Православный интернет-портал «Древо крестное»

Миссия Самарской епархии в условиях секулярного мира

«Православные ценности занимают в современном мире все более заметное место. Повсюду наблюдается всплеск интереса к нашей Отечественной культуре и духовности. Это во многом обусловлено тем, что Россия, самое большое православное государство в мире, переживает новый религиозно-духовный подъем, связанный с национально-политическим возрождением. Особенно очевидным это становится на фоне секулярных процессов, нарастающих на Западе. В свете этих фактов становится очевидным, что Русскую Православную Церковь следует рассматривать не как сегмент общественной жизни, но как силу, тождественную самой национально-государственной традиции России и любой другой страны, где православные традиции имеют национальные корни. Иными словами, требуется сделать традицию тем, чем ей быть естественно – полем общенационального политического и духовного согласия. Защита православных традиций и ценностей от различных нападок и снятие с них ограничений должны осуществляться не только во имя прав православного человека, а и в общенациональных интересах. В этом отчасти и состоит в наше непростое время миссия всей Матери-Церкви и отдельных ее епархий, таких как Самарская и Сызранская.

Православного человека не может не интересовать судьба своего земного Отечества и осуществление воли Божией в жизни каждого народа. Святой Игнатий Брянчанинов писал: «Усилия человеческие судеб Божиих уничтожить и изменить не могут. России предназначено огромное значение. Она будет преобладать над вселенной…Враги разбудят, потрясут Россию, произведут в ней невольное развитие силы, но не унизят России: они возвысят её, таково её предопределение».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский пророчествовал: «Я предвижу восстановление мощной России, ещё более мощной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу, крепкая своей верой во Христа Бога и Святую Троицу, и будет по завету князя Владимира – нам единая Церковь. Перестали понимать русские люди, что такое Русь! Она есть подножие Престола Господня…».

Так же, как с поразительной точностью исполнились ветхозаветные пророчества о приходе на землю Спасителя, так же в точности должны осуществиться предсказания новозаветных русских пророков, через которых Духом Святым провозглашена воля Божия о России и направление действия Его Всемогущего Промысла.

Понимание того, что России предопределена Богом совершенно особая судьба и роль в истории человечества, в корне меняет представление о будущем страны, о будущем Православия в мире. Россия повторяет в истории Крестный путь Иисуса Христа: униженная и распятая, она воскреснет, крепкая своей верой в Бога.

Разделяя судьбу своего народа, тем же путем идет Русская Православная Церковь: почти уничтоженная в ХХ веке, она воскресает, чтобы остаться хранительницей Божественной Истины до последних времён.

Если «зреть в корень», основная причина современных российских бед, навязанная нам извне, - несовместимая с нашим национальным характером модель экономики. Следствием такой экономики служит, в частности, катастрофическое состояние нашего сельского хозяйства. Мы не должны повторить путь некоторых других народов мира. Ведь жизнь по принципу безудержного накопительства и горделивого презрения к другим нациям развратила западную цивилизацию до такой степени, что она утратила христианские ценности и движется к предсказанному в Евангелии царству антихриста. По меткому замечанию одного из иерархов Русской Православной Церкви идеология потребления — это попытка построить утопию, которая, как и всякая другая, обречена стать антиутопией.

Россия выступает ныне в роли Третьего Рима, удерживающего мир от окончательного распада. В первую очередь, важно помочь обществу глубже осознать, что модернизация России «на западный манер» ведёт к уничтожению нашей русской духовности. Модернизация в том смысле, в котором ее понимает наша Церковь и, как мы надеемся, и политическое руководство страны, состоит, прежде всего, в здоровом консерватизме, в сохранении наших традиционных ценностей и лишь на этом крепком фундаменте – в технологических и других инновациях. Необходима и смена экономического курса. Россия не должна оставаться только поставщиком сырья, надо идти в сторону развития современных наукоёмких технологий, укрепления обороноспособности и продовольственной безопасности. Нужна и новая культурная политика, которая должна опираться на Православие и на его культурные и духовные тысячелетние ценности.

