Православный интернет-портал «Древо крестное»

Определяющая роль преподобного Сергия игумена Радонежского в становлении Российского государства

В нашу эпоху воинствующего безбожия и материализма, культа материальных благ и плотских удовольствий, трудно представить себе во всей полноте психологию русского общества XIV века. Гордые современными технологиями в области экономики, промышленности, науки и техники, погруженные в бесплодные споры и пререкания, мы совершенно упускаем из виду ту основу, на которой веками строилась Россия и которая по сей день остается фундаментом ее бытия.

Государственные основы были заложены Киевскими князьями на Руси и прижились у нас потому лишь, что источником русского гражданского закона в десятом веке стало церковное право. Сам закон возник в России из православных церковных канонов. И когда иноплеменное нашествие нарушило в стране государственный порядок, Русская Церковь, оставшись единственным цельным организмом страны, стала естественным стержнем национальной жизни и залогом возрождения Руси.

Русская культура, сконцентрированная в духовном наследии Киева, ушла временно в подполье, скрылась в лесных дебрях, в пустынных местах, где и сохранилась для лучшей поры. И ее хранителями оказались не князья и не бояре, а смиренные иноки, спасавшиеся в этих глухих местах. Простой народ, подавленный игом, устремился туда, инстинктивно ища у монахов и отшельников прибежища, света и утешения. Народная легенда о скрывшемся на дне озера Светлояр прекрасном граде Китеже, очень точно символизирует это. Монахи вдохновляли их на служение отечеству, подвигом духовным наставляя на подвиги мирские.

Перемещение центра русской национальной жизни с опустошенного юга на север и постепенный рост Москвы, совпали с перенесением в этот город митрополичьей кафедры. Как отмечает историк Ключевский, укреплению Москвы немало содействовали в ХIV веке три монаха: сын черниговского боярина Алексий (впоследствии митрополит Киевский и всея Руси), представлявший старый Киевский юг, сын устюжского причётника Стефан, представлявший Север, и Сергий (будущий игумен Троицкой обители) сын Ростовского боярина переселенца, представлявший Великороссию. Эти трое святых, каждый в своей сфере, оказали решающее влияние на возрождение национальной государственности: Алексий, как митрополит и ближайший советник трех великих князей Московских; Стефан, как апостол Пермского края и Русского Севера; и Сергий, как основатель нового общероссийского центра монашества возле новой столицы Руси.

Святитель Алексий призван был в политической сфере способствовать превращению раздробленной на мелкие княжества Русской земли в единое сильное государство, с центральной властью в Москве. Святитель Стефан Пермский приобщил предков нынешних пермяков, коми, чувашей, удмуртов и мордвы к Православию и русской культуре. Преподобный Сергий взял на себя тяжкое бремя нравственного воспитания народа и приготовления его на грядущий подвиг.

Всем хорошо известно житие преподобного Сергия Радонежского, коснемся его вкратце… Родился будущий Троицкий игумен 3 мая 1322 г. (1319 года по Епифанию Премудрому). В 1328 году родители Варфоломея, так звали до принятия монашества будущего игумена Русской земли, переселились в Радонеж из Ростовских пределов. На 21-м году своей жизни, похоронив родителей, принявших иноческий постриг, он сам решает осуществить свою давнюю мечту – стать монахом.

Иноческий постриг его был совершен игуменом Митрофаном 7 октября 1342 г. В день памяти мучеников Сергия и Вакха. Нареченному Сергием монаху тогда было чуть более двадцати лет. Тяжела была жизнь в глухом пустынном лесу, многотруден был монашеский подвиг отшельника. Летописец его жития Епифаний отмечает, что в течение двух лет в его монастырь никто не приходил и Сергий «вкушал сладость безмолвия».

Но «не может град укрытися верху горы стоя» (Мф. 5, 14). Не могли укрыться и подвиги преподобного Сергия, далеко разносились вести о его святой подвижнической жизни. К нему стали стекаться и собираться под его кров многочисленные последователи, жаждущие духовного подвига. Вскоре число монахов достигло двенадцати, но были и непостриженные простые землепашцы, жаждущие уединения и молитвы «числом около 60» как говорится в той же Епифаньевской летописи. «И уже летом 1353 г. после смерти игумена Митрофана братия единодушно избирает его игуменом».

Но и будучи настоятелем монастыря, им самим созданного, преподобный Сергий исполнял в нем все должности, трудясь поочередно поваром, мельником, портным, дровосеком, плотником и т.д. Кротость его оказалась лучшим методом руководства своей братией и поражала всех, прибегающих к его советам. Так преподобный Сергий предотвратил даже междоусобную войну Рязани с Москвой, прекратил конфликт между князьями Суздальскими Борисом и Димитрием, вернув последнему похищенный Борисом Нижний Новгород.

