Православный интернет-портал «Древо крестное»

Доклад митрополита Самарского и Сызранского Сергия на открытии Дня славянской письменнсти и культуры

Досточтимые собратья архипастыри, отцы, братья и сестры! Уважаемые участники и гости!

Мы собрались здесь, в Тольятти, в канун главного Церковно-государственного праздника современной России – Дня славянской письменности и культуры. Знаменателен и текущий год, в который мы празднуем 1025-летие Крещения Руси. В этот славный и светлый день каждый гражданин Отечества нашего, независимо от его вероисповедания и культурных предпочтений вместе с Русской Православной Церковью может и должен прославить первоучителей Словенских.

Почитание святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия идет из древности. В конце XIX века целая череда памятных дат привлекла особое внимание наших соотечественников к подвигу просветителей славян. Это было и празднование Тысячелетия России в 1862 году, когда общество осмысляло исторический путь Отечества. Это было и тысячелетие со дня кончины святых братьев — Кирилла в 1869 году и Мефодия в 1885 году. Участие России в освобождении славянских народов от османского ига привлекло внимание к идее славянского культурного и религиозного единства. День памяти святых Кирилла и Мефодия, 24 мая (а это еще и день основания столицы Византии — Константинополя) с 1901 года был объявлен праздничным в российских учебных заведениях.

Затем наступил период официального безбожия, и праздник был предан забвению. Он начал возрождаться, начиная с 1986 года. Священный Синод нашей Церкви приветствовал объединение в этом торжестве усилий и светских властей, и общественных организаций, и деятелей науки, культуры и искусства, и, конечно, священнослужителей. С тех пор традиция торжественного проведения Всероссийского Дня славянской письменности и культуры во всех регионах нашей страны постоянно развивалась и совершенствовалась. Самара была столицей праздника в 2004 году.

Это церковно-государственное торжество постепенно вошло в жизнь не только крупных городов, но и многих поселков и деревень. В нем участвуют представители всех слоев нашего общества и, что особенно важно, молодежь и дети. Во всем этом мы видим вдохновляющее свидетельство возрождения культурной и исторической памяти народа.

Таким образом, собравшись сегодня в этом зале, мы продолжаем заложенную ранее добрую традицию. И я уверен, что не только в этом году, но и в дальнейшем, будут неизменно собираться руководители светской власти, представители науки и образования, священнослужители, чтобы обменяться достижениями, наметить пути развития.

 

Торжества в честь первоучителей Словенских проходят не только в России, но также и в Болгарии, Македонии, Чехии, Словакии. Почему же с таким благоговением вот уже 12 столетий славянские народы воздают долг памяти святым Кириллу и Мефодию, почитая их равноапостольными? Подвиг их велик уже тем, что трудами Солунских братьев была разработана и составлена первая азбука, учитывавшая звуки славянской речи. Чуть позже усилиями учеников и последователей был создан новый удобный шрифт — кириллица, получивший широкое распространение у славянских народов. Это стало мощным импульсом для их культурного, интеллектуального, духовного, геополитического развития и государственного становления.

Весь опыт мирового и отечественного Православия, а во многом и всей мировой цивилизации построен на письменности, по воле Божией дарованной нам этими святыми братьями-подвижниками. Первыми словами, записанными по-славянски, были боговдохновенные глаголы апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «В начале было Слово…». Благодаря многофункциональности, а, главное, сакральности церковнославянского языка у славянских народов с тех пор появилась возможность глубже познавать духовный мир и христианские ценности.

Разработав славянскую азбуку, равноапостольные просветители поставили задачу перевести на славянский язык Священное Писание и богослужебные тексты, чтобы говорящие на этом наречии народы смогли познать Истину, приобщиться духовной жизни, стать причастниками Света, просвещающего всякого человека, грядущего в мир (см. Ин. 1:9). Однако словарь и грамматика славянских диалектов были не готовы для передачи многих сложных слов и абстрактных понятий, встречающихся в текстах Библии. Поэтому Кирилл и Мефодий были вынуждены, используя модели греческого языка, изобретать не только слова, но и новые синтаксические конструкции. Так трудами двух подвижников создавался в IX веке книжный язык всех славян. Его развитие впоследствии позволило многим народам Восточной Европы сформировать свою богатую самобытную культуру, литературу, науку, богословие.

