Православный интернет-портал «Древо крестное»

Православное понимание семьи как школы благочестия

Семья есть естественный и в то же время священный союз, назначением которого является продолжение рода, сохранение, развитие традиций и, самое главное, духовное совершенствование как путь к спасению. В семье формируется чувство живой преемственности поколений как основы сохранения нации и государственности. По мнению выдающегося философа Ивана Ильина, именно в семье развивается личность ребенка «здесь (в семье) пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить, верить и жертвовать; здесь слагаются основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья или несчастья…»

Какой же должна быть семья, чтобы для ребенка с детства прокладывался путь спасения, чтобы, становясь взрослым человеком, он ощущал совестливое движение сердца, как мерило своих поступков?

Ответ на данный вопрос заложен в истоках и традициях Православия. Русская Православная Церковь всегда была надежной опорой для многих поколений наших соотечественников, драгоценным кладезем, из которого они черпали живую воду истинной веры и подлинной духовности. И в нынешнее сложное время МатьЦерковь не остается в стороне от жизни народа, она, как и всегда, отводит исключительную роль семье как школе благочестия. В жития святых при описании семьи святого или святой всегда отмечалось, что родились они в благочестивой семье или, что родители были благочестивы. В классической литературе при описании сватовства или знакомства мы постоянно встречаем вопросы: «Кто родители? А благочестивы ли они»? Люди прекрасно понимали то, что в сжатом виде выразил святитель Тихон Задонский: «в отцах благочестия нет, того в детях и внуках искать нечего».

Это качество является одной из самых важных характеристик человека, так как оно вбирает в себя ответ на главный вопрос бытия - отношение к Богу и ближнему. Достаточно о человеке сказать, что он благочестив и ярким спектром расцвечиваются все добрые качества его личности: любовь, смиренномудрие, терпение, послушание, целомудрие, заботливость и прочее. По словам преподобного Антония Великого: «Истинный человек старается быть благочестивым. Благочестив тот, кто не желает чуждого ему, чуждо же человеку все сотворенное. Итак, презри все, так как ты - образ Божий. Образом Божиим бывает человек, когда живет право и богоугодно».

Преподобный Максим Исповедник конкретизирует поучение святого Антония: «Не все пекись о плоти, но определив ей подвиг по силе ее, весь ум свой обрати на внутреннее», ибо «Телесное бо обучение вмале есть полезно: а благочестие на все полезное есть» (1Тим. 4,8).

Ребенок, воспитываясь в благочестивой семье, вырастает духовно подготовленным к жизни, ибо жизни духовной прежде всего следует учиться. Когда человек обучается ремеслу? наукам, он слушает наставления учителя, изучает правила и в дальнейшем поступает в соответствии с ними. Так и в духовной жизни человек должен учиться Божией премудрости, догматам, наставлениям и правилам, которые дарованы нам в святом Евангелии. Догматы и правила научают нас истинному покаянию, вере, смирению, любви, терпению, кротости и всему благому. В умении привить их детяим и состоит духовная семейная мудрость.

Стать родителями по законам естества просто, но трудно постичь свое истинное предназначение и еще труднее следовать ему, ибо «истинные родители – это родители не только по плоти, но и по духу».

«Малой Церковью» назвал семью святитель Иоанн Златоуст, так как здесь человек должен стать человеком, восприняв от родителей все, что его таковым делает. Семья, будучи хранительницей веры, благочестия и традиции, вооруженная таким сильным средством воспитания как родительская любовь, является первой и основной школой жизни.

Корень и источник всего благочестия - истинное богопознание. Основы семейного воспитания заложены в Священном Писании и конкретизированы в виде программы действий в святоотеческой литературе. Качества благочестивого человека, взаимоотношения между членами семьи (семейная иерархия) описаны в заповедях Божиих. Следуй заповедям Божиим и благочестивым будеши – так обычно духовники наставляли своих духовных чад.

