Православный интернет-портал «Древо крестное»

Приветственное слово митрополита Самарского и Сызранского Сергия к участникам научно-практической конференции «Духовно- нравственное воспитание российского офицера»

Уважаемые участники и гости!

Приветствую всех вас в стенах этого института, призванного формировать настоящих, грамотных офицеров, командиров и воспитателей. Наши выдающиеся полководцы и военачальники неизменно подчеркивали первостепенное значение духовно-нравственной составляющей в воспитании офицера. Именно вера, духовность, вкупе с патриотизмом, приводят к победе и успеху. В критические минуты значение внутреннего нравственного чувства неизменно выходит на первое место. Самый офицер, если он не проникнут сознанием долга, ничего не сделает. Потому-то Суворов, Кутузов, Ушаков и другие гениальные русские полководцы и флотоводцы, прежде всего, стремились к развитию религиозного чувства и нравственности в своих подчиненных. Крупные стратеги считали и продолжают считать, что в военном деле три четверти успеха зависят от нравственной стороны и только одна четвертая - от материальной. «В сражении это чувствуется всяким весьма сильно, ибо сама обстановка каждую минуту указывает на значение находчивости и энергии, но в мирное время, когда такой обстановки нет, большинство забывает значение нравственной стороны и часто совершенно пренебрегает условиями, которые благоприятствуют ее развитию», - писал великий русский военный деятель Михаил Иванович Драгомиров.

Отечественная военно-педагогическая система, господствовавшая в Русской армии и по праву названая именем Драгомирова, отличается стремлением к всестороннему развитию личности солдат и офицеров, привитию им лучших нравственных качеств. Не теряет актуальности положение о связи и взаимодействии духовных и физических факторов. Твердая закалка и натренированность являются основой бодрости духа, а она в свою очередь позволит дольше и легче выносить все испытания.

В основе военно-педагогических взглядов, как и в дореволюционное время, сегодня должно лежать утверждение, что главная сила армии, правоохранительных органов - всесторонне подготовленные, грамотные, любящие свое Отечество офицеры.

От них зависит боеспособность армии, нравственное состояние внутренних войск, сил поддержки правопорядка. Для преодоления всех трудностей им в свою очередь необходимы крепкие моральные и физические качества, навыки, привычки, которые вырабатываются в результате традиционного религиозного и патриотического воспитания.

Назначение воспитания в военной среде заключается в том, чтобы силы и способности, данные Богом, не ломая, специализировать в нужном направлении. Главное требование к офицеру – как в армии, так и в пенитенциарной системе - быть достойным воспитателем подчиненных. Даже в послереволюционное время в книжку красноармейца, составленную Высшей военной инспекцией, был внесен целый раздел, состоящий из мыслей Суворова и Драгомирова: «Сам погибай - товарища выручай (а товарищ в беде выручит)», «Двум смертям не бывать, а одной не миновать» и тому подобные.

Успех и победа всегда будут на стороне той армии, в которой солдаты проникнуты решимостью добиться их даже ценою собственной жизни. Крепость боевого духа любого рода войск есть результат морального превосходства над противником. Под Бородином из всех составляющих грядущей победы над Наполеоном самой сильной был патриотизм русской армии. Русские войска победили главным образом благодаря своему нравственному превосходству. Если человек любит свою Родину, свою веру, общее дело становится личным, оскорбление его Родины есть личное оскорбление. Тогда воин и защитник правопорядка не задумывается жертвовать собой. Основными средствами для воспитания и укрепления патриотизма в воинских частях и учебных заведениях является не только торжественное приведение к присяге и объяснение ее значения, не только беседы общего и военно-исторического характера, но, главным образом, приобщение к традиционной вере.

Для нравственного воспитания военнослужащих, а также для успешного решения поставленных задач необходима и дисциплина. Это - цементирующее начало, превращающее любое подразделение в дееспособный организм. Воинская дисциплина есть совокупность нравственных, физических и умственных навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты отвечали своему назначению. Ничто так не воспитывает дисциплины и ответственности как вера в Бога, жизнь по церковному календарю. Верность уставу церковному подкрепляет верность уставу воинскому – так можно эту мысль кратко выразить. Причем это касается и подчиненных, и начальствующих. Дисциплина - дело взаимное, она крепка только там, где действует не только «снизу вверх», но и «сверху вниз». Требовательность командира, взыскательность должны сочетаться со справедливостью. Тогда и взыскания, накладываемые старшим по званию, будут восприниматься как следствие проступков, которых наказанный больше не повторит.

Дисциплина предусматривает чинопочитание и субординацию. Здесь мы снова находим прямую связь с жизнью церковной, в которой все проникнуто взаимной любовью, но при этом подчинено строгим иерархическим принципам. В числе первостепенных нравственных качеств военного человека обычно называют храбрость, решительность и неустрашимость. Эти качества не присущи людям с рождения, а появляются в результате правильного воспитания. И вновь мы видим, что взрастить их без опоры на тысячелетний опыт Церкви – сложно.

Воспитанию упорства, неустрашимости, стойкости и хладнокровия способствуют уставные взаимоотношения между военнослужащими, чувство взаимной выручки и боевого товарищества. В Русской армии эти нравственные качества всемерно укреплялись, там не было никакой «дедовщины».

Поэтому особенно актуальны в современных условиях вопросы воспитания единодушия, товарищества. Наконец, особое место в шкале нравственных ценностей офицера занимает формирование чувства воинской чести. Личная честь тесно связана с честью воинского коллектива, с честью Боевого знамени. Часть, в бою сохранившая знамя, сохранила и свою честь.

Боевая летопись Российской армии хранит множество примеров героизма отдельных воинов, подразделений и целых частей, которые придерживались правила наших далеких предков: «Лучше честно умереть, нежели бесчестно жить». И в этом мы вновь видим яркое воплощение всеобщей воцерковленности, религиозного сознания, присущего нашим славным предкам. Понятие чести остается на протяжении многих веков священным. Из поколения в поколение передается не только профессиональное мастерство, но и нормы поведения в различных жизненных и боевых ситуациях, определенные нравственные установки. Развить их невозможно не прибегая к сокровищнице духа, доставшейся нам в наследство от великой Византийской цивилизации, от Святой Руси.

Еще раз приветствую участников конференции и желаю им успешной работы!