Дорогие собратья архипастыри, всечестные отцы, уважаемые участники и гости четвертого Всероссийского съезда православных врачей! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся в богоспасаемом граде Самаре по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Мне, как Правящему архиерею, особенно отрадно, что столь представительный форум собрался именно у нас, на волжских берегах, чтобы обсудить наиболее важные проблемы практического здравоохранения и взаимодействия Церкви и медицинской науки на благо наших сограждан.
Еще при создании Всероссийского общества православных врачей был заявлен главный, основополагающий принцип: в своем служении православный врач обязан, прежде всего, руководствоваться Христовым законом любви, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, всё переносит» (1 Кор. 13,4_7).
О том, что врач - православный, должны свидетельствовать не столько слова, сколько само служение больным и немощным. В истории нашей Церкви мы находим замечательные и поучительные свидетельства заботы о ближних: здесь блистают имена Киево_Печерских целебников – преподобных Агапита и Дамиана, основательниц Марфо-Мариинской обители труда и милосердия преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, врача и ученого святителя Луки, архиепископа Крымского.
Православные врачи призваны нелицеприятно оценивать с точки зрения христианской нравственности новые медицинские технологии, средства и способы лечения. «Какие бы перспективы для медицины ни открывал научно технический прогресс, он не сделает лучше жизнь человека, потерявшего связь с Богом и одержимого идеей бессмертия в порабощенном греху земном теле», - говорил при учреждении Общества православных врачей приснопоминаемый Святейший Патриарх Алексий Второй.
Ценность человеческой личности, уважение в ней образа и подобия Божия всегда должна оставаться в центре внимания православных врачей России. Мы живём в сложную эпоху геополитических перемен, глобальных катаклизмов и должны ответственно подходить к настоящему и будущему нашей великой Державы. Ложная идеология, на которой базировалась жизнь страны, ушла в прошлое, ныне общество находится в поисках новой национальной идеи. Думаю, большинство со мной согласится, что нет никакого позитивного смысла в поисках новой идеологии или, того хуже, эрзац – религии. Они способны привнести в общество лишь войны, революции, разлад и новые неисчислимые беды. Другое дело – освященные веками национальные традиции: лишь они способны пробудить в народе чувство ответственности перед Богом, Отечеством и собственной совестью. В них – в этих святых традициях – залог сохранения целостности нашей нации, нашего государства.
Долгие годы нас учили стяжать лишь призрачное материальное счастье, которого люди так и не дождались. Весь прошлый двадцатый век был исполнен разного рода посулами: материального благополучия, всеобщего равенства и братства, райского бытия еще тут на земле. Наступил уж XXI век, но и по сей день продолжают звучать эти лживые обещания: только исполнение их откладывается на все более отдаленное будущее.
Вера – важнейший фактор жизни человека - была практически утрачена в XX веке. Понятие духовности в советскую эпоху, казалось бы, окончательно кануло в Лету, все чаще стали прибегать к термину психология. Несмотря на то, что слово это по-гречески означает «наука о душе», сам смысл понятия был до неузнаваемости искажен, полностью выведен из религиозного контекста. А ведь душа – главное наше сокровище, знаменитая книга знаменитого учёного и богослова архиепископа-Луки (Войно-Ясенецкого) «Дух, душа и тело» доходчиво рассказывает об этом. Отринув свою духовную составляющую, наш народ в начале прошлого века ввергнул себя и страну в пучину испытаний. Печальный опыт убеждает: все предлагаемые социальные и экономические рецепты «идеального общества», не годятся, они приводят к обратным результатам: кризис личности углубляется, процветает индустрия страстей, порок открыто пропагандируется. Животное начало торжествует под личиной борьбы за «всеобщее счастье». Чтобы решить насущные проблемы, нужно обратить взор на каждого человека, на его личность, как на образ Божий.
Религия удивительно глубока и индивидуальна. Познать Бога можно только через личный опыт. Вдохновение, или чувство красоты, или творческий гений, который проявляется в человеке – это духовное начало, Божественное. Обратите внимание, когда говорят об одарённой личности, то утверждают, что ему дан талант об Бога, будь то врач, педагог или художник.
Мы собрались, чтобы говорить о духовном и физическом здоровье народа. Наша Церковь тысячу лет формировала православное мировоззрение. У нас были сильные и устойчивые семьи, высокий дух патриотизма и крепкое физическое здоровье. Ныне многое из этого утрачено, так как само понятие греха затмевается понятием «вседозволенности». Либеральные концепции свободы преследуют на практике разрушительные цели, хотя и преподносятся в качестве абсолютных ценностей.
Мы почти утратили, к сожалению, идеал чистоты и святости. Более того: творится невиданное в истории Руси дело: почти официально культивируется оккультизм, с экранов телевизоров вещают маги, колдуны и замороченные ими «знаменитости». Наши дети смотрят все это, растут в этой удушливой обстановке. Возникают вопросы к ответственным за это лицам, чиновникам от здравоохранения, культуры, телевидения, многие из которых любят порассуждать о «духовности». Как вообще могут называть себя интеллигентами эти невежественные, в сущности, люди?
Эти и иные напасти происходят от разрушения православных традиций. Чтобы пробудить нацию, необходимо возродить личную, семейную, общественную, государственную жизнь - через возвращение к отеческой православной вере. И тогда многие проблемы будут решаться положительно. Такой стратегический подход к решению проблем сохранения народа, государства должен быть понят и принят властями и самим обществом, прежде всего молодежью.
Дай Бог, чтобы все мы: русские, другие народы России, вернулись к нашим корням, к вере предков, к традициям, а от них и через них – к нравственному и физическому здоровью и долголетию.
Желаю вам, дорогие труженики медицины, милостивого сердца, неувядаемого терпения и ревности в своем служении больным. Господь да благословит ваши труды, дабы преуспевать вам «в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1Тим. 6, 11) ради сохранения здоровья людей.