Православный интернет-портал «Древо крестное»

Россия - преемница и хранительница православной цивилизации

Обращение к теме правопреемства России в мире как законной наследницы православной цивилизации, к теме эволюции данной цивилизации в современных условиях, связано с возрастанием интереса к этой проблематике в различных слоях российского общества XXI века. Политики, ученые, писатели, деятели науки и культуры, церковные иерархи и все истинные патриоты задаются одним и тем же вопросом. Может ли Россия считать себя наследницей мировой православной цивилизации и именно в ее контексте строить свою национальную идею, а, следовательно, идти своим особым путем, исключая «западную» модель духовного и политического развития? Или же весь духовный, культурный и политический потенциал православной Руси исчерпан, и 2000-летняя традиция, перешедшая к нам в ХV веке, по праву преемства, от угасающей Византии, закончила свой земной путь и должна остаться лишь в литературном и церковном творчестве, но не в политике, государственном управлении и тем более не в образовании, не в семье?

Ответ видится таким. Православная мировая цивилизация, законной преемницей которой является современная Россия, имеет очень глубокие корни, посредством которых она с XV века впитывала в себя многое из того, что имелось: и в Синайском Откровении древнего Израиля, и в учении о Едином и его Другом, разработанном эллинскими мудрецами, а также Новозаветное Откровение и учение о «симфонии двух властей», пришедшие к нам из православной Византии. Все это наследие наш народ за 1000 лет переосмыслил, синтезируя свое уникальное отношение к Богу, миру и человеку. Более того, русский народ придал православной цивилизации новый, уникальный характер, сделав ее открытой для всех народов и наций, которые на добровольной основе с ней знакомятся или к ней приобщаются.

В наступившем XXI веке таких людей становится все больше и не только в России, но и за ее пределами. Духовные и культурные ценности мировой право-славной цивилизации, так гармонично вписавшиеся в 1000-летнюю историю на-шего Богохранимого Отечества и обновленные в нем, сейчас становятся особенно притягательными в тех европейских странах (Германии, Франции, Нидерландах), где общество долгое время сосредотачивало свои усилия на достижении матери-ального благополучия, а когда добилось этого, увидело, что человеку недостаточ-но только сытости и комфорта, ему нужно еще и что-то согревающее душу.

Поэтому с восхищением многие на Западе открывают для себя красоту и мудрость православного вероучения и православной культуры. Нет сомнения и в том, что в результате роста уровня жизни, который наметился и у нас в России, духовные потребности нашего общества будут неуклонно возрастать, и то религи-озное возрождение, свидетелями которого мы являемся в течение последних 15 лет, обретет еще более широкий размах. Это будет означать, что интерес к дости-жениям русского Православия среди разных общественных слоев нашей страны повысится. И не только к его обрядовой стороне, но и к его философии, эстетике, правосознанию и другим аспектам, которые в совокупности образуют то, что име-нуется православной культурой. По точному замечанию нашего уважаемого гостя - профессора Виктора Николаевича Тростникова, это – сочная мякоть, обволаки-вающая твердую косточку, именуемую православной верой, а вместе они пред-ставляют собой тот прекрасный плод, живительным соком которого напиталась и возросла целая цивилизация.

Правопреемницей каких ценностей православной цивилизации стала совре-менная Россия? Каким духовно-историческим опытом, сохраненным в недрах этой цивилизации, она может поделиться с миром? Ответы на эти вопросы хотели бы получить и сторонники православной России и ее идейные противники, чтобы знать, против чего они воюют. Во-первых, это идея национального патриотизма. Во-вторых, это идея «симфонии двух властей»: церковной и гражданской в деле собирания и укрепления государства. В-третьих, это идея мессианства и жертвен-ности русского – православного народа в деле духовно-нравственного возрожде-ния и обновления современного общества. Это - идея постепенного восстановле-ния в душе современного человека образа Божьего и возвращения его к веками накопляемым христианским ценностям, выраженная в формуле «Москва – Третий Рим».

Современная русская православная духовная сокровищница сохранила для человечества знаменитую формулу «симфонии властей», унаследованную от ушедшей в глубину веков Византийской империи. Как показывает исторический опыт, на русской почве традиционно всякое патриотическое дело, предпринятое властью, плодотворно лишь при условии ее духовного окормления Церковью. Все великие свершения во имя Отчизны, будь то Куликовская битва или собирание земель вокруг Москвы, народно-освободительное движение периода «Смутного времени» в ХVII веке или Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941-1945 годов, проходили под покровительством небесных заступников России. А порукой тому была «симфония властей», которая всегда у нас достига-лась во времена суровых испытаний.

