Православный интернет-портал «Древо крестное»

Счастье - это полнота бытия

- Владыка, в России всегда было высоко значение интеллигенции. Причем не всегда положительное. Прекрасно это описано у Алексея Толстого в романе "Сестры", когда в 1916 году слово "революция" буквально не сходило с уст и это напоминало некое заклинание, вызывающее демона. А какова сегодня роль интеллигенции в обществе? И кого вообще можно, на Ваш взгляд, считать интеллигентным человеком?

- По определению Даля, "интеллигенция" - разумная, образованная, умственно развитая часть жителей. И здесь следует обратить внимание на слово "образованная", которое у нас сейчас трактуется неверно. Образованными называют людей, получивших определенные знания в высших учебных заведениях и работающих в умственной сфере. Но слово "образованный" этимологически восходит к слову "образ", которое имеет прежде всего богословскую направленность, ибо каждый человек - носитель образа и подобия Божия. И человек призван восстановить в себе этот образ, чтобы отразить Божественное. И вот когда мы именно так понимаем слово "образованный", то понятие "интеллигенция" раскрывается во всей своей полноте: как не только личности с развитыми умственными способностями, но прежде всего богатые духовно, тесно связанные с историческими корнями и вероучением, внемлющие голосу наставляющей нас совести. Интеллигент - это не потребитель в мире, а соработник Бога, возделывающий окружающий мир согласно заповедям Божиим. Отсюда проистекают и его сознательный подход к вопросам патриотизма, государственности, защиты земли, на которой он родился. И мне представляется одной из важнейших сегодня задач интеллигенции - свидетельствовать, в первую очередь своей жизнью, об истине, а это огромный труд. Не случайно жизнь христианина определяется как подвиг. Тем более в нынешнем до крайности секуляризованном мире. И вторая задача - научать окружающих, так и Христос говорит нам: "...кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном" (Мф. 5, 19), - и далее дает нам прямое указание: "...идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф. 28, 19). Такова, на мой взгляд, сегодня миссия интеллигенции в обществе.

- Но не секрет, что сегодня многие считающие себя весьма образованными люди, прочитав Евангелие, начинают трактовать его на свой лад и распространять свои взгляды, прикрываясь словами Священного Писания. Я вообще как-то отметил для себя некое "столичное православие". Бывая в столицах и беседуя со многими очень умными и уважаемыми в обществе людьми, иногда слышу искреннее: "Верую", - а потом следуют комментарии: вот тут-де Христос не досказал, тут Церковь неправильно истолковала, тут вообще исказила, а понимать Христа надо так-то и так-то. Часто, например, можно услышать, зачем-де ходить в церковь, когда сказано, что "Царство Божие внутрь вас есть", или "когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно". Другие же говорят, что вообще надо оставить мир таким, как он есть, ибо все равно Апокалипсис уже в действии, ничто отменить его не в силах, и получается, по их мнению, что мы, пытаясь спасти мир, только мешаем скорейшему Божьему суду над ним.

- Мы уже говорили, что полнота личности заключена в совокупном развитии духовных и интеллектуальных качеств человека. Если же знания в человеке начинают преобладать, довлеть над ним, то это, по точному определению Тихона Задонского, - все равно что "вкладывать нож в руку убийцы". Отсюда - возникновение сект, ересей, расколов, неустройств как в Церкви, так и в обществе. К сожалению, это все уже было в России и, к еще большему сожалению, ничему не учит. За отступлением от Церкви всегда следовали катастрофы. Уже при Петре Великом началось вмешательство государства в дела Церкви, ущемление ее прав. Так стала готовиться происшедшая в семнадцатом году катастрофа. И не случайно то, что перед революцией мы видим умножение различных вероотступнических учений, толкований, сект. Взять хотя бы то же учение Льва Толстого, который, будучи необычайно талантливым, увлек очень многих от Бога. И первой отступила тогда от Бога интеллигенция, именно она привнесла наибольшее разрушение. И Божие наказание последовало - это было осознано впоследствии многими в эмиграции...

- Катастрофа семнадцатого года вообще представляется как едва ли не исполнением предсказаний Христа о кончине мира. Казалось, все признаки налицо: "изъят был из среды удерживающий", "мировые войны", "брат восстал на брата, а сын - на отца", "голод" и "мерзость запустения в святом месте", к тому же как никогда были сильны иудейские ожидания восстановления Земли обетованной. Многие, кстати, восприняли тогда Россию как дарованную им землю, и большой поток эмигрантов хлынул тогда со всех стран мира в нашу страну... Мир покачнулся, но вот Господь сохранил его...

- Совершенно верно, но не надо забывать, что в те же годы, когда так сильно проявилось вероотступничество, на небесах пред Господом предстал сонм новомучеников во главе с Государем, молящихся за свою Родину. А все, что делает Господь, - во благо, во вразумление. Например, надо было случиться немецкому нашествию на Россию, чтобы было восстановлено патриаршество, стали открываться храмы и монастыри, люди снова обратились к Богу.

