Православный интернет-портал «Древо крестное»

Духовные опоры демографии

"Вопросы демографического развития России вышли на первый план еще на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в октябре минувшего года. В своем докладе на Соборе Святейший Патриарх Алексий II отметил: "тяжелая демографическая ситуация, сложившаяся сегодня, отражает духовно-нравственное состояние общества, которое характеризуется как духовный регресс". Архиерейским Собором было принято специальное Заявление по вопросам демографии, в котором, в частности, сказано, что существование России "в качестве сильного, уважаемого в мире государства немыслимо без многочисленного народа".

Положения, принятые на Архиерейском Соборе, получили развитие в ходе дискуссий и докладов на Церковно-общественном форуме "Духовно-нравственные основы демографического развития России", прошедшем 18-19 октября 2004 года в Москве. Этот актуальный и во многом определяющий судьбу России диалог Церкви и государства переместился в регионы, в частности, в Нижний Новгород - центр Приволжского Федерального округа, и затем сюда, в Самару.

Прежде чем перейти к констатации того неоспоримого факта, что современное российское общество переживает демографический кризис, хотелось бы коротко охарактеризовать проблему в целом. Подобно тому, как прирост населения считается признаком здоровья нации и цивилизации в целом, депопуляция есть признак болезни народа и общества. Исходя из этого критерия, следует сделать вывод, что вся западная цивилизация, несмотря на видимое могущество и богатство, находится в крайнем упадке.

Вот несколько цифр. За 40 лет население Земли увеличилось вдвое, но европейские народы практически перестали самовоспроизводиться. К 2050 году 100 миллионов европейцев исчезнет с лица Земли, а оставшиеся будут составлять лишь одну десятую мирового населения. Последний раз такие темпы сокращения наблюдались в Европе во время эпидемии чумы в 14 веке. Радикальные изменения структуры населения происходят и во всем мире. Все это стало следствием лавинообразной духовной деградации, дехристианизации Старого и Нового света, а также десакрализации самых сокровенных сторон человеческой жизни. "Лишите народ веры, и он перестанет воспроизводить себя, а на освободившиеся территории придут иностранные солдаты и эмигранты", - резонно заключает авторитетный западный исследователь данной проблемы. С ним солидарны лучшие отечественные философы и историки, склонные рассматривать весь процесс духовного умирания Запада как расплату за его грехи. Иным и не мог стать логический финал, к которому пришло "общество потребления", ополчившееся, в конце концов, на собственных детей.

Все это необходимо знать, хотя нас, конечно, больше заботит будущее собственной страны. Глубокий интерес наших современников к вере и Церкви - это не дань скоропреходящей моде, но насущная потребность множества человеческих душ, стремящихся обрести во Христе подлинный смысл бытия. Однако недоброе наследие периода государственного атеизма еще не изжито. На рубеже восьмидесятых и девяностых годов прошлого века богоотступничество привело к крушению атеистического государства. За этим последовало торжество потребительской психологии. В результате традиционные основы русской жизни до сих пор многими не востребованы. Особенно пострадала семья, лишенная высшего религиозного идеала. Последствия деморализации семейных отношений оказались столь тяжкими, что сегодня мы поставлены перед выбором: быть или не быть нашему Отечеству.

Для того чтобы Россия и другие славянские страны вышли из демографического кризиса, необходимы не только усилия государства, но и опора на нравственный потенциал Церкви. Данные статистики буквально вопиют. Недавно они вновь прозвучали на демографическом форуме в Нижнем Новгороде, в работе которого мне довелось принять участие. Ежегодно в России становится на 1 миллион меньше детей, а на 100 родившихся приходится 179 убитых в утробе матери. Ежегодно до 50 тысяч женщин утрачивают дар материнства, каждая шестая женщина в России не может иметь детей. При сохранении нынешних демографических тенденций за ближайшие 50 лет население страны может сократиться, по разным прогнозам, на 30 - 40 процентов, то есть будет насчитывать чуть более 100 миллионов человек.

В этой ситуации общество обращает свои взоры на Церковь, как на одну из немногих сил, способных встать на пути распада и вымирания нации.

Вопреки широко распространенному мнению, что причина депопуляции - в низком уровне жизни, анализ демографических процессов доказывает отсутствие определяющей связи между уровнем жизни и рождаемостью. Кроме того, Россия достаточно богатая страна, особенно если учитывать ее несметные подземные кладовые. Нельзя согласиться и с тем, что низкая рождаемость - обязательный атрибут благополучия, как это пропагандирует Запад. У нас - особая страна, для которой духовность никогда не была пустым звуком, а являлась главным смыслом жизни, ее стержнем. Западные ценности были насильственно привнесены в нашу жизнь через чуждую России идеологию марксизма и разрушение традиционного крестьянского уклада в угоду идолу индустриализации. Поэтому даже явление депопуляции у нас имеет иную подоплеку, чем на "благополучном" Западе. В большинстве случаев наша молодежь не хочет иметь детей из-за духовной растерянности и, главное, по причине безверия. Россия гораздо менее пропитана духом стяжательства, который губит Запад.

