Православный интернет-портал «Древо крестное»

Приветственное слово митрополита Самарского и Сызранского Сергия участникам дискуссионной площадки XXII Международных Рождественских образовательных чтений

Приветственное слово

митрополита

Самарского и Сызранского

Сергия

 

участникам дискуссионной площадки

«Основные направления совместной деятельности православного научного сообщества и Церкви по поддержке развития религиозного (православного) образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России»

 

XXII Международные Рождественские образовательные чтения

 

Москва, 26 января 2014 года

 

Ваше преосвященство, Ваши Высокопреподобия, Ваши преподобия, уважаемые участники дискуссионной площадки!

Поздравляю вас с началом работы традиционных Международных Рождественских чтений. На протяжении двадцати двух лет со всех уголков России собираются люди, которым не безразлична судьба страны, судьба подрастающего поколения. За эти годы произошли изменения в отношениях Церкви и государства в сфере образования, стали образовываться ассоциации учителей, союзы учителей и ученых, методические объединения учителей основ православной культуры под руководством священников. Их главная миссия четко обозначена в педагогических трудах схиархимандрита Иоанна (Маслова): «Дайте духовным интересам человека преобладающее значение, раскрывая перед людьми, кто они, зачем призваны в мир и каков смысл человеческого бытия». Пришло время объединения научного, педагогического и богословского потенциала не только для осознания миссии, но и воплощения ее в жизни. Надеюсь, что в летописи Рождественских чтений 26 января 2014 года будет отмечено как дата начала нового этапа совместной деятельности научного сообщества и Церкви.

Известно, что начало XXI века ознаменовано обращением ученых и государственных деятелей к духовной составляющей образования. На государственном уровне документально подтверждено, что Церкви предоставляется возможность участия в реализации основных образовательных программ. Получается двоякая и противоречивая картина. С одной стороны права Церкви четко не определены, с другой - на Нее наложены немалые обязанности, с Нею связаны большие ожидания в сфере образования. Для устранения этого досадного несоответствия при разработке нормативно-правового поля важно определить механизм взаимодействия Церкви с субъектами образования, четко сформулировать и документально зафиксировать права Церкви в этой области.

Параллельно с принятыми Правительственными документами на территории России стали формироваться первые модели взаимодействия: с органами управления образованием (соглашения о совместной работе), с вузами (открытие межвузовских кафедр, заключение договоров с Советами ректоров) и другие формы. С целью теологического просвещения для педагогов организованы Рождественские образовательные чтения, конференции, курсы повышения квалификации.

Объективно складывающаяся практика теологического просвещения и образования была обсуждена в 2012 году на совещании при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле. Были четко обозначены проблемы и перспективы развития трехуровневого теологического образования: теологическое просвещение, вузовское теологическое образование и богословская подготовка пастырей в семинарии и академии.

В каждой митрополии сложилась система религиозного образования: воскресные школы, гимназии, семинарии (училища). В российских регионах выстраивается многоуровневая модель теологического просвещения, обучения и воспитания: от дошкольного до дополнительного профессионального образования. Однако на настоящий момент в отдельных звеньях системы наблюдается стихийный, до конца не организованный подход к определению содержания и средств теологического образования, что может привести к несоответствию целевого назначения программы и результатов ее реализации. Как показал анализ различных учебных пособий курса ОРКСЭ, даже рекомендованные Министерством образования и науки РФ пособия содержат ошибочные или по крайней мере спорные утверждения. Для преодоления стихийности подхода к отбору содержания и средств обучения и воспитания необходимы разработка и качественная экспертиза программно-методического обеспечения теологического образования для каждого звена многоуровневой модели.

Решение этой задачи во многом зависит от научных разработок ученых. Представители науки внесли свой вклад в консолидацию всех планов жизни человека, а именно биологического и общественного бытия, духовной культуры, а самое главное – благодатного бытия. По словам профессора Слободчикова, религиозная и научная парадигмы исследования человека встретились, чтобы обрести область совместной деятельности и ответить на близкородственные вопросы о душе и психике, грехе и нравственности, молитве и психотерапии и другие.

Итак, необходимость подобного диалога давно осознается обеими сторонами. Первые шаги по организации взаимодействия свидетельствуют о взаимодополнении науки и богословия. Например, богословские воззрения способствовали дальнейшему развитию теории педагогии и психологии. Были введены новые понятия и подходы: православное понимание личности, православная традиция как онтологическое основание православной педагогики и др. В процессе научно-религиозного диалога, с одной стороны, происходит духовное обогащение психолого-педагогической и философской мысли, а, с другой стороны, придается действенный характер богословским воззрениям, в частности в сфере образования, культуры.

Прежде всего, целесообразно определить круг совместно изучаемых проблем. Кроме того, результаты совместной работы ученых и богословов должны оформиться в виде специализированных учебных пособий для студентов педагогической специализации, семинаристов, педагогов. Монографии и учебные пособия ученых и богословов должны стать настольными книгами педагогов. А они (книги) либо не издаются, либо издаются малыми тиражами.

Развитие технических возможностей, компьютерных технологий привело к изменению стиля мышления детей и молодежи. Создалась ситуация: по существующим моделям обучать не эффективно, а каким требованиям должны отвечать новые модели – это выявляется в экспериментальном режиме. А пока возникает серия вопросов: каковы должны быть технологии, обеспечивающие реализацию духовно-нравственного потенциала содержания светского и религиозного образования? Каковы должны быть модели обучения педагогических коллективов? Какова должна быть организационно-управленческая модель совместной деятельности ученых и богословов и т.д. Поиск ответа на поставленные вопросы – это должен быть результат научно-религиозного диалога.

Продуктивная реализация моделей образования возможна при условии подготовленных педагогических кадров. В российских школах высветилась проблема профессиональной неготовности педагогов к введению курсов духовно-нравственной направленности. Возникла потребность в подготовке не только будущих теологов, но и гуманитариев широкого профиля, которые будут способны организовать работу по духовно-нравственному образованию в рамках Федерального образовательного стандарта.

Для решения кадровой проблемы школы в Самарской области был создан институт кураторов-священников. Священники, обладая хорошими знаниями в области богословия, испытывают затруднения в сфере педагогики, методики, несмотря на целенаправленную предварительную подготовку по педагогике и психологии. Поэтому для формирования педагогической культуры священников разрабатывается программа повышения квалификации совместно с межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии. Этот факт лишний раз cсвидетельствует о целесообразности разработки общей стратегической линии в образовательной деятельности РПЦ.

Таким образом, на современном этапе необходим диалог между богословием и наукой. Системная организация такого диалога – это главная цель и общая ответственность Церкви и научного сообщества. Первое слово в создании системного взаимодействия предоставлено нашей дискуссионной площадке. От вашего глубокого осмысления проблемы, научной компетентности, профессионализма и активной позиции зависит характер взаимодействия, содержание, результативность и качество нашей совместной деятельности, направленной на духовное развитие общества.

Одержит ли победу русский человек на пути духовного пробуждения в новых условиях, когда вся мощь так называемых «достижений технического прогресса» встала активным и целенаправленным препятствием на этом пути, во многом зависит от нас, собравшихся в этом зале. Здесь же, на нашей площадке должны быть заложены надежные вехи, по которым в будущем пойдет Российское образование.

Успешной всем работы! Призываю на вас Божие благословение!