Что же касается непосредственно эсхатологических ожиданий, то Церковь всегда избегала крайностей. Никому не дано знать час Страшного суда. Как говорит Евангелие: "О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец" (Мк. 13, 32). И человеку не дано знать час своей смерти. Только немногие святые были достойны прозреть свой час, но это были люди, для которых уже явственно не было конца жизни как таковой, а был только переход из одной реальности в другую. От человека же это сокрыто для его духовного и нравственного воспитания. Господь сказал: "Смотрите, бодрствуйте, молитесь: ибо не знаете, когда наступит это время" (Мк. 13, 33). Мы явлены Богом из небытия в нашу реальность и должны исполнять волю Его и полагаться на Его Промысел о нас, а все остальное - от лукавого.

И не может быть полноты православной жизни вне Церкви. Это очень хорошо и правильно - молиться дома. Уединенная молитва, дополняя общественную, может быть весьма благодатна. Но Господь сказал, что именно там, "где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 20). Ничто не может заменить красоту Божественной литургии в заполненном православными людьми храме. И только в Церкви человек приобщается к Божественным Таинствам, без которых невозможна нормальная жизнь. В Таинстве Евхаристии человек соединяется с Богом, вне Церкви подготовиться к принятию в себя Бога невозможно. Поэтому, когда люди говорят, что не обязательно ходить в церковь, это просто прикрытие собственной лени, в первую очередь духовной лени, это одна из самых пагубных болезней века сего. Дух праздности все больше и больше порабощает современный мир, а это - начало многих иных, более страшных грехов.

Вот сейчас говорят о свободе. Но что такое свобода? Свобода - это не вседозволенность и не распущенность. Свобода - это когда человек становится свободным от греха, когда он становится хозяином положения, когда страсти перестают руководить им. Тогда меняется сам человек. Вокруг него создается, если сказать по-современному, благодатная "аура". А если человек внутренне устроен, то и мир вокруг него меняется. Ведь к Серафиму Саровскому медведи приходили, и он кормил их с руки, потому что звери чувствовали этот благодатный "мирен дух" святого старца. Тот же Серафим Саровский учил: "Стяжи дух мирен - и вокруг тебя спасутся тысячи". Вот что такое свободное преобразование мира. Это, в первую очередь, преобразование самого себя. А оно, конечно, начинается с желания человека жить с Богом, и нигде нет большей Божественной полноты, как в Церкви.

- Вот и время Вашего архипастырского служения на Самарской кафедре отмечено строительством новых и восстановлением заброшенных храмов на самарской земле. Создается впечатление, что в строительстве храмов Вы видите едва ли на самую главную Вашу задачу.

- Чтобы понять, что значит храм на земле, достаточно взглянуть на нашу историю. Любое новое поселение на православной Руси начиналось со строительства храма. И уже потом вокруг храма селились люди, обустраивалась мирская жизнь. По мудрому замечанию Владимира Соловьева, "Церковь призвана освятить мир", чтобы Бог мог коснуться сердца человека и он стал жить по Божественным законам.

- Но порой приходится слышать, что вот-де на постройку храмов тратятся огромные деньги, а для быта человека ничего не делается, сколько нищих, голодных, без жилья...

- Эти слова неновы, давайте вспомним Евангелие от Иоанна. Когда Мария, сестра Лазаря, которого Христос воскресил из мертвых, за шесть дней до Воскресения Христова, "взявши фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его" (Ин. 12, 3), один из учеников возмутился: "Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?" (Ин. 12, 5). Учеником этим был Иуда Искариотский, который потом и предал Христа. Дальше в Евангелии поясняется, что сказал он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Сейчас эти слова Иуды повторяют и распространяют через средства массовой информации, внушая простым людям, те, кто миллионами вывозит деньги из России. И здесь надо отдавать себе отчет, что, повторяя эти слова, мы способствуем продолжению разграбления нашей Родины. Мы сами уподобляемся тем ворам. А храмы строятся на народные деньги. На "лепты бедных вдов". И в конце приведенного евангельского эпизода Иисус говорит: "...нищих всегда имеете с собою, а Меня - не всегда" (Ин. 12, 8). Это значит, что мы Бога в душе своей не всегда имеем. С обретения Бога в себе - вот с чего начинать надо. Как правильно сказал святой Иоанн Кронштадтский, если русский народ возвратится к вере, то обретет и материальный достаток, и свое обустройство. Потому что если свяжет себя с Богом, то уже Бог будет помогать ему.

- Еще одна проблема, Владыка, которой Вы уделяете большое внимание, - это сфера образования...

- Современное образование - это одна из важнейших проблем. От того, какого человека мы воспитываем, зависит наше будущее. Самарская губерния стала экспериментальной площадкой в этой сфере. Небезызвестным Банком реконструкции и развития выделены огромные средства на проведение реформ, многие из которых вызывают не просто беспокойство, а полное неприятие, потому что направлены на разрушение. Например, официально заявлено, что главная задача новой школы - ориентация на рынок труда, то есть школа должна готовить не высококвалифицированных специалистов, инженеров, ученых, художников, писателей, а ремесленников. Это опасно и страшно. Ибо мы тогда превратимся просто в рабсилу, лишенную всякого творческого начала. Поэтому из школьной сетки злонамеренно убираются или видоизменяются предметы, направленные на воспитание личности, такие, как русская история, литература, русский язык. Соглашаясь с этим, мы обкрадываем собственных детей.