Идеология совместного патриотического служения церковной и государст-венной властей имеет давнюю традицию и в русской религиозно-философской мысли, восходящей еще к «Слову о Законе и Благодати» митрополита Илариона и к «Поучению» князя Владимира Мономаха. Она продолжена и окончательно оформлена в трудах философов-историков ХХ столетия: протоиерея Георгия Фло-ровского; профессоров Карташева, Верховского и других видных русских ученых

Если кратко резюмировать все сказанное ими относительно национально ориентированной власти, то наиболее точным по смыслу будет понятие «служе-ние». Главным в деятельности любого звена властных структур (церковных или государственных), самим нравственным смыслом их существования, должно быть служение Отечеству, а через это и Самому Господу. И здесь также в продолжение русской религиозно-философской традиции «служение» увязывается с идеей сим-фонии властей. Верные сыны православной идеи, которых дала миру наша рус-ская цивилизация: протоиерей Георгий Флоровский и профессор Карташев едино-душны в своем мнении, что современная Россия в ХХ веке предлагает всем людям «идеалы любви к Отечеству и патриотизма». Они заостряли на этом внимание в связи с тем, что в современных им условиях политики-космополиты нередко предлагали своему народу «денационализацию русского самосознания и русской государственности».

Их предостережения оказались пророческими, за 75 лет существования Рос-сии без Бога и за 15 лет развития ее без национальной идеи (которую и изобре-тать-то не надо, она представлена богатым опытом православной цивилизации) в головах целого поколения молодежи взошел космополитический «урожай». Без-нравственность, отказ защищать свое Отечество, пренебрежение к национальным духовно-нравственным ценностям; – вот далеко не полный перечень тех бед, что принесла нам попытка выйти из границ святоотеческой национальной и культур-ной самобытности.

В формуле «Москва – Третий Рим» содержится призыв к духовно-нравственному и религиозному возрождению и обновлению русского человека, к восстановлению в его душе образа Божиего. После чего можно будет поэтапно воссоздать Божественные устои и в обществе, преобразовав Россию. Глядя на ее достижения, духовно преобразуется и весь остальной мир. Вот для этого и нужны будут духовные сокровища православной цивилизации, завещанные нам предка-ми.

Их основу составляют мировоззрение народа, его культура, и религиозно-нравственный опыт. А затем уже – финансы, производство и прочее. Та же иерар-хическая система взглядов и представлений полностью применима к такой тонкой и деликатной сфере как права человека, ныне широко обсуждаемой. Принятая Х Всемирным Русским Народным Собором специальная Декларация особо отмеча-ет, что существуют ценности, которые стоят не ниже защищаемых всеми и вся на Западе прав человека. Это такие ценности как вера, нравственность, святыни, Оте-чество. Нельзя допускать ситуаций, при которых осуществление прав человека подавляло бы веру и нравственную традицию, приводило бы к оскорблению рели-гиозных и национальных чувств, почитаемых святынь, угрожало бы самому суще-ствованию государства.

К сожалению все чаще мы становимся свидетелями того, как концепцией прав человека прикрываются ложь, неправда, оскорбление религиозных и нацио-нальных ценностей. Кроме того, в комплекс прав и свобод человека постепенно интегрируются идеи, противоречащие не только христианским, но и вообще тра-диционным моральным представлениям о человеке. Последнее вызывает особое опасение, так как за правами человека всегда стоит принудительная сила государ-ства, которая может заставлять человека совершать грех, сочувствовать или по-пустительствовать греху.

Чтобы наша православная русская цивилизация могла сказать свое веское слово о правах человека, необходимо уточнить, что такое истинное человеческое достоинство, поскольку именно оно трактуется как главный мотив и оправдание существования прав и свобод. Для христиан это не составляет труда - в нашей культуре ценность человека незыблема и объективна. Человек принадлежит к тво-рению Божию, о котором Господь сказал, что «этo хорошо», причем Бог выделил человека перед всем творением, дав ему Свое благословение. Таким образом, цен-ность человека определяется его ценностью в глазах Божиих. Подтверждением этого является присутствие в человеческой природе печати Самого Бога - Его об-раза.

Даже после грехопадения человека Бог продолжает делать все для его спа-сения. Особенно важным свидетельством этого стало воплощение Сына Божия. Боговоплощение свидетельствует о высочайшей ценности человеческой природы, которая была в Иисусе Христе воспринята и включена в жизнь Триединого Бога.

