Уважаемые участники Международной научно-практической конференции «Культура и наука России»!
Глубоко символично, что наша встреча происходит именно сегодня - в канун главного церковно-государственного праздника современной России – Дня славянской письменности и культуры. В этот знаменательный день каждый гражданин Отечества нашего, даже независимо от его вероисповедания и культурных предпочтений вместе с Русской Православной Церковью может прославить первоучителей Словенских. Действительно, весь опыт мирового и отечественного Православия, а во многом и всей мировой цивилизации, которая одним из главных своих сокровищ признает нашу, русскую культуру, построен на письменности, по воле Божией дарованной нам этими святыми братьями-подвижниками. Первыми словами, записанными по-славянски, были боговдохновенные глаголы апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «В начале было Слово…». Благодаря многофункциональности, а, главное, сакральности церковнославянского языка у славянских народов с тех пор появилась возможность глубже познавать духовный мир и христианские ценности.
Была востребована и возможность обогащения культуры и литературы за счет различных жанров. Так, Святые Евангелия развили житийную и притчевую литературу, святоотеческие труды стали бесценным подспорьем для проповеди, Псалтирь – положил начало древней религиозной поэзии, Деяния апостолов – открыли целый ряд исторических хроник, летописей, апостольские послания во многом определили каноны эпистолярности, некоторые книги Ветхого Завета задали вектор развития юриспруденции и деловой переписки.
Созданная святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием славянская письменность стала языком Церкви, народного просвещения и образования, художественной литературы и науки. Кроме того церковнославянский язык выполнял административные функции государственной и международной переписки. На Руси, а впоследствии в Российском государстве, церковнославянский язык стал для православного человека родным языком. На протяжении целого тысячелетия он формировал русскую языковую личность и литературный язык. По мнению Н.С. Трубецкого, современный русский литературный язык – единственный без перерыва традиций преемник древнецерковнославянского языка, созданного святыми Кириллом и Мефодием. Первоучители выполнили свое предназначение: организовать богослужение на славянском языке. Их деятельность по созданию азбуки и книжного языка, просвещению славян и приобщению их к православной вере имела плодотворное значение в формировании славянского братства.
По точному определению святителя Филарета (Дроздова): «Мы, россияне, наследовали сей дар Божий от старейших в христианстве братий наших, и сквозь разделение зрим к единству».
Эти слова особенно актуальны в наши дни, когда вновь, как и в прежние времена, на Церковь Божию, на Ее Священноначалие, на весь строй Ее жизни ополчается враг – коварный, бесстыдный, вооруженный всеми современными информационными технологиями. К великому сожалению, в этом крикливом и агрессивном хоре клеветников и ненавистников слышатся порой голоса интеллектуалов: ученых, писателей, публицистов, аналитиков. Вызывает глубокую скорбь тот факт, что люди, причастные к формированию общественного мнения, призванные хранить оплоты государственности и отечественных традиций, первыми задают фальшивый тон в этих безосновательных и злобных нападках.
Всякий, кто знает нашу историю, без труда увидит прямую аналогию с событиями начала ХХ века. И тогда интеллигенция, а точнее сказать «образованщина», как беспощадно и точно определил этот тип Солженицын, буквально источала яд и сарказм по адресу властей светских и духовных. Это кончилось страшной русской катастрофой, от которой содрогнулся весь мир.
Только в изгнании, вырвавшись из тисков собственного заблуждения, лучшие из русских эмигрантов, такие как Бунин, признавали: мы сами, своими руками, своим словом, своей скверной мыслью, брошенной в народ, разожгли пожар, который и нас испепелил. Но было уже поздно. Россия была ввергнута в десятилетия безбожия и братоубийства.
Хотим ли мы вновь ввергнуться в эту бездну, подобно безумцу, который вновь и вновь бьется головой о ту же стену?
Да не будет этого. Вспомним же слова кондака праздника Вознесения Господня: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Спаситель мира засвидетельствовал, что Он пребывает со своими учениками, соединенными православной верой. А это означает, что мы должны уповать на милость Божию во всех обстоятельствах.
В трудные минуты попрания веры мы, славяне, всегда обращаемся за помощью к Богу, Церкви, Первосвятителю, Священноначалию, к соборному разуму. Особая ответственность лежит на вас, собравшихся в этом зале: на ученых, педагогах, священниках, представителях информационных ресурсов, студентах. Будьте достойными продолжателями дела святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Желаю всем участникам открывающейся сегодня конференции благословенных успехов, научных и учебных достижений, а главное - твердости в отстаивании идеалов Православия и традиций нашего великого народа.