К Сергию стекалась вся Русь: князья и бояре, наравне с нищими и обездоленными, быстро увеличивали число его учеников. Приобретенное им влияние было настолько велико, что великий князь Московский Димитрий, решившись на неслыханную доселе дерзость – поход против татар – предварительно испросил благословения и совета преподобного Сергия. Игумен ответил ему: «Иди на безбожников смело, без колебания, и победишь», а кроме того, чтобы особенно отметить важность для России предстоящей битвы – отправил Димитрию двух своих иноков, в миру бывших воинов – Пересвета и Ослябю, погибших на Куликовом поле в 1380 г. (оба они погребены в Симоновом монастыре в Москве).

Этим актом преподобный от лица Церкви, желал как бы лишний раз подчеркнуть смысл борьбы, предпринятый для национального возрождения Руси. Благодаря Москве Куликовская битва явилась первым толчком к окончательному освобождению от иноземного ига. Вдохновил же Москву на подвиг преподобный Сергий.

Колонии Сергиевской обители – монастыри, основанные учениками преподобного или учениками его учеников, считались десятками. Но, убегая от соблазнов мира, основатели этих монастырей служили его насущным нуждам. Ведь в XIV веке территория Русского государства умещалась в междуречье рек Волги (верхней Волги) и Оки. Татарские ханы и литовские князья запирали выход их этого треугольника на Запад, юг и юго-восток. Оставался открытым путь лишь на северо-восток за Волгу. И монахи-пустынники, направляемые туда преподобным Сергием, были первопроходцами и исследователями новых земель, которыми прирастала и усиливалась возрождаемая Россия. Не случайно, что большинство новых монастырей, основанных с половины XIV-го века и до конца XV-го, возникли среди лесов Костромского, Ярославского и Волгоградского Заволжья.

«Ради спасения души, монах бежал из мира в заволжский лес, а мирянин цеплялся за него и с его помощью заводил в этом лесу новый русский мир. Так создавалась Верхне-Волжская Россия дружными усилиями монаха и крестьянина, воспитанных духом, какой вдохнул в русское общество преподобный Сергий» – писал в 1892 году профессор Ключевский. И хотя преподобный Сергий не оставил после себя ни сочинений, ни уставов, он сумел перевоспитать целое поколение русских людей, которое историки XIX и XX веков называли условно «Куликовским».

К старости преподобный Сергий считался учителем всей страны, народ называл его «печальником», «заступником» земли Русской. Юноша Варфоломей, ушедший спасаться в дикие леса на горе Маковец, превратился во всероссийского наставника, сумевшего убедить русских людей, что они не рабы иноземных захватчиков, а свободные духом граждане. Преподобный Сергий и его ученики, укрепив в народе веру, превратили русских в непобедимых воинов. Вместе с тем, будучи и советником князей, и чудотворцем, и целителем, преподобный Сергий оставался тем же смиренным «старчиком», которого однажды пришедший в обитель крестьянин принял за работника. Преподобный всю жизнь являл собой пример смирения и любви к людям, чем завоевал себе всеобщую любовь.

Дело создания независимого Российского государства, начатое преподобным Сергием и его учениками легло в основу всего последующего развития России. В дальнейшем обитель Святой Троицы становится центром духовной и культурной жизни Московской Руси.

Здесь знаменитая иконописная школа и мастерская Андрея Рублева и богословская школа, переместившаяся впоследствии в Ростов Великий и основанная его племянником епископом Федором. Сам преподобный Сергий основал 37 монастырей в дотоле необжитых местах нашей Родины и при каждом вновь создавались богословские и иконописные школы.

Один из исследователей жизни преп. Сергия говорит о нем: «Наблюдательность и любовь его к людям передали умение тихо и кротко настраивать душу человека и извлекать из нее, как из хорошего инструмента лучшие ее чувства, то уменье, перед которым не устоял самый упрямый русский человек XIV века князь Олег Иванович Рязанский, которого по поручению великого князя Дмитрия преподобный Сергий отговорил от войны с Москвой, предотвратив, говоря современным языком, гражданскую войну на Руси. Как? А так! «Тихими и кроткими словесы и речми и благоуветливыми глаголы, – повествует летопись, – благодатию, данною ему от Святого Духа, беседовал с ним о пользе душевной и о мире и о любви; князь же великий Олег преложи свирепство свое на кротость, и утишась и укротясь и умиляясь вельми душою, устыдился столь свята мужа и взял с великим князем Дмитрием Ивановичем вечный мир и любовь в род и род».