Как никогда, России сейчас необходимо национальное согласие. Произрастать оно должно не из пресловутой толерантности, обезоруживающий народ перед напором экономических и духовных колонизаторов, а из активного отношения каждого человека к отечественной истории, к жизни своего государства. То, что такой процесс в России обозначился, - факт бесспорный. Дорогой ценой завоевано все, что ныне составляет законную гордость нашего народа. Революции, а также другие социальные потрясения принесли многочисленные бедствия, братоубийство, жестокие репрессии. Более того, строители так называемого нового мира пытались изменить само мировоззрение людей. Идеологи революции основывались на отказе от общехристианской морали, декларируя полное противопоставление ее нормам. Само существование Церкви с Ее проповедью Евангельских истин являлось живым укором для тех, кто, раздувал пламя гражданской войны, попирал заповеди Божии и правила человеческого общежития, сеял соблазн, проповедовал вседозволенность и беспощадный кровавый террор как метод государственной политики. Церковь для них была голосом обличающей совести, который нельзя было ничем заглушить. Поэтому Ее пытались уничтожить.

Ныне мы являемся свидетелями того, как Русская Церковь обрела свое место в обществе и усиливает свое влияние на все сферы общественной жизни. Последние десятилетия 20-го века, когда Божией милостью и по благословению Священноначалия мне было определено возглавить Самарскую кафедру, весьма справедливо называют «вторым Крещением» Руси, избавляющейся от ига безбожия. Мне, как и всем архиереям Русской Православной Церкви того времени, пришлось начинать, по сути, «с чистого листа». Тогда, в 1993 году, на всю миллионную Самару было всего несколько храмов, еще немного насчитывалось по области, сотни стояли в руинах. Священников были единицы.

В числе приоритетов мной было намечено воссоздать полностью разрушенную систему подготовки пастырей. В Самаре открылось епархиальное училище, которое вскоре получило статус Духовной семинарии. В те годы власти стали прислушиваться к чаяниям верующих, постепенно ушла в прошлое враждебность к Церкви и к духовенству, нам стали помогать. Училище через два года стало семинарией, и я взял бразды правления на себя.

Слава Богу, за прошедшие с тех пор годы во многом мы преуспели. Прежде всего, я стремился объединить все интеллектуальные силы области, как духовные, так и светские в борьбе за достижение общей цели: в воссоздании образа Божия в каждом человеке. Эта благородная цель может быть достигнута только через максимальное насыщение образовательного процесса нашим духовным наследием. Семинария стала эффективной базой для проведения крупных просветительских мероприятий: конференций, симпозиумов, церковно-государственных форумов с подключением общеобразовательной и высшей школы. Вскоре мы создали вместе с Самарским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования систему формирования преподавателей «Основ православной культуры». За эти годы выпущено много сотен специалистов, которые теперь могут квалифицированно преподавать этот предмет. Пока шла полемика, вводить или нет ОПК в образовательное пространство, мы у нас в регионе безо всякой шумихи делали свое дело, и теперь у губернии есть неоценимый опыт внедрения духовно-нравственных дисциплин в учебные планы средней и высшей школы.

На стыке тысячелетий повсюду в России, и, Божией милостью, у нас в епархии строились и продолжают воздвигаться храмы и монастыри, налаживается литургическая жизнь, постепенно воцерковляется народ, множатся дела милосердия и благотворительности. Сегодня Самарская епархия - это более четырехсот священнослужителей, 340 приходов и семь монастырей. Слава Богу за все!

Территориально епархия сегодня разделена на 26 благочиннических округов, в структуре епархии 11 отделов, богословская комиссия, действует епархиальный церковный суд.

Традиционно важнейшими направлениями для нас являются социальная работа, которая ведется на всех приходах совместно с местными властями. Это повседневная забота, прежде всего, о детях-сиротах и стариках, попечение о многодетных, о болящих. Приоритет отдается социально ориентированным приходам и крупным социальным проектам. Непрестанное внимание уделяется вопросам духовного просвещения общества, развитию и совершенствованию системы духовного и светского образования.

С 1994 года в Самаре функционирует семинария, как я уже упоминал. К старому зданию в 2000 году был пристроен новый каменный комплекс зданий с жилыми и учебными помещениями. Самарская Православная Духовная Семинария за эти годы не только заслужила авторитет одного из наиболее известных духовных учебных заведений России, но и стала центром научной и просветительской деятельности в Поволжском регионе. Духовная семинария активно взаимодействует с ведущими вузами области и выступает одним из учредителей межвузовских кафедр православной педагогики и психологии, а также теологии и истории религий. Основной целью этих двух межвузовских кафедр является обеспечение целостности общего и профессионального образования в образовательных учреждениях Самарской области путем введения теологического компонента в содержание образовательных программ, подготовка и переподготовка кадров по специальностям «теология» и «религиоведение», повышение квалификации педагогов и духовного потенциала всего общества.