Каждый человек на земле призван все больше уподобляться Богу. В этом и заключается исчерпывающий ответ на пресловутый вопрос о смысле жизни. Гре-хопадение не изменило этого смысла, но сделало задачу Богоуподобления оконча-тельно невыполнимой без помощи Божией. Всякий, кто пытается достигнуть со-вершенства своими силами, без помощи свыше, обречен на неуспех, и более того, вольно или невольно сеет хаос, порождает бедствия вокруг себя. Вся история прошлого века тому подтверждением. В свете недавней истории совершенно оче-видным представляется тот факт, что далеко не все поступки человека соответст-вуют нормам, заложенным Богом при его сотворении. Чтобы человеку вернуть се-бе образ Божий необходимо правильно воспользоваться данной ему свободой воли.

Самым важным в процессе возвращения человека и человечества в целом истинный путь является направленность его усилий. И тут не обойтись без надеж-ного компаса, которым предстает перед современным, зачастую заплутавшимся человеком, тысячелетняя православная традиция. Да, безусловно, каждый человек обладает свободой, без которой невозможна и сама помощь Божия в его исправле-нии. Благодаря этой свободе человек имеет выбор - следовать добру и таким обра-зом оправдывать свое предназначение. Или выбирать зло и таким образом ронять свое достоинство. Современная философия, психология и смежные им науки, так-же как и религия, признают наличие такого выбора в жизни человека. Иначе не существовало бы законов и кодексов поведения, нарушение которых чревато об-щественным порицанием и юридическим наказанием.

Вся разница - и она огромна – в установке приоритетов и иерархии ценно-стей при определении добра и зла. И здесь возникает очень важный вопрос: как сделать свободный выбор человека нравственным?

Конечно, на первое место должна ставиться помощь Божия, которая подает-ся человеку в религиозной жизни. Общение человека с Богом помогает ему нау-читься различать добро и зло, а также иметь силы, чтобы делать выбор в пользу добра. В молитве, сакральной жизни Церкви, делах милосердия происходит со-единение человека с Богом, а значит, приходит помощь в творении добра. Именно поэтому для верующего человека религиозная жизнь и все понятия, с ней связан-ные, приобретают первостепенное значение. Она становится, наряду со свободой, главным условием благополучной жизни человека на земле и в вечности.

Но важны и человеческие усилия. Они должны быть направлены на устрое-ние общественных отношений, которые, с одной стороны, обеспечивали бы сво-боду личности, а с другой – помогали бы ей следовать нравственным нормам. Общество, принявшее Христа и сохраняющее верность Святому Православию, способно обеспечить такой нравственный и в то же время свободный выбор не только каждому своему гражданину, но и всему государству в целом.

Идея построения и развития православной цивилизации, служение ей - в со-четании с личным духовным преуспеянием каждого индивидуума – многие века дает человечеству четкое понимание смысла своего существования на земле. При этом радостно и ответственно сознавать, что именно русский народ был предузнан и призван Богом на это великое служение: исполнить, реализовать эту идею в пре-делах своего государства и затем донести ее до всего человечества.

Именно на этих основах произошла встреча России с Богом. Так состоялось неслиянное и нераздельное соединение России с мировой православной цивилиза-цией и культурой в их максимальном значении - значении соединения духа и пло-ти, формы и содержания, цели и средства, сосуда и священного елея в нем.

Существующая и по-прежнему жизнеспособная в пределах России и всего мира православная цивилизация внутренне сбалансирована и логически самооп-равдана. Она не испытывает нужды что-то в себе менять. Однако когда кто-то пы-тается переделать ее на своей лад, наше традиционное мышление воспринимает это как агрессию, вполне справедливо возмущается и всеми силами этому сопро-тивляется. Те же процессы происходят и в недрах иных мировоззренческих моде-лей. Вот что создает ненужное напряжение, и ставит человечество перед угрозой так называемой «войны цивилизаций».

Православные верующие, по определению, терпимы и готовы понять миро-воззренческий выбор других народов. Но они не могут молчать, когда им самим навязывают чужие нормы, противоречащие основам православной веры. Того же мнения придерживаются мусульмане, буддисты, иудеи, представители всех тра-диционных конфессий. Для того, чтобы избежать конфликтов на религиозной и конфессиональной почве необходимо вырабатывать общеприемлимые принципы жизни и делать это совместными усилиями различных цивилизаций.

В законотворческой сфере это должно выражаться в обостренном внимании к императиву нравственных норм, господствующих в данном обществе. То, что безусловно осуждается большинством на бытовом уровне должно рассматривать-ся как преступление или, по крайней мере, как серьезное отступление от нормы и в плане закона. В сфере образования и воспитания нашим обществом должен быть, наконец, предоставлен абсолютный приоритет духовному развитию детей и юношества. Без него государство обречено на постепенное умаление или полный распад. Необходимо растить не только знающих специалистов, но, прежде всего, нравственных людей, знающих свою православную культуру, верных своим тра-дициям, по праву гордящихся своей аутентичной цивилизацией. Государство обя-зано всячески помогать Церкви в ее миссионерской деятельности, особенно в структурах образования, социального служения, здравоохранения, армии.