Так воспитывалось дружное братство русских князей и земель, производившее неизгладимое впечатление на простых людей. «Мир приходил в Троицкий монастырь и пытливым взором смотрел на чин жизни в монастыре и видел взаимовыручку, братскую любовь, сострадание, помощь друг другу, труд на благо Отечества, постоянную молитву и учение, и сам обучался этим простым правилам общежития, привнося их в повседневную жизнь».

Кроткий и смиренный и простой с виду человек, преподобный Сергий явился носителем высокой духовной культуры. Под его попечением получили начало и развились целые направления просвещения на Руси. Так в 1382 году он посылает своего любимого ученика преподобного Афанасия игумена Зачатьевского Высоцкого Богородицкого монастыря в Константинополь для обучения. Через два года в Ростов с Афанасием прибыли греческие каллиграфы, певцы, иконописцы, богословы, которые поселившись в основанных преподобным Сергием монастырях стали основоположниками богословского и мирского образования на Руси, а Русь превратили в наследницу культурно-исторического богословского опыта угасающей Византии.

Из Ростовского Григорьевского монастыря, основанного преподобным, вышел и монах-миссионер просветитель зырян, коми и пермяков святитель Стефан Пермский, оказавший большое влияние на духовное просвещение России в ХIV веке.

Преподобным Афанасием Высоцким была собрана и знаменитая библиотека Троице-Сергиевой Лавры, которую по тем временам можно было сравнить со знаменитыми библиотеками Кембриджа, Оксфорда и Сорбонны.

В далекой от Византии Московии сотни простых образованных монахов-переписчиков, имена которых неизвестны, переводили и переписывали с греческого на русский язык богословские и светские труды византийских богословов и ученых, приобщая народы России к греческому образованию и культуре.

«Основанная преподобным Сергием Троице-Сергиева Лавра, бесспорно помимо монашеского богословского, еще и историко-художественный и культурный центр России», – писал в 1918 году знаменитый историк краевед Каптерев. Она связана незримыми, но нерасторжимыми узами со всеми областями жизни русского народа. Подтверждением этим словам служит наиболее яркая страница истории Троице-Сергиевой обители ХV века, когда в руках монахов, а также простых умельцев и именитых вкладчиков, приходивших в обитель за советом, рождались тонкие и изящные произведения, соответствующие высокому вдохновению древних подвижников.

О высоком образовании и духовном уровне тех людей говорят тексты и афоризмы, которые тогда переписывались и перечитывались простым народом. Вот некоторые из них: «Каждый связывается узами своих грехов и преступлений». «Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, после падения жестоким». «Если ты любишь, как говоришь, не осмеивай его, а молись о нем и помогай ему втайне». «Трусость – уклонение от веры в ожидании нечаянных бед». «Кто, любя пустословие, умел приобрести чистый ум?». «Не связывай свободы своей наслаждением, чтобы не сделаться тебе рабом рабов (страстей)». «Кто, домогаясь людской славы, приобрел уважение?». «Если хочешь что-то сказать, говори не в виде учащего, а в виде ученика – больше будет почтения к словам твоим». «Благодарность приемлющего побуждает дающего давать дары больше прежних». «Кто болен и знает свою болезнь, тот должен искать врачевства, кто объявляет болезнь другим, тот близок к уврачеванию своему». Прошло с тех пор 750 лет, а иные из этих высказываний актуальны и для нас русских людей ХХI века.

К сожалению, они напоминают нам о духовно-нравственной деградации в повседневной, моральной и духовной жизни наших соотечественников.

Страницы истории Троице-Сергиевой Лавры, как и жизнь, и труды преподобного Сергия Радонежского составляют неотъемлемую часть общерусской истории. После разгрома Твери в 1327 году Москва одна утверждает свою объединяющую власть на северо-восточной Руси, передает свое имя всей стране. И уже на Куликовом поле под знамена князя Димитрия собираются войска почти всех русских княжеств. Необходимость объединения всех русских земель, для сохранения национальной государственности и суверенитета, особенно четко тогда среди церковных деятелей Руси понимали два человека: митрополит Киевский Алексий (перенесший свою церковную столицу в Москву из Киева, захваченного литовским князем Ольгердом) и преподобный Сергий игумен Радонежский. Именно они призвали русских монахов и мирян свои интересы и деятельность подчинить интересам создания общерусского единого государства с сильной верховной властью.