Как ректор семинарии, я вхожу в Совет ректоров вузов области. Самарская Православная Духовная семинария совместно с государственными учреждениями и общественными организациями проводит научные и методические семинары, конференции, круглые столы, готовит к изданию учебную, специальную, справочную и методическую литературу, сборники материалов конференций. Благодаря поддержке Правительства Самарской области библиотеки каждого образовательного учреждения пополняются литературой духовного содержания. Перспективы развития сферы духовно-нравственного образования мы связываем с открытием Поволжского Православного института. При непосредственном участии Правительства Самарской области началось строительство Поволжского Православного института имени святителя Алексия, митрополита Московского в городе Тольятти. Этот институт станет третьим высшим учебным заведением в России, целью которого является подготовка просвещенной, патриотической, широко образованной молодежи.

Все прилагаемые нами усилия призваны оздоровить общество, прежде всего, воссоздать семью как домашнюю Церковь, которая является оплотом нравственной, духовной, христианской народной жизни. Должное семейное воспитание, как ничто другое, закладывает в человеке основы веры, нравственности, а значит, дает ему возможность мирной, благополучной жизни. В современных условиях важность христианского воспитания подрастающего поколения, которое уже через несколько лет начнет реально участвовать в созидании нашей истории, переоценить невозможно. Церковь всегда обращала особое внимание на проповедь, обращенную к детям, души которых столь восприимчивы к добру и правде. Страна наша имеет тысячелетнюю историю, которая может нас многому научить.

Церковь, православная вера остаются величайшей святыней для огромного большинства населения России и великой исторической силой, созидавшей Государство Российское. Ныне Церкви предоставлена возможность свободно исполнять свою великую миссию, совершать свое служение в общенациональном масштабе. Это не только помогает нашему народу выжить, но и будет способствовать его плодотворному творческому развитию.

Нам представляется, что достижение подлинного межнационального и межрелигиозного мира в современной России возможно только при условии религиозно-нравственного воспитания граждан. И начинать это воспитание нужно уже со школьных лет. Уроки толерантности, на которые в последнее время обращены надежды некоторых педагогов светской школы едва ли могут принести реальную пользу. Формальная политкорректность — это далеко не то же самое, что глубокая религиозно-нравственная убежденность человека в том, чтó есть благо, а чтó — грех. Межнациональная вражда, презрительное и злобное отношение к носителям иных религиозных взглядов — это грех, только просвещенная религиозность позволяет людям мирно жить друг с другом в одном обществе.

Это - весомый аргумент рассматривать повсеместное преподавание Основ религиозной культуры как дело крайне насущное, особенно в нынешней ситуации, когда в стране больше нет общенациональных детских и молодежных организаций, а подрастающее поколение зачастую оказывается беззащитным перед лицом человеконенавистнических идеологических соблазнов и лжеучений.

Совместно со светскими властями мы стремимся наладить регулярную помощь многодетным семьям — этим настоящим подвижникам сегодняшнего дня. Эта помощь может быть и материальной, и патронажной, так как каждая многодетная семья нуждается в помощниках и по дому, и в уходе за малыми детьми. Следует помнить, что от усердия всех церковных людей зависит воспитание нового поколения христиан и что любое наше дело, пусть самое незначительное, но служащее воспитанию детей, не напрасно, оно принесет свои плоды. Время, отданное детям, никогда не бывает потраченным впустую.

Именно поэтому важным направлением нашей работы стало создание в городах и районах области сети детских духовно-образовательных центров. Их существует уже более шестидесяти. Создание таких центров позволяет вести внешкольную и кружковую работу, с помощью муниципалитетов оплачивать работу привлеченных из общеобразовательных школ учителей. Духовно-образовательные центры дополнительного образования открываются, прежде всего, на базе вновь создаваемых приходов. Так сложилось, что под храмы в нашей епархии приспосабливались, как правило, заброшенные столовые, разрушенные детские сады, ясли. От них, к сожалению, отказывались хозяева: заводы, комбинаты, учреждения. Муниципалитеты не могли или не хотели тогда их финансировать, и мы, с Божией помощью, на свои средства и при содействии благотворителей обустраивали там приходы. Ныне мы вовлекаем в воспитательный процесс на базе этих объектов те же муниципалитеты и образовательные учреждения. Прообразом этих центров были в советскую эпоху дома технического творчества и дворцы пионеров, где проходили занятия по интересам: спортивной, технической и творческой направленности. Конечно, дети у нас приобщаются и к традиционной культуре: осваивают народные промыслы, изготавливают предметы, необходимые для богослужения, обучаются азам духовного пения, православной журналистики.

