно- философского исследования. Благодаря его трудам положения русской идеи получили наилучшее, если не идеальное, воплощение.

Это тонко подмеченное Ильиным «сердце, созерцающее Бога» смутно чувствуют в России другие народы. И пока не познают ее в полноте, пока не полюбят - могут и клеветать, и ополчаться на Россию, подобно тому, как часто бывают гонимы за Христа Спасителя Его верные ученики.

Раскрывая эту самую главную свою мысль Ильин перефразирует слова апостола о любви: что она - главное в жизни, что именно из любви родится вера и вся «культура духа». Эту идею русская душа восприняла исторически от Христианства, отозвавшись сердцем на главную заповедь Божию. Русское Православие воспринимает Бога любовью, воссылает ему молитву любви и обращается с любовью к миру и к людям. Дух любви к Богу и ближнему определил собой стержень Православной веры, нашего Богослужения, русской культуры. В этом корень русской идеи, ее творческая сила.

Такова русская идея, этим, по Ильину, и определяется задача русского народа: «блюсти свою духовную природу, не соблазняться чужими укладами, не искажать своего духовного лица искусственно пересаживаемыми чертами, творить свою жизнь и культуру именно этим духовным актом». Эти слова написаны словно бы сегодня. А сколь актуально такое, например, предупреждение: «Россия может быть обновлена и будет обновлена в своем русском национальном строении именно этим духом - духом сердечного созерцания и предметной свободы. Что такое русское воспитание без сердца и без интуитивного восприятия детской личности? Как возможна в России бессердечная школа, не воспитывающая детей к предметной свободе? Возможна ли русская семья без любви и совестного созерцания? Куда заведет нас новое рассудочное экономическое доктринерство? Как разрешим мы проблему нашего многоплеменного состава, если не сердцем и не свободою?»

Ставя перед нами, все эти жизненно важные проблемы, Иван Ильин, как и повсюду в своем наследии, дает потомкам практический совет: для их разрешения. Прежде всего, нужна новая национальная элита, особенно в тончайшей гуманитарной сфере, напрямую связанной с интеллектуальным и духовным воспроизводством. Это должны быть в истинном понимании этого слова «новые старые русские», такие же ответственные перед Богом и своими ближними, как были наши предки. Никакие успехи на государственном поприще невозможны, как учил Ильин, «без чувства собственного духовного достоинства. А русский человек утверждал его на вере в свою бессмертную, Богу предстоящую и Богом ведомую душу. Отсюда та огромная ответственность перед будущим страны, которая ложится, по мысли Ильина, на классическую земскую «триаду» «священник-учитель-врач». Расшатав ее, враги России некогда сумели внести смуту в народную жизнь и низвергли Отечество в хаос. В современной России мы вновь видим, как предпринимаются попытки отравить ядом безверия и цинизма сам колодец знаний, откуда черпают наши дети и юношество. Российское Министерство образования и науки продолжает вести широкомасштабную кампанию против традиционных духовных ценностей, изгоняет православную культуру, а значит, и русскую самобытность из школьных и вузовских программ. Тем самым чиновники вольно или невольно ставят под удар будущее и национальную безопасность страны, которой призваны служить. Такую антигосударственную позицию не потерпели бы нигде в так называемом «цивилизованном мире», на опыт которого они так любят ссылаться.

Вместе с Иваном Ильиным мы утверждаем духовную силу и светлое будущее России, верим в нее потому, что созерцаем ее в Боге, какой она была на самом деле всегда. Мы верим, что годы беспамятства «в жизни народа с тысячелетним прошлым не возымеют решающего значения, а пережитые испытания пробудят нас и укрепят наш инстинкт самосохранения. И восстанет новая Россия».

Общеизвестно, что идея может абстракцией, если она не обретает конкретного воплощения. Отрадно, что в настоящее время в России объективно создается ситуация для осмысления сущности национальной идеи и выявления путей ее претворения в жизнь. Осуществляется поиск стратегических направлений, средств, механизмов перехода от теоретических изысканий к практике. Этот поиск ведется на различных уровнях: церковном, государственном, общественном.

Многое для этого делается уже сейчас, буквально в эти месяцы и недели. Создан и представлен Фондом «Русский предприниматель» в ходе XI Всемирного Русского Народного Собора в 2007 году проект «Русская доктрина». Главная идея его авторов состоит в возможности преобразований и модернизации российского уклада жизни только на базе духовно-нравственных ценностей, традиционных принципов русской цивилизации. Дискуссия по этому проекту продолжится через две недели - 2 ноября в Храме Христа Спасителя пройдет масштабная конференция, посвященная базисным ценностям России. Говоря об идеях, содержащихся в обсуждаемой доктрине, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл подчеркнул: «Ни модернизация страны, ни какие-либо реформы невозможны, если мы будем игнорировать национальные ценности нашей страны. Речь идет о духовных, нравственных, культурных ценностях, которые разделяет абсолютное большинство народа, которые принадлежат как прошлому, так и настоящему, и, будем надеяться, будут принадлежать грядущему».

В Самарской области принят план мероприятий по духовно-нравственному образованию граждан на 2008-2012 годы. В его реализации примут участие государственные, образовательные и религиозные структуры. В регионах создаются общественные движения православной направленности, в частности, в нашей области Региональное общественное движение «Самара Православная» объединяет около 10 тысяч жителей региона.

Активизировалась работа по духовно-нравственному образованию в учреждениях общего и дополнительного, начального, среднего и высшего образования. Подготовлено 500 педагогов для преподавания курса «Основ православной культуры», свыше 12 тысяч школьников изучают данный предмет, учащиеся начального и среднего профессионального образования и студенты вузов области знакомятся с курсом «Религиоведения». Открыты детские епархиальные образовательные центры в Самаре, планируется их создать и в других городах и районах области.

Анализ существующей ситуации, предложения по ее разрешению прозвучали в выступлениях участников настоящей конференции. Они созвучны заветной мысли Ивана Ильина о том, что «Россия восприняла свое национальное задание тысячу лет тому назад от христианства: осуществить свою национальную земную культуру, проникнутую христианским духом любви и созерцания, свободы и предметности. Этой идее будет верна и грядущая Россия».

Таким образом, в стране на различных уровнях осуществляется поиск эффективных мер по духовно-нравственному обновлению, но они носят фрагментарный характер. Все вышеперечисленное свидетельствует об объективной потребности нашего народа в созидательной работе по этому направлению. В этой связи созрела настоятельная необходимость в объединении усилий всех ветвей и структур власти по созданию целостной российской программы реализации той национальной идеи, которую впервые четко сформулировал великий русский философ Иван Ильин.