Православный интернет-портал «Древо крестное»

Об истории и современном положении Самарской епархии

Приступая к обзорному рассмотрению истории самарского края, нашей епархии, считаю немаловажным отметить, что Самара с момента выхода своего на историческую арену всегда принимала деятельное участие в жизни всего государства. Таким образом, в своих основных чертах, ключевых моментах наша региональная история неразрывно связана с историей общероссийской.

Древнейшее народное предание связывает основание Самары с именем святителя Алексия, митрополита Московского, почитаемого небесным покровителем нашего города. Собеседник и друг преподобного Сергия Радонежского, воспитатель святого благоверного князя Димитрия Донского, один из вдохновителей Куликовской победы, чудотворец и величайший политик - таким вошел в историю России святитель Алексий. В летописях и в житии приводится рассказ, как татарский хан, прослышав о духовной силе митрополита, призвал его в Орду для того, чтобы он исцелил молитвой ослепшую ханшу Тайдуллу. Путь в Золотую Орду пролегал по необжитым степным просторам Поволжья. В дороге у святителя Алексия была остановка в отшельническом скиту на берегу реки Самары.

Именно тут святитель Алексий пророчески произнес: "На сем месте будет и город Самара, в котором просияет благочестие, и оный город никогда и никем разорен не будет". Летопись относит это событие примерно к 1357 году.

Пророчество святителя Алексия исполнилось. На месте отшельнического скита и была срублена казаками в 1586 году крепость Самара, ставшая надежным форпостом, защищающим восточные рубежи государства от набегов кочевников.

С момента основания Самара состояла под ведением архиепископа Казанского и Свияжского. Вся жизнь средневекового горожанина-самарца проходила под сенью церковных куполов и крестов. Иностранцы изумлялись количеству самарских монастырей и церковных зданий.

Первая церковь, получившая имя Пресвятой и Живоначальной Троицы, была выстроена вместе с основанием крепости - в 1586 году. Деревянная, с приделом Николая Чудотворца, она на долгие годы стала главной церковью города.

Самарские монастыри появились уже в конце XVI - начале XVII веков. Первым - мужской Спасо-Преображенский, позднее с тем же названием - женский.

В 1600 году была образована таможня. Все больше судов стало швартоваться к пристани. Самара становится центром дипломатических и экономических связей России с Востоком.

Не обходили своим вниманием Самару и царствующие особы. Здесь бывали Петр I, Александр I, Александр II, Александр III, святой страстотерпец император Николай II.

С 1780 года Самара становится уездным городом Симбирского наместничества. Учреждаются уездный и земский суды, казначейства, начинается регулярное движение судов по Волге.

Триста лет, прошедших с момента основания крепости на Волге, сделали Самару крупнейшим уездным городом Поволжья. Кроме соборного Казанского храма и Алексеевской часовни, в нем было еще 6 храмов: Вознесенский, Преображенский, Успенский, Троицкий, Крестовоздвиженский и один единоверческий.

К середине XIX века в семи городах самарского края насчитывалось 20 церквей, всего же православных церквей в крае было 478 (145 каменных и 333 деревянные), монастырей три: один мужской и два женских. Кроме того, действовали 50 молитвенных домов и часовен. К православным примыкали 7 единоверческих церквей, 3 монастыря в Николаевском уезде и один молитвенный дом в Новоузенском уезде. Для сравнения: в Николаевском и Новоузенском уездах в те же годы располагались 17 церквей и 4 молитвенных дома католиков, 40 церквей и 3 молитвенных дома лютеран. Мусульманских мечетей насчитывалось 217 (каменная одна), большинство действовали в Бугульминском уезде (111 мечетей). Иудейские богослужения проводились только в Самаре, в специально нанятом верующими помещении. Язычники владели лишь одним зданием (кереметью) в Ставропольском уезде. Все это - яркое свидетельство многоконфессиональности и веротерпимости населения нашего края.

Как видим, Самара постепенно превращалась не только в экономический, но и духовный центр обширного региона под определяющим влиянием Русской Православной Церкви. Все это дало повод правительству учредить в 1850 году Самарскую губернию с самостоятельной архиерейской кафедрой.