Святые отцы большое внимание уделяли системе семейного воспитания. Прежде всего воспитатель должен сам уяснить, что именно он хочет взрастить в своем ребенке? Святитель Феофан Затворник выделяет два важных направления воспитания: просветить ум и образовать сердце питомца. Святитель дает содержательную характеристику каждому из них: просветить ум – это значит напечатлеть в нем здравые понятия о всем сущем и бывающем, о том, что есть Бог, какие Его свойства, в какие отношении благоволил Он поставить Себя к миру и к нам. Образовать сердце – это значит возбудить сокрытые в естестве нашем требования, преобразовать чувства и расположения, возвести в начала и правила жизни, чтобы потом о всяком обладающем ими можно было сказать: «Вот совершенный человек». Возникает вопрос, как это делать? Четкая программа действий сформулирована в творениях святителя Тихона Задонского: «Возлюбленный христианин умел ты своих детей родить; умей же их и в добре воспитать, да истинный отец их будеши. Родил ты их к временной жизни; болезнуй и раждай их к вечной жизни…». Дети повторяют поведение родителей, поэтому «чтобы соблазну не подавать, пример добрый показывать, запрещать дружить и общаться со злыми людьми, не говорить при детях праздного, гнилого, скверного. Святитель обращает внимание родителей «детей своих добру воспитывай и в Страхе Господнем и наказание содержи».

Особенность системы методов и средств духовнонравственного воспитания ребенка в семье, святитель Тихон Задонский выразил в кратком, но емком виде: «Человек сам в себе слеп, и потому требуется просвеще¬ние; человек забывчив, и потому требует частого напоминания; человек ленив, и ради того нужно ему поощрение; человек - дряхл и уныл, и потому потребно ему утешение; в человеке есть поползновения, и для этого требуется подкрепление; человек сомневающийся, и для этого требуется на¬ставление».

На описанные подходы, методы, приемы воспитания в семье опираются авторы учебников педагогики. Например, Сергей Гессен в книге «Философия воспитания» представляет воспитание как биологический, духовный процесс и как спасение. Он рассматривает жизнь человека как одновременную реализацию планов биологического и общественного бытия, духовной культуры, а главное - благодатного бытия. Ему не удалось завершить этот труд, рукопись погибла во время Варшавского восстания. Но подход к воспитанию, обозначенный в набросках к рукописи, современен и очень актуален в наше время.

Готовы ли современные родители воспитать благочестивого ребенка?

Церковь озабочена разрушением традиционных связей родителей с детьми — этому разрушению способствует уклад жизни современного общества. Сегодня подрастающему поколению грех преподносится как норма жизни. Это прискорбное обстоятельство не раз с болью подчеркивалось на самых высоких трибунах Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, Первосвятитель неоднократно предлагал всеобъемлющие способы выхода из этого духовного тупика.

Действительно, Святая Церковь, как любящая мать, не может без боли в сердце смотреть на то, как разрушаются все нравственные устои общества, как безнаказанно происходит растление молодого поколе¬ния пропагандой разврата, насилия, сатанинской злобы, наркомании и других тяжких пороков, ведущих к деградации человеческой личности. Снова, как не раз уже это было в истории, формируется идеал человекаэгоиста, сметающего все, что препятствует удовлетворению потребностей его «я». Этот поток поистине с нечеловеческой силой направлен против семьи. Свобода половых отношений попирает святость брачных уз: пропаганда абортов, освобождающая от ответственности, проклятием клеймит Богом данное чадородие; ложный идеал профессионально преуспевающего человека лишает детей родительского внимания и заботы.

Проведенные социологические опросы детей свидетельствуют об их потребности в здоровой, счастливой семье. На вопрос, о чем мечтает ребенок? 100 процентов опрошенных детей ответили, что мечтают о том, когда мама придет с работы и когда с ней можно будет поиграть и поговорить. Знают ли сами матери, о чем действительно мечтают их дети? Отвечая на этот же вопрос, мамы предположили, что их дети мечтают о игрушках, поездках и развлечениях. Вопиющее непонимание потребностей, интересов собственных детей! Именно это непонимание в дальнейшем порождает конфликтные ситуации в семье.