Сергий Радонежский постоянно участвует в политической жизни Руси. Он пользуется своим нравственным авторитетом для поддержки Москвы. По одному слову его, чтобы оказать давление на нижегородцев, затворяют все церкви в Нижнем Новгороде. Он подчиняет политике Москвы Рязанские княжества, он благословляет Димитрия Донского на борьбу с Ордой за независимость Руси. Сергий Радонежский – выдающаяся фигура русской истории. Слово Сергия – огнь, воспламенявший сердца русских людей на борьбу с игом. Оно соединило русских людей, умножило народонаселение и возрастило ту духовную силу, которая засияла первым лучом свободы Отечества на берегах Дона и Непрядвы, а потом создала огромную православную империю от Балтийского моря до Тихого океана.

Кончина преподобного Сергия 25 сентября 1392 года всколыхнула с необычайной силой умы многих его современников. У гроба Троицкого игумена стало осознаваться все великое значение подвижника. Однако только 500 лет спустя, как бы от лица всех кому дорога родная история, смог выразить эти чувства профессор Ключевский: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение… Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка».

Образ и идеалы преподобного Сергия актуальны для современной России, которая столь нуждается в возрождении национального самосознания и патриотизма. В контексте секулярных тенденций, охвативших западный мир и оказывающих сильное влияние на настроение умов в Отечестве нашем, память о наследии преподобного Сергия является крайне востребованной.

В современном мире бытует устойчивое мнение о том, что многие нравственные нормы являются относительными, и каждый человек может для себя установить ту или иную систему нравственных координат. Апологеты нравственного релятивизма проповедуют свое понимание свободы — свободы от традиционных нравственных начал и ценностей, от ответственности за свои поступки. Сегодня мы являемся свидетелями деструктивных и агрессивных проявлений такой свободы.

Еще несколько десятилетий назад сложно было себе представить, что ревизии подвергнется даже такой древнейший институт человечества, как семья. Казалось бы, что может быть очевиднее семейных ценностей? Продолжение и умножение рода было заложено в природу человека самим Творцом. Благословенный Им супружеский союз стал средством исполнения Его воли.

Дети, рожденные в семье, всегда были желанным даром свыше для людей как Ветхого, так и Нового Заветов. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева», — восклицает царь и пророк Давид (Пс. 126:3).

Сегодня мы с тревогой наблюдаем рост числа абортов и распада семей, видим агрессивную пропаганду «полового воспитания» детей, агрессивное лоббирование «нетрадиционных» ориентаций, отмечаем рост преступлений, связанных с торговлей людьми и сексуальной эксплуатацией, педофилией, вовлечением детей в порноиндустрию. Все эти проявления греха являются звеньями одной цепи, результатом диктата нравственного релятивизма. Человеку, выстраивающему свою жизнь вокруг идеи «свободы ради свободы», чужды и непонятны разговоры об ответственности, самоограничении, нравственной дисциплине и самопожертвовании.

Для преподобного Сергия необходимой составляющей «высокого жития» являлась идея внутренней духовной свободы как высшей степени свободы вообще. В основе этой идеи лежат слова Иисуса Христа: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Примерами внутренней свободы преподобного Сергия могут служить многочисленные случаи, когда он совершенно свободно обращается с князьями, епископами и многими сильными мира сего. Движимый только служением Господу, он оказывается выше и свободнее многих наделенных реальной мирской властью. Более того, в идее внутренней свободы святой Сергий Радонежский выразил одно из важнейших качеств русского национального самосознания.

К сожалению, современный человек, подобно жителям страны Гадаринской, просивших Иисуса Христа, «чтобы отошел от пределов их» (Мф. 8:34), изгоняет Бога из своего сердца. Общество, в котором христиане вынуждены обороняться, глубоко поражено болезнью и обрекает себя на духовное вырождение и физическое вымирание.

История подтверждает ту истину, что религиозная система ценностей является существенно более прочным и целостным фундаментом для общественной жизни, нежели светская идеология. Церковь Христова, пройдя через горнило испытаний первых и последующих веков, очень хорошо знает цену истинной свободы и дорожит ею, ибо она была куплена кровью многих мучеников. Обладать свободой для Церкви означает оставаться «солью земли», евангельской закваской, духовной силой и совестью для людей.

То, что Россия на протяжении многих веков осталась по духу русской и православной — это и есть великое духовное наследие преподобного Сергия Радонежского, имя которого мы сугубо воспоминаем в эти дни. Игумен земли Русской противостоял разрушительному духу времени, он был и остается тем примером, который вдохновляет и укрепляет нас в ежедневных трудах во имя спасения собственной души и созидания земного Отечества.