Я думаю, что за этими центрами будущее. Ведь мы спасаем детей и подростков от влияния улицы, криминальной среды, от наркотиков, от растления. Божией милостью, создано уже более 60 таких центров. Полагаю, что через определенное время эта работа принесет достойные плоды в деле воспитания подрастающего поколения.

Епархия имеет соглашения о сотрудничестве с рядом областных министерств, с крупнейшими муниципалитетами, с федеральными и региональными структурами, с Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области. Представители самарского духовенства принимают участие в работе Военного совета Второй армии Приволжско-Уральского военного округа, расквартированной в губернии. Соглашение о сотрудничестве подписано также между епархией и командованием Уральской армией ВВС и ПВО.

Не оставлены без внимания и вопросы культуры. В Церковно-историческом музее епархии, расположенном в семинарии, регулярно проходят представительные выставки и конференции. Совместно с правительством области епархия учредила мужской студенческий хор «София». Все громче заявляют о себе Региональная общественная организация «Самара Православная», объединяюшая свыше семи тысяч самарцев, Православное молодежное движение, в котором принимают участие сотни юношей и девушек.

Наша православная цивилизация располагает всем, чтобы уверенно смотреть в будущее. Главное наше богатство - общая вера и менталитет. Вокруг русского народа (надеюсь и молю о том Бога) вновь соберется могучая семья братских народов. Да это уже и происходит. Страны панславянского пространства, или говоря по-другому – Русского мира являют собой пространство, где все одинаково любят и уважают друг друга, будь это самые многочисленные или малые народы. Этот поистине бесценный опыт может научить все человечество, как по-братски, в любви и заботе, выживать в эпоху катаклизмов.

Во многом это будущее зависит и от нас, пастырей Церкви Христовой, особенно от тех, кто имеет постоянное общение с молодым поколением. Чтобы правильно рассуждать о будущем России, необходимо иметь в виду, что наступила совершенно другая, не похожая ни на какие прежние времена эпоха, когда от нас требуется отдать все силы именно заботе о воспитании молодежи. Сегодня через средства массовой информации, интернет, компьютерные игры в мир приходит множество соблазнов, которым трудно противостоять не только детям, но порой и взрослым. Людей приучают к мысли, что человеческая жизнь ничего не стоит. В сериалах, которые демонстрируются по телевидению, рекой льется кровь, пропагандируется насилие, жестокость и безнравственность. Мы должны утвердить в душах детей и молодежи христианский идеал, причем не теоретический, отвлеченный, а практический, то есть свидетельствовать им своей жизнью о том, что есть христианство. Если папа и мама — настоящие христиане, то их ребенок не может поддаться никакому дурному влиянию. Необходимо распространять накопленный Церковью опыт воспитания молодежи, обобщать и делать общедоступной информацию о современной практике общения с детьми в епархиях и приходах. Для этого очень полезно выпускать как труды отцов и учителей Церкви, так и работы богословов, педагогов, социологов, психологов — специалистов в данной области. Полезным представляется проведение семинаров для тех, кто непосредственно занимается воспитанием, то есть для родителей, педагогов и пастырей, которым следует не только проявлять заботу о возрождении и укреплении семьи, но и противостоять ее распаду, начавшемуся в годы государственного атеизма и продолжающемуся ныне под воздействием культа эгоизма, потребительства и безответственности.

Это противодействие у нас в Самарской епархии достаточно развито, но его необходимо укреплять. Наш пример, к счастью, не уникален. Плодотворно трудятся на ниве духовного образования и воспитания и в Белгороде, и в Нижнем Новгороде, и в Екатеринбурге, и на Кубани, повсюду. Именно в провинции, в исконных, старинных епархиях Русской Православной Церкви, где происходит пробуждение цивилизационного сознания, закладывается наше будущее.

Лучшее развитие, как известно науке, это развитие «снизу вверх», а не наоборот. Если наши сограждане: педагоги, врачи, ученые, крестьяне, студенчество ощутят свою причастность к великой истории, к свершениям сегодняшнего дня, то и вся Россия поднимется на новую духовную и экономическую высоту.

В этом и состоит главная миссия Самарской епархии в наши дни – обеспечивать духовное здоровье и традиционное самосознание самарских людей в целях благополучия и процветания нашего любимого Отечества».