В последние годы осознание того, что богатство не гарантирует счастья, в нашем народе только окрепло, дополнительно ослабив навязываемые нам стереотипы. Вместе с чуждой идеологией мы постепенно сбрасываем с себя заимствованные схемы и догмы, возвращаемся к спасительным идеалам родного Православия. В нем наша сила. Только на этом пути можно обрести решения, которые безрезультатно ищут целые институты, занимающиеся проблемами демографии.

Источником спокойной и уверенной в себе силы духа русского народа всегда являлась Церковь. Она всегда была объединяющим началом, определяющим национальную идентичность русских, формирующим их самосознание, привлекающим к нам соседние народы. Именно эта сила была и остается источником стабильности общества, межконфессионального мира и согласия, она обеспечивала и обеспечивает истинную духовную свободу человека

Сегодня, в век успехов технического прогресса, к сожалению, духовная свобода человека ущемляется, поскольку современная реальность ориентируется на меркантильные интересы, материальные ценности. Снова и снова враг рода человеческого не только влечет за собой отдельных людей, но пытается поработить целые народы, искушает призраком "земного рая", затуманивает сознание идеями "равенства и братства" в глобальном мире и, наконец, призывает отречься от Бога и поклониться ему, духу злобы, получив власть над всеми царствами мира. Этому способствует и насаждаемое в обществе религиозное невежество, делающее некоторых наших граждан отзывчивыми на проповедь экстремизма, порождающее национальную и межконфессиональную нетерпимость, анархию и нестроения.

Формируя общественное мировоззрение, государство должно стремиться привить духовные основы, чтобы сохранить целостность личности, семьи, в конечном счете, и собственные целостность и независимость. Эти духовные основы являются главными, приоритетными в любом здоровом обществе.

Русская культура исторически неразрывно связана с Православием. Святая Русь образовалась благодаря византийской православной вере, которую воспринял святой равноапостольный князь Владимир в X веке. Анализируя причины, обуславливающие ориентацию князя Владимира на православную Византию, академик Борис Раушенбах среди важнейших назвал просветительную деятельность святых Кирилла и Мефодия. Созданная ими письменность позволяла проповедовать Православие на славянском языке. Крещение и связанное с ним заимствование византийской культуры не только не лишили Русь ее самостоятельности, но способствовали созданию именно на этой основе мощного культурного генофонда нашего народа.

С течением времени идеалы утрачивались, а смена идеологий влияла и на творческий процесс человека, и на общество в целом. В посткоммунистический период мы потеряли единение духовной и светской культур, в то время как их целостное единство и составляет нашу российскую культуру.

Владимир Даль определяет культуру как возделывание, образование. Культура - это возвышение человека, и ее главная идея - обожение, одухотворение. Она ведет человека к познанию Бога. И потому, раскрывая возможности своей личности через культуру, человек проникает в глубину своего образа, в свой внутренний мир. И сейчас люди обращают свой взор к Богу и, естественно, задумываются о своем бытии. Становится востребованной наша православная историческая вера. В пространстве циничного сознания, навязываемого нам, прежде всего некоторыми СМИ, только Православная Церковь поможет нам вернуть утраченные главные общечеловеческие ценности - ценность личности, семьи, чувство патриотизма и ответственности перед Богом, а, значит, перед своей совестью.

Проблема исторической преемственности - основная проблема современности. Историческая память должна быть в народе, и к нам она, слава Богу, возвращается. Наша история - прежде всего школа благочестия. Пренебрегая своими традициями, мы отторгаемся от своих корней. Об этом с болью писал известный русский философ Иван Ильин: "В современном мире есть большая беда, а именно: оторванность человека от корней. Люди блуждают, носимые ветром судьбы, как опавшие листья, ни с чем не срастаясь, нигде не оседая, нигде не становясь верою как внешне, так и внутренне". Многие наши беды происходят именно из-за потери исторической памяти.

Не политические партии спасут Россию, ее воскресит воспрянувший к свету вечных святынь народный дух. Наступит время, когда мы вызреем духовно, придем к познанию Бога, очистимся от всех наслоений, и тогда восстановится наша цельность, и будем мы ценить свои исторические и культурные традиции как основы воспитания. И тем самым сохраним нашу нацию, наш народ, наше государство и нашу историческую православную веру.

Будущее России во многом, если не во всем, зависит от того, каким путем пойдет сегодня образование. Будет ли оно давать учащимся сумму обезличенных сиюминутных знаний и умений или займется главным, к чему оно и призвано: восстановить образ Божий в человеке как в Его творении? От этого зависят судьба России в новом тысячелетии, ее место среди народов. Каким мы хотим видеть наше общество завтра, довольны ли мы тем, каково оно сейчас?