1 января 1851 года было совершено торжественное открытие Самарской губернии приглашенным губернатором Преосвященным Феодотием, епископом Симбирским и Сызранским, совершившим литургию в Казанском соборе. Епископ, вручая губернатору С.Г. Волховскому икону святителя Алексия, небесного покровителя города, сказал: "Благословляю тебя, боголюбезный граде, святою иконою святителя Алексия, издалече провидевшего и прорекшего величие твое. Его святительское, а с ним и Божие благословение всегда опочивает над тобою. Аминь!" Икону поместили затем в присутственном зале губернского правления. Перед ней затеплилась неугасимая лампада и ежегодно 12 февраля совершался молебен.

А 30 марта 1851 года в Самаре было торжественно открыто Епархиальное управление. На следующий же день, в Вербное воскресенье, не менее торжественно было совершено и открытие епархии назначенным на Самарскую архиерейскую кафедру Преосвященным Евсевием (Орлинским), бывшим до этого епископом Винницким. В тот же день перед литургией совершили из Казанского собора крестный ход в Вознесенскую церковь, признанную владыкой - по ее обширности и центральному положению в городе - быть кафедральным собором. Здесь перед началом литургии зачитали указ Священного Синода об открытии Самарской епархии, назначении епископа и совершили благодарственное моление с коленопреклонением.

В Самаре, ставшей центром обширной губернии, резко ускоряется развитие экономической, политической и культурной жизни. Экономический рост в конце XIX - начале XX веков определялся размахом хлебной торговли и мукомольного дела; процветали и другие отрасли легкой промышленности, развивалось чугунолитейное дело. Город украшался роскошными особняками и административными зданиями.

Своим стремительным взлетом Самара напоминала молодые североамериканские города, и современники справедливо называли ее "русским Новым Орлеаном" и "русским Чикаго". Торговые дома Субботиных, Курлиных, Шихобаловых, Смирновых, внесших большой вклад в развитие города, были известны не только во всей России, но и за рубежом. Православное самарское купечество принимало активнейшее участие в деле храмостроительства и попечения о бедных и обездоленных.

Самара и край вошли в судьбу многих известных деятелей русской культуры и литературы. На самарской сцене играли Вера Комиссаржевская, Стрепетова, Савина; в театре-цирке "Олимп" пели Федор Шаляпин и Леонид Собинов; в городе жили и творили Максим Горький, Алексей Толстой, Глеб Успенский. Именно в этот период формируется индивидуальный исторический облик нашего города.

Из дореволюционных самарских архипастырей необходимо выделить епископа Феофила Надеждина (1856-1865 гг.), в годы управления которого в Самаре была открыта Духовная семинария, в Николаевске - Вознесенский мужской монастырь, основаны монастыри: Бугурусланский Покровский, Самарский Николаевский и Свято-Троицкий Мойский при селе Мойка Бузулукского уезда. В самой Самаре при нем были сооружены церкви: Петропавловская, Воскресенская и Всех святых, положено начало устройству училища для девиц духовного звания, а также в год отмены крепостного права было окончено строительство и совершено великое освящение нынешнего кафедрального Покровского собора, 140-летний юбилей которого мы сегодня отмечаем.

Епископом Герасимом (Добросердовым) (1866-1877 гг.) было открыто несколько новых воскресных школ, организован епархиальный комитет православного миссионерского общества, введены воскресные публичные собеседования с раскольниками различных толков, увеличен фонд епархиального попечительства о бедных духовного звания, положено начало изданию местных "Епархиальных ведомостей".

Меньше двух лет, с февраля 1891 г. по октябрь 1892 г., Самарской епархией управлял епископ Владимир (Богоявленский), погибший позже от рук большевиков и причисленный к лику святых. Однако за это время он успел снискать любовь самарской паствы. Владыка Владимир ввел в самарских церквах внебогослужебные беседы священников с паствой, положил начало духовно-нравственным чтениям в зале городской Думы, возобновил противораскольнические и противосектантские собеседования в самарских приходских храмах. Он положил начало учреждению церковных обществ трезвости, открыл более 150 церковноприходских школ.

Епископ Гурий (Буртасовский) (1892-1904 гг.) главным направлением своей деятельности избрал развитие миссионерского дела и увеличение церковных школ. За одиннадцатилетнее существование Самарской миссии она обратила в православную веру шесть тысяч человек. Епископ Гурий не только ввел в Самарской епархии должности епархиальных и окружных миссионеров, но и стал привлекать к миссионерской деятельности приходских священников. Он начал рукополагать в священнический сан наиболее грамотных и подготовленных инородцев. Владыка Гурий придал обучению в Духовной семинарии миссионерскую направленность. Семинаристы стали изучать мордовский и чувашский языки для проповеди в сельских районах губернии.