Если азбука Словенских первоучителей дала нам письменность, а перевод богослужебных книг сделал доступной евангельскую проповедь, то формирование литературного языка даровало славянам возможность глубинного осмысления явлений действительности, художественного выражения мыслей и чувств. Открыв славянским этносам наследие европейской цивилизации, святые Кирилл и Мефодий одновременно заложили фундамент для процветания славянской книжности, науки, искусства, которые, в свою очередь, спустя десятилетия стали вносить свой уникальный вклад в сокровищницу христианской культуры.

 

Была востребована и возможность обогащения культуры и литературы за счет различных жанров. Так, Святые Евангелия развили житийную и притчевую литературу, святоотеческие труды стали бесценным подспорьем для проповеди, Псалтирь – положила начало древней религиозной поэзии, Деяния апостолов – открыли целый ряд исторических хроник, летописей, апостольские послания во многом определили каноны эпистолярности, некоторые книги Ветхого Завета задали вектор развития юриспруденции и деловой переписки. Обращаться к Богу на родном наречии, пользоваться языком ясным для понимания — великое благо для народа. В этом главный, но не единственный результат просветительской миссии святых братьев. Как известно, далеко не у всех народов в истории человечества национальный язык стал основой формирования языка книжности и культуры. Всякий, кто хоть раз пытался передать сложную мысль на иностранном языке, знает, что это требует дополнительных усилий и времени. Мысль, воспринятая через родное слово, усваивается быстрее, дает сознанию более яркие образы и ассоциации.

Поистине бесценное сокровище оставили нам в наследство святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Плодами их трудов мы пользуемся и по сей день.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл замечательно сказал: «Мы должны помнить, что наследие Солунских братьев — залог культурной и религиозной общности славянских народов; что каждая книга на славянском языке, каждое наше слово и даже буква — великое достояние, соделавшее нас равными в семье христианских народов. Наша обязанность и сегодня сохранять культурный код славянской цивилизации, защищая его от разрушения, подмены и обезличивающей унификации. Как наследники первоучителей, мы должны бережно и творчески относиться к своей речи, следить за правильностью выражений и грамотностью письма. Заботясь о чистоте своего языка, мы заботимся о чистоте своих помыслов. Это стезя не только интеллектуального, но и духовно-нравственного возрастания всякого человека. Знание родной истории и культуры, любовь к своему прошлому являются непременными условиями жизнеспособности и поступательного развития нации как самобытного явления и как неотделимой части всего человечества». Древняя и в то же время вечно живая кирилло-мефодиевская традиция дает нам пример такой любви и всемирности. Академик Лихачев писал: «Взгляд на русскую историю как на часть мировой и чувство ответственности за весь мир стали также отличительной особенностью всех восточнославянских литератур и отчасти были унаследованы ими через единую литературу Древней Руси от славянских просветителей — Кирилла и Мефодия. Это им принадлежит мысль о единстве человечества и ответственности каждой страны, каждого народа в общечеловеческом устроении и просвещении, о служении каждой страны человечеству».

В деле всестороннего гуманитарного возрождения роль науки видится в высшей степени значимой. Исследование отечественных древностей представляет отнюдь не отвлеченный академический интерес. В любви народа к своему прошлому заключена, как это ни покажется парадоксальным, горячая жажда жизни и созидания. Только тот, кто стремится к полноте бытия, способен увлеченно интересоваться опытом предыдущих поколений, с любовью и уважением осмыслять и изучать их дела.

Созданная святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием славянская письменность стала языком Церкви, народного просвещения и образования, художественной литературы и науки. Кроме того церковнославянский язык выполнял административные функции государственной и международной переписки. На Руси, а впоследствии в Российском государстве, церковнославянский язык стал для православного человека родным языком. На протяжении целого тысячелетия он формировал русскую языковую личность и литературный язык. По мнению Трубецкого, современный русский литературный язык – единственный преемник древнецерковнославянского языка, созданного святыми Кириллом и Мефодием. Первоучители выполнили свое предназначение: организовать богослужение на славянском языке. Их деятельность по созданию азбуки и книжного языка, просвещению славян и приобщению их к Православной вере имела плодотворное значение в формировании славянского братства.