Церковь очень озабочена проводимыми реформами, и поэтому мы так настоятельно требуем введения в наших школах предмета "Основы православной культуры". Причем мы подчеркиваем, что это - не вероучительный предмет, и не ставим задачи, чтобы каждый ребенок обязательно шел в храм и молился, хотя это было бы только спасительно для России. Задача - воспитать человека в традициях русской культуры, русской истории. Невозможно, например, чувствовать всю красоту Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, не зная истоков православной веры. Без этого невозможно правильно понимать и литературное наследие. Только человек знающий, ценящий и любящий свою Родину, осознающий на всем своем жизненном пути ответственность перед Богом и окружающими людьми, способен восстановить наше государство. Нужно воспитывать правосознание русского человека, а то так и будем "иванами, не помнящими родства". И что же мы тогда жалуемся и киваем на кого-то, когда сами живем вне Бога? Посмотрите, недавно опубликована была страшная статистика: сейчас насчитывается два с половиной миллиона брошенных детей при живых родителях! Это в три раза больше, чем после войны. Это - показатель нравственной деградации общества. Разрушена семья, а семья - это "малая Церковь", с которой начинается государство. И Церковь бьет в набат, мы призываем вернуться к традициям русской культуры, отеческой веры, ее истории.

Сейчас между Самарской епархией и областным департаментом образования, отделом образования города Самары заключены соглашения о преподавании курса "Основы православной культуры" в наших школах. Этот курс не вставлен в учебную сетку, но он рекомендуется как факультативный предмет по согласию родителей. И здесь уже все зависит только от нас самих: родители, которые хотят уберечь своих детей от пороков современного мира - наркомании, пьянства, развращенности, - должны требовать от руководства школ введения подобного курса. Тут уже не на кого будет кивать, что плохо или не так живем: первый шаг - пойти и потребовать для своих детей введение предмета, который поможет восстановить в них благодатную сущность. Не говорю "полностью восстановит", потому что такое восстановление возможно только в Церкви, в жизни по церковному календарю, но сделать шаг в этом направлении необходимо.

- Предлагаемая реформа направлена, на мой взгляд, еще, я бы сказал, и на добивание крестьянства. Взять, например, те же создаваемые образовательные округа. Предлагается закрыть школы, в которых по утвержденным нормативам (кто утверждал?) - недобор учеников, и создать крупные образовательные центры, куда бы приезжали учащиеся на пять школьных дней и жили бы в интернатах. С экономической точки зрения, вроде бы выгода немалая - не надо будет тратиться на содержание многих сельских школ, но ведь дети, таким образом обучаясь наукам, отвыкают от своего села. Они уже с детства приучаются к перемене мест, они на пять дней отрываются от сельского быта, в основе которого лежит труд, а в десять-двенадцать лет мальчик или девочка на селе - уже почти хозяин или хозяйка. Беда подстерегает и родителей, потому что, лишившись заботы о своих чадах, трудно будет удержаться от, как Вы говорили, все больше соблазняющего мир духа праздности. А как проходило, Владыка, Ваше образование?

- Я родился в Рязанской области, недалеко от села Константиново, родины Сергея Есенина, и, наверное, главным моим образовательным фактором явилась та чудесная природа, реки, озера, леса, как прекрасно выразился Сергей Есенин, "страна березового ситца", та открывающаяся перед глазами разлитая вокруг Божественная красота, которая, по словам Достоевского, спасет мир.

Очень любил читать нашу русскую литературу, как классическую, так и современную. Например, Солоухина. Особенно запомнились его "Черные доски". Конечно, больше я воспитывался на святоотеческой литературе. Это - неисчерпаемый животворящий источник, к которому как можно чаще нужно припадать на протяжении всей жизни. Читаю, разумеется, и светскую литературу. Недавно прочел книгу Александра Солженицына "Двести лет вместе". Удивлен был, что долго она окружена молчанием, думал, почему не нападают.

- Ну, потом-то набросились. Стало быть, книга хорошая...

- Да. А вообще, хочу пожелать сегодняшним читателям побольше интересоваться творчеством русских писателей. К сожалению, почти не знают люди, даже окончившие университеты, таких авторов, как Сергей Булгаков, Владимир Соловьев, Павел Флоренский, и, конечно же, необходимо сегодня читать Ивана Ильина, блестящего богослова, ученого, философа. Его боли за Россию, его сострадания, его богословской мудрости многим сегодня не хватает.

В сегодняшнем мире нужно научиться быть соработниками Богу, и тогда возможно обретение счастья уже здесь, на земле. А что такое счастье? Это полнота бытия, которая без Бога невозможна.