Он первым из самарских епископов стал совершать церковные службы по чинопоследованию старопечатных книг в единоверческой церкви, что способствовало переходу в Православную Церковь многих старообрядцев. В годы его святительства открылось более 700 церковных школ.

При епископе Гурии, в 1894 г., благодаря усилиям многих видных деятелей Самары и народным пожертвованиям было наконец-то завершено строительство Воскресенского кафедрального собора, продолжавшееся 25 лет.

К началу XX века в Самарской губернии действовало более тысячи церквей (в том числе 13 соборных), 17 мужских и женских монастырей с количеством монашествующих и проходящих послушание более чем 3000 человек. В церквах губернии служили 56 протоиереев, 1155 священников, 465 диаконов, 800 псаломщиков. Почти при каждой церкви была своя библиотека, а при некоторых - и церковноприходская школа. При этом лиц православного вероисповедания мужского и женского пола в губернии насчитывалось почти 2,5 миллиона человек.

Время управления Преосвященным Михаилом (Богдановым) (1914-1919 гг.) Самарской епархией совпало с боевыми действиями на фронтах первой мировой войны. Он незамедлительно образовал Епархиальный комитет по оказанию помощи воинам и их семьям. В самарских монастырях устраивали госпитали для раненых солдат и офицеров, в церквах собирали пожертвования.

В годы управления владыки Михаила наступают тяжелые времена для Церкви, начались события октябрьского переворота 1917 г. и гражданской войны. Вместе с отступающими казачьими частями атамана Дутова епископ Михаил вынужден был покинуть пределы России и умер на чужбине в 1928 году.

Прибывший уже по благословению Святейшего Патриарха Тихона в 1919 г. на Самарскую кафедру архиепископ Филарет (Никольский) до 1920 г. стоял во главе епархии. Он как мог пытался защитить Церковь от большевистской власти и наступающих обновленцев. Но ему к 1920 г. удалось сохранить за Патриаршей Церковью лишь 5 храмов и женский Иверский монастырь, все остальное было захвачено обновленцами. В 1920 г. архиепископ Филарет был арестован по доносу обновленцев и как "глава церковной контрреволюционной организации" сослан в один из концлагерей под Архангельском, где и скончался в 1921 году. Почти два года епархия, сотрясаемая обновленческим расколом и богоборческой властью, была без своего архипастыря, и лишь в 1922 г. правящим архиереем был назначен епископ Анатолий (Грисюк), в 1923 г. возведенный только что вышедшим из большевистского застенка Патриархом Тихоном в сан архиепископа. Но владыка Анатолий не мог свободно передвигаться по епархии из-за преград, чинимых властями и обновленческим ВЦУ. В 1924 г. он был фактически отстранен последними от управления епархией, хотя официально числился на Самарской кафедре до 1928 г. С 1924 по 1925 годы временно управлял епархией епископ Сергий (Зверев).

Время управления священномученика архиепископа Александра (Трапицына) - 1928-1933 гг. - было самым тяжелым для Церкви и для епархии, это было время тотального уничтожения Православной Церкви. Еще в период с 1921 по 1924 гг. большевики закрыли в епархии все церковноприходские и духовные школы, конфисковав их библиотеки и имущество; в связи с голодом, инспирированным самими большевиками, из самарских церквей и монастырей были изъяты и бесследно исчезли все материальные ценности (оклады, иконы, Евангелия, церковная утварь ХVII-ХVIII вв.). В 1933 г. на Алексеевской площади (ныне пл. Революции) в ночь с 7 на 8 ноября были сожжены богослужебные книги и старые, по мнению большевиков, "не имеющие ценности как материальной, так и культурной", иконы и ризы из Вознесенского собора, Спасо-Преображенской и Казанской церквей Самары.