По точному определению святителя Филарета (Дроздова): «Мы, россияне, наследовали сей дар Божий от старейших в христианстве братий наших, и сквозь разделение зрим к единству». Эти слова особенно актуальны в наши дни, когда вновь, как и в прежние времена, на Церковь Божию, на Ее Священноначалие, на весь строй Ее жизни ополчается враг – коварный, бесстыдный, вооруженный всеми современными информационными технологиями. К великому сожалению, в агрессивном хоре клеветников и ненавистников слышатся порой голоса интеллектуалов: ученых, писателей, публицистов, аналитиков. Вызывает глубокую скорбь тот факт, что люди, причастные к формированию общественного мнения, призванные хранить оплоты государственности и отечественных традиций, первыми задают фальшивый тон в этих безосновательных и злобных нападках. Всякий, кто знает нашу историю, без труда увидит прямую аналогию с событиями начала ХХ века. И тогда интеллигенция, а точнее сказать «образованщина», как точно определил этот тип Солженицын, буквально источала яд и сарказм по адресу властей светских и духовных. Это кончилось страшной русской катастрофой, от которой содрогнулся весь мир. Только в изгнании, вырвавшись из тисков собственного заблуждения, лучшие из русских эмигрантов, такие как Бунин, признавали: мы сами, своими руками, своим словом, своей скверной мыслью, брошенной в народ, разожгли пожар, который и нас испепелил.

Но было уже поздно. Россия была ввергнута в десятилетия безбожия и братоубийства. Хотим ли мы вновь ввергнуться в эту бездну, подобно безумцу, который вновь и вновь бьется головой о ту же стену? Да не будет этого. Спаситель мира засвидетельствовал, что Он пребывает со своими учениками, соединенными Православной верой. А это означает, что мы должны уповать на милость Божию во всех обстоятельствах. В трудные минуты попрания веры мы, славяне, всегда обращаемся за помощью к Богу, Церкви, Первосвятителю, Священноначалию, к соборному разуму.

Мне также хотелось бы сегодня обратиться к вопросам православного и духовного образования в нашем регионе. В этом году отмечает свое 155-летие Самарская Православная Духовная семинария. В октябре 1918 года семинария была закрыта, многие ее преподаватели и выпускники репрессированы, но в девяностые годы минувшего века открылась новая страница ее истории. Милостью Божией мне довелось принять деятельное участие в возрождении семинарии. Двадцать лет назад, когда Священноначалием мне было определено быть епископом Самарским и Сызранским, я поставил главной задачей своего служения возрождение духовного образования в епархии. Ведь развивая духовное образование, мы поднимаем нравственный уровень всего народа, возвращаем его к исторической Православной вере. Торжественное открытие Самарского Епархиального Духовного училища состоялось 1 сентября 1994 года. Важная веха в жизни нашей духовной школы - 17 июля 1997 года, когда училище было преобразовано в Самарскую Духовную семинарию.

В настоящее время Самарская Православная Духовная семинария - это пятилетнее высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, которое выдает диплом специалиста, бакалавра, а с этого года здесь будет осуществляться подготовка магистров по направлению «Систематическое православное богословие».

Последнее десятилетие века минувшего в нашем регионе ознаменовалось подлинным прорывом в деле просвещения и образования. Вопросы духовного образования и воспитания подрастающего поколения - одна из приоритетных задач всей нашей деятельности на Самарской земле. Так, в 1995 году в городе Тольятти открылась Православная классическая гимназия. Сегодня в этом уникальном учебном заведении обучается 370 детей, начиная с дошкольного возраста, гимназия стала духовно-просветительским центром Самарского региона. На ее базе реализуются программы повышения квалификации работников образования по православной культуре, основам религиозных культур и светской этики, действует просветительский центр, студия православного телевидения, выпускается православная газета, межъепархиальный детский летний лагерь, паломническая служба. В 2010 году на базе гимназии был открыт Гуманитарный колледж, которому вскоре было присвоено имя Святителя Алексия, Митрополита Московского.