В какой семье нуждается ребенок? Иван Александрович Ильин сформулировал признаки такой семьи. Ребенок может приобрести чутье и вкус к духовной жизни только у семейного очага, согретого духовностью; он может органически почувствовать всенародное единение и единство, только испытав это единство в своей семье. Не почувствовав этого всенародного единства, он не станет истинным сыном своего народа и своей Родины. «Только духовное пламя здорового семейного очага может дать человеческому сердцу накаленный угль духовности, который будет и греть его, и светить ему в течение всей его дальнейшей жизни», говорит Ильин. Другими словами человек будет иметь внутренний стержень, который не позволит его сломать в любой ситуации.

Семья – это естественная школа христианской любви, школа творческого самопожертвования, социальных чувств и альтруистического образа мыслей. В здоровой семейной жизни душа человека с раннего детства смягчается, приучается относиться к ближним с почтительным и любовным вниманием. В дальнейшем это чувство христианской любви становится внутренней установкой по выстраиванию отношений с широкими кругами общества и народа.

Семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение духовнорелигиозную, национальную и отечественную традицию. Благодаря семейным традициям сохранена культура национального чувства и патриотической верности. Семья есть для ребенка первое родное место на земле; сначала — жилище, источник тепла и питания, потом — место осознанной любви и духовного понимания. В семье появляется глубинное понимание слова «мы», которое возникло из любви и добровольного служения, где один стоит за всех, и все за од¬ного. Она есть для него лоно естественной солидарности, где взаимная любовь превращает долг в радость и держит всегда открытыми священные врата совести. Она есть для него шко¬ла взаимного доверия и совместного, организованного действования.

Ребенок учится в семье верному восприятию авторитета. В лице естественного авторитета отца и матери он впервые встречается с идеей семейной иерархии и научается воспринимать отца как главу семейства, представителя высшего ранга, преклоняясь перед ним, но, не унижаясь, ребенок на¬учается мириться с присущим ему самому низшим рангом, не впадая ни в зависть, ни в ненависть, ни в озлобление. А это есть путь преодоления и предупреждения различных конфликтных ситуаций, например, путь освобождения от такого явления как «дедовщина».

В здоровой христианской семье есть одинединственный отец и однаединственная мать, которые совместно представ¬ляют единый — властвующий и организующий авторитет в се¬мейной жизни. Дети начинают понимать, что авторитет духовно старшего человека совсем не призван подавлять и порабощать подчи¬ненного, пренебрегать его внутренней свободой и ломать его характер, а, наоборот, он призван воспитывать человека к внутренней свободе.

Семья есть первая, естественная школа свободы: в ней ребенок должен найти верный путь к внутренней свободе; принять из любви и уважения к родителям все их приказы и запреты во всей их кажущейся строгости, вменить себе в обязанность их соблю¬дение, добровольно - подчиниться им и предоставить своим собственным воззрениям и убеждениям свободно и спокойно созревать в глубине души. Благодаря этому семья становится как бы начальной школой для воспитания свободного и здоро¬вого правосознания.

Семья является школой здорового чувства частной собственности. Она есть данное от природы общественное единство — в жизни, в любви, в труде, в заработке и в имуществе. Чем прочнее и сплоченнее семья, тем обоснованнее является ее притязания на собственный овеществленный труд, всегда сопряженный с лишения¬ми, напряжением ума, воли и воображения; а также притязания на наследственно передающееся имущество.

Таким образом, духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить детям потребность в чистой любви, склонить к мужественной искренности и способности к спокойной и достойной дисциплине.

Формирование такой счастливой и здоровой семьи зависит от понимания и выполнения отцом и матерью предназначения, заповеданного Богом.

Церковь, осознавая высоту и величие служения отцовства и материнства, всеми силами стремится помочь семье, укрепить ее и оградить от разрушающих воздействий, ибо именно в ней как в первичном и основном общественном институте происходит формирование личности ребенка. Общественная система образования должна в своей воспитательной деятельности опираться на семейные ценности, сотрудничая с родителями.