Были зверски убиты на территории Иверского монастыря последний настоятель кафедрального собора отец Петр Архангельский и протодиакон Нестор (его забили штыками и утопили в проруби в районе набережной у Вилоновского спуска). Арестовывали и ссылали приходских священников, монахов и простых верующих. Озверевшая власть обрушивала свой "революционный" гнев даже на церковные здания. Так, одним из первых разобрали "на дрова" самый "молодой" храм города - великомученика и целителя Пантелеимона, затем взорвали самый древний, XVII в., Спасо-Преображенский храм. Протесты владыки Александра по поводу варварского разгрома и разграбления церковного имущества были "услышаны" властями: его самого арестовали и отправили в ссылку. Вскоре были закрыты, а затем постепенно разрушены все три городских собора.

Та же ситуация наблюдалась в епархии и при епископе (с 1934 г. - архиепископе) Петре (Рудневе) (1933-1935 гг.). Сам он был выселен из своей квартиры и, вынужденный жить по домам своих прихожан, пешком добирался до Петропавловского храма, служившего тогда кафедральным, до своего убогого жилища, претерпевая по дороге насмешки, оскорбления и избиения. В то время были окончательно разрушены Воскресенский кафедральный собор и многие церкви города.

Когда в город прибыл в 1935 г. новый архиепископ Ириней (Шульмин), возглавлявший епархию до 1937 г., Самарская кафедра стала именоваться Куйбышевско-Сызранской, в ней осталось лишь 8 действующих храмов, а к концу управления владыки Иринея, арестованного в 1937 году вместе со всем причтом Петропавловского храма, у Патриаршей Церкви в Самаре остался лишь один храм - свв. апостолов Петра и Павла: все было или закрыто, или захвачено обновленцами. Вскоре и Петропавловский храм был закрыт и отдан под конюшни, его знаменитый дубовый иконостас разобрали и употребили для отопления коммунальных домов, расположенных поблизости.

С 1937 по 1941 гг. Самарская кафедра была вдовствующей. Осенью 1941 года в общем вагоне в старой потертой фуфайке, шапке и валенках прибыл в Самару новый святитель - архиепископ Андрей (Комаров), и хотя управлял он епархией всего 3 месяца, сделанное им для Церкви имело большое значение для ее будущего. Он за эти немногие месяцы сплотил православных прихожан, сумел удалить из епархии главу местных обновленцев - настоятеля Покровского храма протоиерея Петра Свиридова. Владыка Андрей, чтобы покончить с обновленческими "нововведениями", сам исповедовал, причащал на дому больных, служил молебны и проповедовал, жил же в маленькой комнатке при Покровском соборе.

Великая Отечественная война превратила Куйбышев в запасную столицу СССР. Сюда эвакуировали партийные и правительственные учреждения, дипломатические миссии иностранных государств, ведущие культурные учреждения, даже был сооружен бункер для Сталина. В Куйбышев из других городов вывезли промышленные предприятия и их работников. С первых месяцев войны город становится поставщиком на фронт самолетов, огнестрельного оружия и боеприпасов. Закладываются основы послевоенного промышленно-экономического развития региона.

Всего за годы Великой Отечественной войны Куйбышевская епархия собрала свыше 12 миллионов рублей на нужды фронта. Однако еще более важной, чем материальная, была моральная, молитвенная помощь Церкви нашему народу. Утешение людей и помощь им в преодолении страданий от потерь войны, консолидация верующих, направленная на достижение единства тыла, - все это способствовало нашей победе. За самоотверженную деятельность во время войны управляющий епархией архиепископ Алексий (Палицын) был награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".

Если до 1943 г. в Куйбышевской области действовали только две церкви - Покровская в Куйбышеве и Вознесенская в Кинель-Черкассах, то уже в 1947 году благодаря усилиям владыки их стало 19. В этот период идет массовое движение за открытие церквей, но за 40 последующих лет епархиальным архиереям не удалось открыть уже ни одного храма.

С 1960 по 1965 гг. во главе епархии стоял архиепископ Мануил (Лемешевский), с 1962 г. - митрополит. За свое краткое правление владыка сумел расположить к себе паству и умело наладил взаимоотношения с властями. После ухода на покой в 1965 г. он трудился над фундаментальным историческим трудом - биографическим словарем архиереев Русской Православной Церкви ХIХ-ХХ вв. По кончине своей в 1968 г. митрополит Мануил был погребен в Покровском кафедральном соборе.