В колледже обучаются студенты по ряду педагогических, социально-ориентированных специальностей. Он продолжает традиции духовно-нравственного воспитания, заложенные Православной гимназией. Здесь же, в Тольятти, реализуется крупномасштабный региональный проект – строится Поволжский православный институт. О нем я скажу подробнее чуть позже. Самарская и Сызранская епархия плодотворно сотрудничает с Министерством образования и науки Самарской области, Самарским институтом повышения квалификации работников образования. В настоящее время действует Программа долгосрочного сотрудничества между Самарской епархией и Министерством образования и науки Самарской области. Ее подписание состоялось 21 декабря 2012 года на межрегиональной научно-практической конференции «Духовно-нравственные ценности как основа воспитания гражданина России», которая прошла здесь, в Тольятти.

Одним из главных вопросов, обсуждаемых в рамках на конференции, стало преподавание в школах Самарского региона курса «Основы православной культуры и светской этики». Участником конференции стал ректор Саранского духовного училища протоиерей Александр Пелин, который рассказал об опыте преподавания данной дисциплины в Мордовии. Там модуль «Основы православной культуры» в 2011-2012 учебного году изучали 80 процентов от всех учащихся. В прошлом учебном году в Самарском регионе выбор ОПК составил всего 19 процентов от общего числа школьников. Однако нам удалось переломить ситуацию с выбором данного модуля на следующий учебный год. Так, например, в Тольятти в этом году курс «Основы православной культуры» выбрал уже 41 процент учащихся и их родителей. Улучшилась ситуация и в целом по региону.

Хотелось бы коснуться еще одного важного направления нашей работы. У нас активно действуют две межвузовские кафедры: православной педагогики и психологии, а также кафедра теологии и истории религий. Сегодня в межвузовскую кафедру теологии и истории религий входит 16 вузов, обучается 4000 студентов. В рамках данной кафедры читаются курсы по истории религий, истории Русской Православной Церкви, социальному учению Русской Православной Церкви и по ряду других предметов. Во многих вузах Самары созданы домовые храмы.

Отдельно нужно отметить создание и поэтапное развитие Епархиального детского образовательного центра, который объединил десятки образовательных центров созданных при храмах епархии. В эти центры ходят более 15 тысяч детей, многие из неблагополучных семей. Здесь для них открыты кружки детского творчества и народных промыслов, спортивные секции и воскресные школы. Правительство Самарской области своим постановлением поддержало нашу инициативу, и духовно-образовательные центры теперь могут получать финансовую помощь от губернии.

Реализуется еще один крупный проект, о котором я уже упоминал выше и теперь хочу сказать особо. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в центре Автозаводского района города Тольятти строится Поволжский Православный Институт имени святителя Алексия Митрополита Московского и всея Руси. Создание этого просветительского центра, выдержанного в высоких традициях древнерусского зодчества, общее дело Церкви и государства, всемерно поддержанное Правительством Самарской области. Институт призван стать светским высшим учебным заведением, где будут органично сочетаться гуманитарное и теологическое направления. Сегодня уже выполнено 80 процентов кирпичной кладки, почти построен храм, на него водружен купол. Хочется от всей души поблагодарить Губернатора Самарской области за поддержку этого важного начинания, которым в скором времени сможет гордиться не только Самарский регион, но и вся Россия!

Сердечно поздравляю всех, собравшихся сегодня в этом зале, с днем памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, с Днем славянской письменности и культуры! Верю, что мы не только сохраним духовные сокровища наших предков, но и приумножим их. Особая ответственность лежит на всех нас, собравшихся в этом зале: на руководителях светской власти, на ученых, педагогах, священниках, представителях информационных ресурсов, студентах. Будьте достойными продолжателями дела святых равноапостольных Кирилла и Мефодия!

Желаю всем участникам конференции благословенных успехов, научных и учебных достижений, а главное - твердости в отстаивании идеалов Православия и традиций нашего великого народа.