Православный интернет-портал «Древо крестное»

К десятилетию Самарской Православной Духовной Семинарии

(Вступительное слово Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия на научной конференции, посвященной этой дате, 9 октября 2004 года)

Сегодня все мы являемся свидетелями того, как во всей полноте сбывается известное пророчество великого угодника Божьего святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца - небесного покровителя нашего края. Милостью Божией благочестие вновь просияло на Самарской земле, которая украшается новыми храмами и добродетелями своих жителей. Во многом этому возрождению способствует пристальное внимание, которое светские и духовные власти все эти годы старались уделять восстановлению и развитию системы духовного образования, центром и средоточием которой является Самарская Православная Духовная Семинария, отмечающая ныне свое десятилетие. Это закономерно, поскольку современный этап церковной жизни, приносящий столь зримые плоды, ознаменован именно равноправным и взаимополезным диалогом Церкви и Государства. Координируемая священноначалием активность духовенства и мирян, помноженная на доброжелательность и готовность помочь со стороны федеральной, региональной и муниципальной властей приводят к впечатляющим результатам, одним из которых на Самарской земле стало восстановление и развитие своей семинарии, выпускающей молодых пастырей и регентов для православных приходов по всей России.

Священник, окормляющий свою паству, прежде всего, озабочен ее духовным преображением. Именно эта цель - преображение отдельной личности и общества в целом - во все времена остается главной для христиан. Церковь имеет духовную природу, Она "не от мира сего", но Самим Ее Основателем Господом Иисусом Христом Ей предана миссия общественного служения в этом мире. Церковь не может довольствоваться внутренней самодостаточностью, Ее активность направлена вовне. А это предполагает, разумеется, разнообразные формы просветительства и духовного образования.

Приоритетным направлением нашей деятельности было и будет распространение православного воспитания и преподавания как на церковные учебные заведения, так и на государственные. В этом направлении нами ведется практическая работа, подписан ряд соглашений с отделами образования различных уровней, со многими высшими и средними учебными заведениями области. Епархия активно работает с Самарским Институтом Повышения Квалификации Учителей (СИПКРО), где поставлена на поток подготовка кадров для преподавания предмета "Основы православной культуры в школах губернии.

Плодом наших усилий явилось также открытие Межвузовской кафедры православной педагогики на базе Самарской Духовной Семинарии; воцерковленные учителя-предметники ведут занятия в средней школе № 54.

Кафедра православной педагогики также существует и плодотворно работает на филологическом факультете Тольяттинского филиала Самарского педуниверситета, в ряде других вузов, проводятся ежегодные Кирилло-Мефодиевские и Иоанновские чтения, Сретенские встречи, задачей которых ставится церковное осмысление современных гуманитарных знаний. Одним из значительнейших событий в истории епархии стала всероссийская научно-практическая конференция "Христианство-2000", организованная в том числе и Самарской Духовной Семинарией. По всей Самарской епархии при различных образовательных учреждениях действуют катехизаторские и библейские курсы, православные лектории.

И все же основным центром духовного просвещения нашего региона остается Самарская Православная Духовная Семинария. Ее студентами являются более 300 человек: жители городов и сел области, приезжие из других регионов. Ныне, отмечая в этих стенах десятилетие нашей духовной школы, нельзя вновь не задаться важнейшими вопросами. Каким путем пойдет сегодня образование? Займется ли оно тем главным, к чему и призвано: восстановить образ Божий в человеке как в Его творении? Каким мы хотим видеть наше общество завтра, довольны ли мы тем, каково оно сейчас? Ведь от их правильного решения зависят судьба России в новом тысячелетии, ее место среди народов.

Современный мир, к сожалению, не обременяет себя поисками Божественной истины. Иерархию ценностей общество определяет в силу сложившегося богоборческого мировоззрения. Потеря правильных духовных ориентиров ввергла человечество в духовный кризис, который грозит нравственным распадом. Не обошла эта беда и нашу Россию, особенно ее молодежь. Ученые вынуждены констатировать: подрастающее поколение находится в опасности, да и все российское общество озабочено духовным здоровьем наших детей и юношества. Статистика свидетельствует о демографическом кризисе, происходящем в нашем государстве. Не менее трагичен и кризис личности, порождающий кризис семьи. А результат вызывает тревогу: 4,5 млн. детей-сирот при живых родителях, общество одолевают страшные болезни - СПИД, наркомания, преступность.

Священники, работающие с наркоманами и алкоголиками, отмечают, что основная причина этой пагубной страсти - в духовной и мировоззренческой дезориентации людей, пребывающих в состоянии глубокого религиозного невежества. А невежественного молодого человека легко завлечь и в деструктивную секту, и в противоправное сообщество, если он не получил с детства "прививку" от всяческого зла в виде родной православной духовности. Отсюда проистекает самое страшное - безразличие к своей Родине, к ее интересам и будущему, усугубляющее различные социальные невзгоды. Так вырождается вся нация, ибо в бездуховном обществе человек не имеет ни защиты в настоящем, ни перспективы в будущем.

Наступило время, когда государству и Церкви необходимо объединиться и помогать не только и даже не столько тем, кто уже оступился и пал, а, прежде всего, тем, кто еще лишь на пороге взрослой жизни. Возникла насущная потребность в переориентации подрастающего поколения на истинные духовные ценности. Наиболее плодотворно решаются эти вопросы через симфонию властей: церковной и государственной. Государство занимается своими, мирскими делами. Церковь врачует духовные раны. Образование и религия - это столпы нравственности каждого народа, именно они формируют исторический облик культуры. Наше время выдвигает принципы независимости общественной морали от декларированных догм, но при всем желании, по слову Святейшего Патриарха Алексия II, "свобода совести не оправдывает пренебрежения духовными традициями, которые складывались на протяжении тысячелетий. У каждого народа есть собственное лицо, уникальный душевный склад, неповторимый характер. И Церковь знает: без Православия России не возродить в полной мере своего истинного достоинства, своего исконного величия".