С 1965 г. временно управляющим Куйбышевско-Сызранской епархией был епископ Иоанн (Снычев), ученик и преемник митрополита Мануила. С 1969 г. он - правящий архиерей, с 1976 г. - архиепископ, с 17 июля 1990 г. - митрополит. С 1965 г. по август 1990 г. он возглавлял Куйбышевскую кафедру. В период его управления жизнь в епархии окончательно упорядочилась, число храмов достигло 18 и продолжало увеличиваться за счет открытия старых разрушенных приходов. Это время "перестройки" и потепления церковно-государственных отношений, начавшегося после общесоюзного празднования 1000-летия Крещения Руси.

В 1990 г. в епархии уже было 32 прихода, но не каждый приход имел стационарный храм, и нередко богослужение совершалось в приспособленном для этого помещении. Владыка Иоанн известен своими писательскими историко-патриотическими трудами как в России, так и за рубежом. Он, как и владыка Мануил, был талантливым духовным архипастырем и исповедником. Владыка Иоанн вел очень скромный образ жизни. Своей добротой, искренностью, сердечностью он стяжал любовь верующих Самарской, Оренбургской, Санкт-Петербургской и Саратовской епархий.

С июля 1990 по февраль 1993 года правящим архиереем являлся архиепископ Евсевий (Саввин), ныне возглавляющий Псковскую епархию. В период его правления продолжается возрождение церковной жизни, начавшееся при его предшественнике.

В январе 1991 года городу возвращено историческое имя Самара, а епархии в год празднования ее 140-летия - название Самарско-Сызранская.

Современный этап жизни епархии

Сегодня мы с благодарностью свидетельствуем истинность слов великого угодника Божиего святителя Алексия - небесного покровителя нашего края. Милостию Божией Православие возрождается на самарской земле: обеспечена материальная база основной части приходов, активизируется приходская жизнь. На сегодняшний день в епархии 181 приход, из этого числа 29 - самарские.

Характеризуя современный этап церковной жизни, необходимо отметить, что положительные сдвиги в ее развитии являются следствием взаимодействия Церкви и общества. С одной стороны - координируемая священноначалием активность духовенства и мирян, с другой - желание представителей власти, общественности и доброхотов вести конструктивный диалог. Результатами такого взаимодействия становятся конкретные дела храмостроительства, духовного просвещения и милосердия.

Всегда первостепенной для христиан остается цель преображения как отдельной человеческой личности, так и всего общества в целом. Церковь имеет духовную природу, она "не от мира сего", но Самим ее Основателем Господом Иисусом Христом ей предана миссия общественного служения в этом мире. Церковь не может довольствоваться внутренней самодостаточностью, ее активность направлена вовне.

Благодаря Бога, можно признать, что на самарской земле Церковь востребована обществом и занимает по отношению к нему открытую позицию. Налажено взаимодействие с местными властями на городском и областном уровнях. Активную позицию занимают многие руководители организаций и предприятий, оказывая Церкви материальную поддержку.

Приоритетным направлением нашей деятельности было и будет развитие и совершенствование форм просветительства, распространение православного воспитания и преподавания как в церковных учебных заведениях, так и в государственных. Подписано соответствующее соглашение с областным департаментом образования, ведется работа на уровне практических решений.

Так, плодом этих усилий явилось открытие межвузовской кафедры православной педагогики на базе Самарской Духовной семинарии; воцерковленные учителя-предметники ведут занятия в средней школе № 54.

Кафедра православной педагогики также существует и плодотворно работает на филологическом факультете Тольяттинского филиала Самарского педуниверситета. Преподаватели кафедры читают такие курсы, как "Духовно-нравственные традиции русского народа", "Древнерусская книжность", "История православной педагогики", "Традиции древнерусской культуры в отечественной литературе XIX-XX вв.".

Проводятся ежегодные Кирилло-Мефодиевские и Иоанновские чтения, Сретенские встречи, задачей которых ставится церковное осмысление современных гуманитарных знаний.

Одним из значительнейших событий в истории епархии стала всероссийская научно-практическая конференция "Христианство-2000", организованная Московской Патриархией, Самарской епархией, областной и городской администрациями.

По всей Самарской епархии при различных образовательных учреждениях действуют катехизаторские и библейские курсы, православные лектории.

Основным же центром духовного просвещения нашего региона остается Самарская Православная Духовная семинария. Ее студентами являются более 300 человек, как жители города и области, так и приезжие из других епархий.