При этом я разделаю неоднократно высказанную точку зрения на то, что во всех перечисленных сферах религиозные общины должны трудиться в той мере и в том объеме, который соответствует их представительству в обществе.

Не могу не коснуться позиции средств массовой информации. Они должны отказаться от сиюминутной гонки за сенсацией и криминалом в пользу присталь-ного и теплого взгляда на человека и взаимоотношения в обществе. Неправда, что добро на экране и газетной полосе «нерентабельно». Предложенные широкому зрителю и читателю, положительные примеры добра, любви и состадания к ближ-нему, как показывают многочисленные исследования, способны «держать» ауди-торию намного большую, чем те «страшилки», к которым приучают нас пресса и электронные СМИ.

Ныне уже ни у кого не вызывает сомнений, что Россия, будучи неотъемле-мой частью мирового культурно-цивилизационного пространства, в то же время не может бездумно перенимать несвойственные ее менталитету поведенческие стереотипы. Моральные ценности, сформированные без ее прямого участия. Вы-зывает сожаление, что здоровый и охранительный консерватизм людей Церкви выдается недоброжелателями за анахронизм, чуть ли не за мракобесие. Россия с ее тысячелетней духовной, культурной, богословской, интеллектуальной традицией заслужила право выбора своего пути не в меньшей степени, чем страны Запада, самодовольно причисляющие себя к так называемому «золотому миллиарду». В то же время со стороны адептов либерализма мы наблюдаем все меньше терпимости и стремления к диалогу и все больше пренебрежения к нашим святыням и тради-циям.

Русская Православная Церковь ныне не только декларирует, но и отстаивает положение, что Россию, как историческую цивилизацию и мощную культурную традицию, не может удовлетворить ученическая, второстепенная роль на мировой сцене. Однажды мы уже пошли на поводу у чуждых и злонамеренных «учителей» и забрели в исторический тупик, потеряв по пути миллионы лучших людей. По-этому на пороге третьего тысячелетия мы исполнены решимости делами доказы-вать, что Россия достойна своего великого предназначения преемницы и храни-тельницы великой православной цивилизации.

Православие предлагает всем не воевать, а лучше понимать друг друга, ос-таваясь каждому в своих пределах, взаимно уважая друг друга – в этом основа мирного сосуществования цивилизаций. В третьем тысячелетии Россия может и должна включиться в мировое развитие как сильная и самобытная страна. Вместе со всеми истинными патриотами мы верим, что духовный и трудовой потенциал нашего народа, его способность к нравственному обновлению вновь сделают нашу державу великой.

Русские православные люди приветствуют развитие межрелигиозного и межцивилизационного диалога как дела, жизненно важного для мирного будущего человечества, для предотвращения межнациональных и межрелигиозных кон-фликтов.

В XXI веке для России и народов русского мира важными будут не только вопросы научно-технического, экономического и социального развития, но, преж-де всего, состояние духовной сферы. Как верно отмечено в итоговых документах Десятого Всемирного Русского Народного Собора, «успешное решение практиче-ских проблем будет зависеть от того, как они впишутся в духовные параметры са-мобытной цивилизации, которую из себя представляют Россия и весь русский мир. Модернизация страны, которая необходима сегодня для повышения матери-ального и культурного уровня жизни народа, должна быть соединена с обращени-ем к нашему вечному духовному наследию, к истокам той силы, которая сделала наше Отечество великой державой.

Россия имеет все возможности для обновления. Залогом этого является, с одной стороны, сохранение самобытности, верность духовным и историческим традициям, а с другой – открытость и готовность перенимать лучшее из мирового опыта. Не слепо и механически, но творчески, сообразуясь с особенностями рус-ской цивилизации. Важной стороной миссии России в XXI веке является активное участие в развитии и углублении диалога религий, культур и цивилизаций.

Убеждены: все это поможет нашему Отечеству занять достойное место в мировом сообществе, выстроить равноправные, взаимополезные отношения с дру-гими народами мира, дабы вместе с ними созидать гармоничный и справедливый миропорядок».

Хотелось бы, чтобы мое краткое слово помогло лучше осознать роль России как преемницы и хранительницы мировой православной цивилизации. Возродило бы интерес к ней как тех, кто находится внутри нашей традиции, так и тех, кто внимательно следит за ее развитием со стороны.