Современный мир, к сожалению, не обременяет себя поисками Божественной истины. Иерархию ценностей общество определяет в силу сложившегося богоборческого мировоззрения. Потеря правильных духовных ориентиров ввергла человечество в духовный кризис, который грозит нравственным распадом. Не обошла эта беда и нашу Россию, особенно ее молодежь. Ученые вынуждены констатировать: подрастающее поколение находится в опасности, да и все российское общество озабочено духовным здоровьем наших детей и юношества.

Я уже говорил о тревожной демографической статистике. Но не менее трагичен и кризис личности, порождающий кризис семьи. А результат вызывает тревогу: 4,5 млн. детей-сирот при живых родителях, общество одолевают страшные болезни - СПИД, наркомания, преступность. Поднимают голову экстремизм и терроризм

Но сколько бы ни ополчались силы зла на нашу Россию, она все способна преодолеть, пока жива в ней вера православная, пока есть люди, для которых святы отеческие традиции. С верой человеку все возможно, не нужно только отчаиваться.

Человек может подняться до высот духа, но он же может пасть до омраченного, поистине скотского состояния. Священники, работающие с наркоманами, отмечают, что основная причина этой пагубной страсти - в духовной и мировоззренческой дезориентации людей, пребывающих в состоянии глубокого религиозного невежества. А невежественного молодого человека легко завлечь и в деструктивную секту, и в противоправное сообщество, если он не получил с детства "прививку" от всяческого зла в виде родной православной духовности. Отсюда проистекает самое страшное - безразличие к своей Родине, к ее интересам и будущему, усугубляющее различные социальные невзгоды. Так и вырождается нация, в таком обществе человек незащищен, у него просто нет будущего.

Наступило время, когда государству и Церкви необходимо объединиться и помочь тем, кто еще только стоит на пороге взрослой жизни. Возникла насущная потребность в переориентации подрастающего поколения на истинные духовные ценности. Образование и религия - это столпы нравственности каждого народа, именно они формируют исторический облик культуры. Наше время выдвигает принципы независимости общественной морали от декларированных догм, но при всем желании, по слову Святейшего Патриарха, "свобода совести не оправдывает пренебрежения духовными традициями, которые складывались на протяжении тысячелетий. У каждого народа есть собственное лицо, уникальный душевный склад, неповторимый характер. И Церковь знает: без Православия России не возродить в полной мере своего истинного достоинства, своего исконного величия". В наше неспокойное время изучение основ своей религии - это еще и противоядие к экстремистской деятельности.

Церковь видит цель образования в формировании нравственно и интеллектуально целостной личности. Православная педагогика ставит целью воспитать человека, не приспосабливающегося к реалиям развращенной действительности с целью максимальной личной выгоды, а готового идти на самопожертвование ради святых Христовых заповедей.

Современная же система образования, наоборот, воспитывает человека, идущего "широким путем", который, по Евангелию, не ведет в жизнь вечную. Последствия этих поистине богоборческих принципов мы в полной мере ощущаем уже сейчас. Не может существовать общество, состоящее из эгоистов, не может жить и развиваться культура, основанная на индивидуализме! Без поддержки Церкви, без православного духовенства, ведущего подрастающее поколение к святоотеческой вере, нет сегодня образования полного, подлинного.

Российское общество свои надежды обращает к Министерству образования РФ. Современная школа не способна защитить молодежь от сектантов, агрессии и растления; она продолжает внушать ребенку, что человек произошел от обезьяны; сомнительными конкурсами, праздниками, дискотеками раскрепощает низменные инстинкты, воспитывает холодный прагматизм. Существует реальная опасность, что классическая культура, созданная на фундаменте Православия, хотя и искаженная атеизмом советского периода, станет недоступной нашим детям, и они никогда не познают ее неповторимого великолепия, не извлекут из общения с ней нравственных уроков.

Осознавая остроту создавшейся ситуации, Министерство образования РФ принимает решение о введении в образовательных учреждениях учебного предмета "Основы Православной культуры" в качестве регионального, школьного компонентов или факультативного курса базисного учебного плана. Осторожный шаг, предпринятый на уровне власти в сторону восстановления исторических, духовно-нравственных, культуроведческих основ образования, вызвал поток негативной реакции со стороны представителей различных административных структур и некоторых СМИ. Среди оппонентов введения "Основ Православной культуры" в образовательный процесс часто звучит аргумент о нарушении свободы личности. Ошибочность этого утверждения очевидна.