На данном этапе развития общества важно не только привлечь внимание к проблемам семейного воспитания, но начать действовать, ибо завтра уже может быть поздно. Нельзя забывать, что семья — не только ячейка, но и основа общества. Социум, не поддерживающий идеалы семейности, обречен на самоуничтожение. Именно поэтому в настоящее время назрела необходимость создания системной, целостной и целенаправленной федеральной программы государственной семейной политики «Здоровая семья XXI века». Проделанная во многих регионах России работа по уточнению и конкретизации Плана мероприятий Года семьи свидетельствует о насущной потребности создания такой федеральной программы. В настоящее время сформулированы цель, принципы, основные направления, механизмы реализации государственной семейной политики. Однако разработка конкретных мер отложена изза кризисных явлений в экономике, что само по себе спорно, поскольку вне духовной составляющей рассматривать кризис нельзя, что ясно и четко выразил в своих публичных выступлениях Святейший Патриарх Кирилл.

Можно считать, структура будущей программы заложена в Плане мероприятий по проведению Года семьи: «семья и общество», «семья и устойчивое развитие», «семья и культура», «семья и здоровье», «семейный спорт и отдых», «семья и социально ответственный бизнес», «информационное обеспечение года семьи». Именно по этим направлениям и выстраивали программы проведения Года семьи в регионах Российской Федерации.

Анализ деятельности субъектов РФ в 2008 году выявил некоторый перекос в сторону увлечения массовыми зрелищными и спортивными мероприятиями. Не принижая их значения их, необходимо все же предусмотреть иные более кардинальные меры по изменению ситуации в семейной политике государства. Именно поэтому столь важно нам верно расставить приоритеты в направлениях Программы и сопроводить ее реализацию соответствующими законопроектами.

В региональных программах семейной политики предусматривается совершенствование нормативноправовой базы в области семейной политики: предоставление социальных выплат многодетным семьям, на улучшение жилищных условий, бесплатное предоставление земельных участков в собственность многодетным семьям, организация отдыха и оздоровления детей, благотворительная деятельность.

В субъектах РФ созданы межведомственные комиссии по вопросам женщин, семьи, демографии.

В регионах выстраивается многоуровневая система образования и просвещения в области семейного воспитания: созданы и реализуются программы подготовки старшеклассников и учащейся молодежи к семейной жизни, программы обучения молодых родителей, семинары для родителей, семейные университеты, пункты психологической, юридической консультаций, телефоны доверия и службы семьи.

В минувшем году стали внедрятся различные формы информационного сопровождения Плана мероприятий по проведению года Семьи: создан официальный сайт Президента РФ «Будущее семьи – будущее страны», региональные и ведомственные сайты, активизировалась работа СМИ по пропаганде традиционных устоев православных семейных ценностей, формированию позитивного отношения к материнству, отцовству, многодетной семье.

В целом проведенную работу можно оценивать положительно: наблюдается динамика по демографическим показателям, в частности, произошло увеличение рождаемости на восемь процентов в среднем по Российской Федерации.

Проведенные опросы молодежи свидетельствуют об изменении их отношения к традиционным бракам (90 процентов - за официально зарегистрированный брак), к наличию детей в семье (70 процентов хотели бы иметь двоих детей).

В 2009 году, объявленном Годом молодежи, важно накопленный опыт работы субъектов РФ по возрождению и развитию семейных ценностей не только сохранить, но и приумножить.

В выступлении Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на его Интронизации особое внимание было уделено молодежи, которая остро нуждается в духовном руководстве. «Мы должны идти навстречу молодым людям, помогая им обрести веру в Бога, смысл жизни, а вместе с этим осознание того, что есть подлинное человеческое счастье». И как следствие такого образа мыслей и образа жизни – сильная духовная личность, сплоченная и многодетная семья, солидарное общество. Решение данной задачи возможно только в единстве усилий всех структур религиозных, государственных и общественных, направленных на возрождение семейных традиций, формирование духовных ценностей у граждан нашей страны. Только таким образом можно предотвратить деградацию и гибель нашего народа, укрепить Российское государство.