Также очень важное место в составе нашей деятельности занимает информационное направление. Клир делает все возможное для просвещения паствы и воспитания ее в духе христианских традиций. У епархии есть свои средства массовой информации, имеются и добрые традиции сотрудничества со светскими СМИ. Шесть изданий выходят самостоятельно, еще десятки - в форме приложений к областным, городским и районным газетам. Телевизионные каналы Самары, Новокуйбышевска, Тольятти и Сызрани периодически информируют общественность о положении дел в епархии. Регулярно выходят православные телепрограммы, такие, как "Символ веры", "Воскресение", "Звонница", "Свет Православия", и другие. Нами активно осваивается информационное пространство сети Интернет: создан официальный сайт Самарской епархии.

По мере сил и возможностей исполняя увещание апостола Павла "носить тяготы друг друга", духовенство епархии оказывает материальную поддержку неимущим. Не получая специальных средств из областного и городских бюджетов, Вознесенский приход Самары, Казанский приход Тольятти содержат богадельни; Иверский монастырь имеет благотворительную столовую; во всех храмах нуждающиеся могут получить единовременную помощь едой и деньгами. Материальную поддержку оказываем и на уровне Епархиального управления. За ней обращаются к нам как одинокие престарелые люди, так и детские дома. К сожалению, далеко не всегда и не всем мы имеем возможность оказать помощь.

Помимо материальной поддержки епархиальное священство духовно окормляет места лишения свободы, воинские подразделения и больницы. Здесь открыты домовые церкви, часовни либо молельные комнаты. Просветительная работа ведется и с руководством этих учреждений. На приходах организуется деятельность православных обществ трезвости, имеющих целью борьбу с духовно-социальными пороками - наркоманией и алкоголизмом.

Освещая наболевшие вопросы современной церковной действительности, не могу не сделать акцент на понимании того, что Церковь все же не может быть отделена от государства: она - его часть в той мере, в какой каждый верующий является гражданином (это - основная идея программного документа "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", принятого на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года). Проблемы современного бытия России, межгосударственные и межрелигиозные конфликты - далеко не чуждые сердцу православного христианина реалии. Теракты, совершенные в США экстремистами, и ответная реакция на них получили широкий отклик в церковных кругах. Вот слова Святейшего Патриарха Алексия: "Мир стал иным. Мы со всей ужасающей ясностью увидели призрак войны XXI века, ибо столкнулись с еще одной, особенно дерзкой попыткой насильственно навязать другим свое видение мирового порядка, опираясь на собственные мировоззренческие или религиозные убеждения, абсолютизируя свою культуру и свой образ жизни".

Комментируя ситуацию, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл высказал следующую мысль:

"Конечно, почва для напряженности есть - не столько между исламом и христианством, сколько между целостным религиозным миропониманием и миропониманием секулярным, которое ставит человека и его земную самореализацию выше Бога и веры. Современная западная цивилизация лишь условно может быть названа христианской. В ней доминирует власть денег, комфорта, обезбоженной "универсальной" идеологии. С такой властью не согласны многие верующие - православные, католики, значительная часть протестантов, многие мусульмане и иудеи. Мир не должен допустить того, чтобы абсолютное меньшинство его населения, имеющее власть, деньги и влияние, говорило и принимало решения от имени всего человечества.

Нельзя допускать, чтобы лишь одна из религиозно-мировоззренческих систем доминировала и считалась "общечеловеческой", а другие - будь то ислам или последовательное христианство - принижались. Каждая из них должна адекватно влиять на выработку международного права, учитываться при принятии решений на мировом уровне. Если это произойдет, мы выбьем почву из-под ног террористов. Они больше не смогут апеллировать к общественному мнению, ссылаясь на несправедливость миропорядка".

Откликаясь на эти события, и наша епархия адресовала Президенту и Государственной Думе обращение с просьбой проявить максимальную бдительность в принятии решения о роли России в сложившейся международной обстановке.

Подводя итоги, хочу обратиться к словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, посетившего Самарскую епархию в октябре 1999 года. "Ваша епархия, - сказал Патриарх, - входит в грядущее тысячелетие сильная своей православной верой и традициями и просвещенная неустанными трудами своего клира". Мы благодарны Его Святейшеству за эти теплые слова.

Истинно, ни один град на Руси, как и ни одна душа христианская, не лишится покрова и заступничества Божией Матери и святых угодников, если будет славиться в нем имя Божие, если будет храниться подлинное благочестие.