Церковь настоятельно требует введения в наших школах предмета "Основы православной культуры". Причем мы подчеркиваем, что это - не вероучительный предмет, и не ставим задачи, чтобы каждый ребенок обязательно шел в храм и молился, хотя это было бы только спасительно для России. Задача - воспитать человека в традициях русской культуры, русской истории. Невозможно, например, чувствовать всю красоту Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, не зная истоков православной веры. Без этого невозможно правильно понимать и литературное наследие. Только человек знающий, ценящий и любящий свою Родину, осознающий на всем своем жизненном пути ответственность перед Богом и окружающими людьми, способен восстановить наше государство. Нужно воспитывать правосознание русского человека, а то так и будем "иванами, не помнящими родства".

Процесс восстановления духовного образования в нашей области начался и продолжается. Большую поддержку в этом Самарской епархии оказывают Губернатор Самарской области, Правительство Самарской области, Самарская Губернская Дума, руководители городов и районов. В итоге достигнуты существенные подвижки, развивается наша семинария, у молодежи и интеллигенции появляется интерес к отечественным традициям, к церковной истории, возникает целая сеть воскресных школ. Но для того, чтобы достичь решающего успеха в духовном воспитании молодых самарцев, необходимо сделать еще очень много. Введение "Основ Православной культуры" в школьное расписание стало бы заметным шагом в этом направлении, поскольку вопросы духовно-нравственного образования и воспитания растущего поколения при такой демографической и социальной ситуации, как у нас, приобретают ключевую роль. Ведь достаточно вырастить одно нравственно зрелое, глубоко верующее, воздержанное, твердое в своих христианских убеждениях поколение, как многие проблемы, в том числе социальные и демографические, окажутся решенными как бы "сами собой". Православная, опирающаяся на традиции предков молодежь не пополнит армию наркоманов, алкоголиков и преступников, она не оставит своих стариков умирать от голода и холода на улице, не поддастся на многие искушения мира сего, не преступит заповедей, оставит после себя здоровое и многочисленное потомство.

Кроме этого грамотная в религиозном отношении молодежь гарантирована от влияния проповедников экстремизма и разжигателей межнациональной и межконфессиональной розни. Ведь только на почве религиозного невежества наши люди становятся восприимчивыми к этому злу.

В обращении Архиерейского Собора по вопросам демографии первоосновой сокращения народонаселения назван "… отход от идеалов святости семейной жизни". Здоровая семья является ключевой, фундаментальной ценностью для нормальной жизни государства. Но в современном мире супружество рассматривается как нечто архаичное, ограничивающее свободу человека. Вместо освященного Церковью брака допустимыми считаются такие отношения между людьми, которые прежде признавались постыдными и аморальными. Святитель Филарет Московский писал: "От нарушения нравственных законов семейной жизни происходят дурные последствия для детей, общества и государства".

Сегодня ребенок часто воспринимает отрицательный опыт - безнравственное поведение взрослых, сквернословие окружающих, растлевающую теле- и видеопродукцию, демонизированные компьютерные игры и т.п. Все это оказывает тлетворное воздействие на самого ребенка, а в будущем на его семью и потомство. Поэтому недостатки семейного воспитания может сейчас восполнить только школа, как государственный институт. Но и здесь ребенка ждет та же бездуховность, тщательно охраняемая от всякого оздоровляющего влияния Церкви, православной традиции. Получается замкнутый круг, из которого выходит эгоист и стяжатель, равнодушный, а порой и враждебно настроенный к своей Родине, ко всему отеческому наследию. Естественно, такая школа не способна подготовить подрастающее поколение к взрослой жизни, к самоотречению, без которого нет истинного материнства и отцовства. Недаром подавляющее большинство заключаемых в наше время браков распадаются, оставляя без полноценного семейного воспитания тысячи детей.

Нам, представителям Церкви, непонятно столь упорное сопротивление признанию общественной значимости преподавания духовной культуры и этики в школах. Ведь именно сейчас, в условиях углубляющейся мировой интеграции, когда разные цивилизационные модели входят во все большее соприкосновение и взаимодействие, особенно важно отстоять свою национальную самоидентификацию, чтобы успешно сопротивляться попыткам с помощью экономической или военной мощи навязать нам чуждые обычаи и нравы.

Скажем вслед за выдающимся богословом Георгием Флоровским: "Церковь есть такое общество, которое требует для служения Богу всего человека и предлагает оздоровление и исцеление всему человеку, а не только его "душе". Если Церковь, как организм не может вступить на путь открытой социальной деятельности, то христиане не могут отказаться от своих гражданских обязанностей, потому что им надлежит внести огромный вклад в "материальную сферу" именно как христианам".

Надеюсь, участники демографического форума в Самаре смогут найти новые пути сближения позиций Церкви, государства, важнейших общественных институтов в интересах улучшения социально-демографической ситуации, борьбы с проявлениями религиозного невежества и экстремизма, оздоровления нравственного климата в Самарской губернии и во всей Российской Федерации в целом.