Программный документ Русской Православной Церкви "Основы социальной концепции", принятый Юбилейным Архиерейским Собором, выражает церковную позицию по вопросу об образовании: "С православной точки зрения желательно, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах и основана на христианских ценностях. Тем не менее Церковь, следуя многовековой традиции, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней исходя из признания человеческой свободы. При этом Церковь считает недопустимым намеренное навязывание учащимся антирелигиозных и антихристианских идей, утверждение монополии материалистического взгляда на мир". (Раздел 14. "Светские наука, культура, образование".)

Церковь видит цель образования в формировании нравственно и интеллектуально целостной личности. Православная педагогика ставит целью воспитать человека, не приспосабливающегося к реалиям развращенной действительности, а готового на самопожертвование ради святых Христовых заповедей.

Современная же система образования, наоборот, воспитывает человека, идущего "широким путем", который, по Евангелию, не ведет в жизнь вечную. Последствия воплощения в жизнь этих поистине богоборческих принципов мы в полной мере ощущаем уже сейчас. Не может существовать общество, состоящее из эгоистов, не может жить и развиваться культура, основанная на индивидуализме! Без поддержки Церкви, без православного духовенства, ведущего подрастающее поколение к святоотеческой вере, нет сегодня образования полного, подлинного. Ведь изначальный смысл слова "образование" - это восстановление в душе образа Божьего.

Российское общество свои надежды обращает к Президенту нашей страны, Министерству образования РФ. Современная школа не способна защитить молодежь от сектантов, агрессии и растления; она продолжает внушать ребенку, что человек произошел от обезьяны; сомнительными конкурсами, праздниками, дискотеками раскрепощает низменные инстинкты, воспитывает холодный прагматизм. Существует реальная опасность, что классическая культура, созданная на фундаменте Православия, хотя и искаженная атеизмом советского периода, останется все же недоступной нашим детям, и они никогда не познают ее неповторимого великолепия, не извлекут из общения с ней нравственных уроков.

Осознавая остроту создавшейся ситуации, Министерство образования РФ приняло решение о введении в образовательных учреждениях учебного предмета "Основы православной культуры" в качестве регионального, школьного компонентов или факультативного курса базисного учебного плана. Осторожный шаг, предпринятый на уровне власти в сторону восстановления исторических, духовно-нравственных, культуроведческих основ образования, вызвал поток негативной реакции со стороны представителей различных административных структур, СМИ и некоторых религиозных конфессий. Из уст оппонентов введения "Основ православной культуры" в образовательный процесс часто мы слышим аргумент о "нарушении свободы личности".

Ошибочность этого утверждения очевидна. В течение всей своей жизни человек испытывает определенные земные, естественные радости: радость молодости, радость достижения определенного успеха, радость творческих сил, радость от умудренности опытом. Но всякая радость должна быть исполнена Божественным присутствием, должна являть в себе полноту человеческого бытия. Земной путь человека может и должен быть пройден достойно, а это значит, что человек должен вести нравственную жизнь, совершать достойные поступки, иметь достойные мысли и побуждения. Во многом это зависит от государства и общества, в котором живет человек. Государство, требуя от человека выполнения определенных обязательств, само должно проявлять заботу о нем, его доме, семье, и, прежде всего, о его духовном развитии.

В поисках совершенного блага научно-технический прогресс создал такую трагическую ситуацию, когда предназначенное быть светом оказывается для человека тьмой и ведет ко всеобщему страшному концу. Одной из серьезнейших ошибок, совершенных нашим цивилизованным миром, является противопоставление научно-философского знания - религиозному. По выражению М.В. Ломоносова, "всевание" вражды между ними имеет последствием полную потерю взаимопонимания и согласия между важнейшими сферами духовной и интеллектуальной жизни человека в осмыслении основополагающих принципов его деятельности. Истинная наука в союзе с Православием помогает человеку стать лучше, добрее, сильнее, активно противостоять злу и насилию. И не случайно известные ученые в области естествознания, как правило, были верующими людьми.

Огромную роль в становлении духовной школы как в целом в России, так и в губерниях и епархиях сыграли наши архипастыри. Сегодня, празднуя 10-летие нашей семинарии, мы с благодарностью вспоминаем епископа Феофила Надеждина, в годы управления которого в Самаре была открыта Духовная семинария, епископа Герасима (Добросердова), при котором было открыто немало новых воскресных школ, епископа Гурия (Буртасовского), придавшего обучению в Духовной семинарии миссионерскую направленность, других Преосвященных, в разные годы возглавлявших Самарскую кафедру.

Меньше двух лет, с февраля 1891 г. по октябрь 1892 г., Самарской епархией управлял епископ Владимир (Богоявленский), погибший позже от рук большевиков и причисленный к лику святых. Однако за это краткое время он успел снискать любовь самарской паствы и открыть более 150 церковноприходских школ.

Процесс становления духовного образования был насильственно прерван во всей России в целом и в нашей губернии в частности и возобновился только в последние десятилетия. У молодежи, интеллигенции возрождается любовь и уважение к отеческим традициям, к Православной вере. Многие и многие заново открывают для себя, что Православие в своем учении не предлагает ничего, что противоречило бы точно установленным научным выводам или могло бы затормозить развитие человеческой мысли. А главное - Православие удовлетворяет важнейшим потребностям человека, дает исчерпывающий ответ на извечные вопросы: в чем смысл и цель его жизни.