Уважаемые коллеги,
руководители высших учебных заведений Самарской области!
Сердечно приветствую Вас в стенах Самарской Православной Духовной семинарии. Как Правящий Архиерей и Ваш коллега - ректор могу с удовлетворением отметить: в среде самарских ученых и педагогов высшей школы существует полное понимание и приятие того исторического факта, что в нашей стране образование и наука всегда развивались в тесной связи с Русской Православной Церковью и богословской мыслью.
Христианство было и остается фундаментом, на котором зиждется вся европейская культура и мораль. Отступничество от этого главного принципа, которое мы наблюдаем ныне в Европейском Союзе, исключившем из текста своей Конституции всякое упоминание о Христианстве, изгнавшего всякое упоминание имени Божьего из учебного процесса уже привело к печальным последствиям во Франции, Бельгии, Германии, в ряде других стран. Это и депопуляция, и деградация личности, и отход от семейных ценностей, и рост числа самоубийств, и волнения на религиозно-этнической почве. Европа находится в начале лавинообразного деструктивного сдвига, остановить который сложно уже сейчас. Аналогичные события мы наблюдаем и на других континентах: в частности, в Северной Америке и в Австралии.
В условиях роста экстремизма, паразитирующего на духовном невежестве, что мы недавно наблюдали в ходе так называемого "карикатурного скандала", жизненной необходимостью для России становится адекватная религиозно-культурная самоидентификация, без которой само будущее нашего государства оказывается под угрозой.
Что мы видим в русской истории? На всех ее поворотах взаимодействие и соработничество светской и церковной науки приносило благословенные плоды к вящей славе Отечества нашего, украшало небосклон мировой культуры целыми созвездиями великих русских имен: Ломоносова, Менделеева, Лобачевского, Павлова, Чебышева, сочетавших глубокую веру в Бога с гениальностью ученых прозрений. ХХ век к их числу присовокупил новые славные имена: Пестова - видного ученого в области физической химии и одновременно талантливого богослова, известного специалиста в области нелинейных цепей профессора Боголюбова - в иночестве иеросхимонаха Моисея, наконец, выдающегося хирурга и теоретика медицины архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), причисленного к лику святых.
И ныне многие наши ученые и педагоги являются глубоко верующими и мыслящими православными христианами. Именно они вносят решающий вклад в воспитание новых поколений гармонически развитых молодых специалистов. Среди подвижников - педагогов, как и среди их воспитанников - самарцы занимают по России достойное место. В этом Ваша, уважаемые коллеги, огромная заслуга перед государством и мировой научной мыслью. Цель нашей сегодняшней встречи - найти новые механизмы взаимодействия Церкви и науки, оптимизировать уже запущенные в практику процессы.
Сложная демографическая и духовно-нравственная ситуация в нашем Отечестве практически не оставляет времени на раскачку. При сохранении нынешних негативных тенденций за ближайшие 50 лет, то есть еще при жизни наших студентов, население страны может сократиться, по разным прогнозам, на 30 - 40 процентов, т.е. нас останется чуть более 100 миллионов. Некоторые западные политтехнологи, давно поделившие Россию на зоны влияния между странами так называемого "золотого миллиарда", называют еще более низкие цифры.
В этой ситуации общество обращает свои взоры на Церковь и высшую школу, а значит и на нас, руководителей вузов, как на силу, способную противостать распаду и вымиранию нации. Россия - особая страна, для которой духовность никогда не была пустым звуком. Она являлась главным смыслом жизни, ее стержнем. Западные ценности были насильственно привнесены в нашу жизнь через чуждую России идеологию, через разрушение традиционного крестьянского уклада. Поэтому сегодня, в эпоху наступления чуждых идей, наша молодежь гораздо меньше пропитана духом стяжательства, чем на Западе. В последние годы "реформ" осознание того, что богатство не гарантирует счастья, в нашем народе, в том числе и в среде учащейся молодежи, только окрепло, дополнительно ослабив навязываемые нам стереотипы. Милостию Божией мы постепенно сбрасываем с себя заимствованные схемы и догмы, возвращаемся к спасительным идеалам родного Православия.
Вопросы духовно-нравственного образования и воспитания растущего поколения при такой демографической и социальной ситуации, как у нас, приобретают ключевую роль. Я вновь и вновь повторяю: достаточно вырастить одно нравственно зрелое, твердое в своих христианских убеждениях поколение, как многие проблемы, в том числе социальные и демографические, окажутся решенными. Православная молодежь, сочетающая веру в Бога с научным мировоззрением, опирающаяся на традиции предков, не поддастся на многочисленные искушения "века сего", не преступит заповедей, оставит после себя здоровое и многочисленное потомство. Кроме этого грамотное в религиозном отношении новое поколение будет гарантировано от влияния проповедников экстремизма и разжигателей межнациональной и межконфессиональной розни, от закулисных режиссеров различных "цветных революций". Ведь только на почве религиозного невежества молодые люди по всему миру становятся восприимчивыми к этому злу. Печально, что чиновники, ставящие препоны на пути духовного образования, старательно пестующие духовный нигилизм и безграмотность, этого не понимают. В итоге продолжается вытеснение из учебных программ дисциплин, связанных со сферой нравственных норм. Зато с легкостью вводятся предметы, разрушающие личность, семью и, в конечном счете, государство.
Образование - это будущее нашей Родины. Ни в коем случае нельзя допустить перехода русской школы на космополитические стандарты, внутри которых не будет места исконным, духовным ценностям России. Иначе мы потеряем еще одно поколение, и может случиться так, что китайцы будут стоять у Урала, а наши дети станут учиться уже в другой стране. В связи с этим вопрос широкого взаимодействия Церкви и государства в сфере образования приобретает особую важность. Необходимо понять, что это вопрос самих основ русской школы.
Очень часто наши педагоги боятся произносить: русская школа, русское образование. Но ведь не пресловутый "национализм", который нам приписывают враги Церкви и государства, звучит в слове "русский", а заслуженная гордость и надежда. В этом слове - целый свод государственных и мировоззренческих оснований, которые и делают нашу страну самобытной.
Сейчас речь идет о том, будет ли Россия далее существовать как православная, самодостаточная цивилизация или навсегда растворится в безликом "мировом сообществе". И этот главный вопрос должен уже сейчас ставить перед собой каждый учащийся Самарской области.
На нас, педагогах, руководителях лежит особая ответственность, поскольку от нас зависит, какие ценностные ориентиры вынесет молодой человек из стен средней и высшей школы. Именно там закладывается мировоззренческий фундамент будущего специалиста и гражданина России.
Надеюсь, вы, как руководители вузов, представители интеллектуальной и научно-просветительской элиты, станете настоящими лидерами на путях духовного преображения нашей молодежи и сможете направить ее по пути преодоления нравственного кризиса, религиозного невежества и экстремизма. В духовно здоровой молодежи - залог процветания России, сохранения и преумножения сокровищ Православной веры и отечественной науки, врученных ей славными предками.