Православный интернет-портал «Древо крестное»

«Русский мир» сегодня

Ваши предшественники на Самарской кафедре – выдающиеся подвижники Православия, многие из них прославлены в лике святых. С какими чувствами Вы, Владыка, принимали епархию в уже далеком 1993 году? Каково значение опыта их подвижнической жизни в наши дни?

- 23 февраля 1993 года Священноначалием я был направлен на Самарскую кафедру. Конечно, мне было тяжело расставаться с местами, к которым уже привык, где я начал свое пастырское, а затем и архипастырское служение. Оно начиналось на Ростовской кафедре: помощником правящего митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (ныне Глава Украинской Православной Церкви), а спустя пять лет я стал викарным епископом Азовским.

У меня здесь были знакомые, сокурсники, я приезжал в Самару до своего назначения два раза. Блаженная Мария Ивановна предсказала мне тогда, что я вернусь на Самарскую землю уже в качестве архипастыря.

…Как и теперь тогда была весна, распутица. Город выглядел неприглядно, в глаза бросалось обилие ветхих домов, разбитые дороги, большие и грязные лужи. Зато люди порадовали душевной теплотой и благоговением, было приятно, что они хранят благодарную память об архиереях, в разные годы служивших здесь. Много думал о них я: перед моим молитвенным взором проходили выдающиеся святители прошлого, настоящие подвижники, мученики, святые исповедники. Поистине это было тяжелое испытание: возглавить после них многострадальную Самарскую кафедру… Смогу ли я подъять столь тяжкий крест, часто приходило ко мне сомнение. И я обращался с сугубой молитвой к Божией Матери, ко святым подвижникам, незримо наставляющим всех нас на путь истинный. «Поминайте наставников ваших…» - эти слова сопровождают путь каждого семинариста, каждого пастыря. Мы и поныне ежегодно в актовый день мы служим заупокойную литию перед Поклонным крестом во внутреннем дворе семинарии и вспоминаем всех наших учителей наставников, и, конечно, святителей, моих предшественников на кафедре. Галерея портретов самарских архиереев украшает стены нашей духовной школы. Поистине велики пред Господом священномученики митрополит Владимир Богоявленский, архиепископ Александр (Трапицын)), митрополит Венимамин (Казанский), много потрудившийся у нас в Самарской семинарии.

Книги нашего современника владыки Иоанна (Снычева) большими тиражами выходили в местных издательствах. В нашем епархиальном музее есть памятная келья владыки Мануила (Лемешевского). Эти два святителя, не будучи пока канонизированы, тоже глубоко почитаемы народом.

Стоит напомнить читателям журнала некоторые страницы истории Самарской епархии. Она многообразна и интересна, подчас трагична и полна знаменательных дат и событий.

…1 января 1851 года последовал Высочайший Указ об учреждении новой епархии - Самарской и Ставропольской. Кафедру было решено разместить в губернском центре - в Самаре. Первым Архиереем Самарско-Ставропольской епархии был назначен епископ Евсевий (Орлинский). При нем в Самаре была создана женская монашеская община, которая позднее была наименована в честь Иверской иконы Божией Матери. Все последующие архиереи на Самарской кафедре расширяли и соврешенствовали епархию: епископ Феофил (Надеждин), епископ Герасим (Добросердов), епископ Серафим (Протопопов). Преемником владыки Серафима стал епископ Владимир (Богоявленский) – впоследствии новомученик Российский. Владыка Владимир пробыл на Самарской кафедре совсем недолго, но оставил добрую память в сердцах людей и заметный вклад в области благотворения. Именно им основано было епархиальное братство во имя Небесного покровителя града Самары и всего Самарского края святителя Алексия, митрополита Московского и всея России Чудотворца, создан сиротский приют для девочек в Иверском монастыре со школой и мастерской белошвеек и кружевниц при ней. Владыка на свои средства закупал книги, инвентарь и одежду для воспитанниц приюта и до самой своей мученической кончины, последовавшей 25 января 1918 года в Киеве, духовно опекал приют.

…Перед Первой мировой войной, в епархии было 18 монастырей, 986 храмов, общее число белого духовенства составляло 3021 человек. Но вскоре наступили тяжёлые времена для Церкви, начались события октябрьского переворота 1917 года и гражданской войны. Прибывший по благословению Святейшего патриарха Тихона, в 1919 году на Самарскую кафедру архиепископ Филарет (Никольский) лишь год стоял во главе епархии. Он, как мог, пытался защитить Церковь от большевистской власти и наступающих обновленцев, но был арестован по доносу и сослан в концлагерь под Архангельском, где скончался.

Годами епархия оставалась без архипастыря.

…Время правления архиепископа Александра (Трапицына) пришлось на период тотального уничтожения Православия и его институтов. Священнослужители и благочестивые миряне арестовывались и ссылались, разрушались храмы. Протесты владыки Александра были "услышаны" властями. Он сам был арестован и отправлен в ссылку. Ныне причислен к лику Новомучеников и исповедников Российских.

Та же ситуация наблюдалась в епархии и в дальнейшем. Епископы шельмовались безбожными властями, нищенствовали, подвергались гонениям и унижениям. Лишь во время войны политика властей немного изменилась. Десять лет во главе епархии стоял архиепископ Алексий (Палицын), похоронный в притворе Покровского кафедрального собора.

В шестидесятые годы прошлого века мы вновь видим во главе епархии яркую личность - архиепископа, в дальнейшем митрополита - Мануила (Лемешевского), сумевшего расположить к себе паству и наладить взаимоотношения с властями. После ухода на покой владыка много трудился над фундаментальным историческим трудом - биографическим словарём архиереев. По кончине, в 1968 году, митрополит Мануил был погребён в Покровском кафедральном соборе. После него кафедру возглавил его ученик епископ, впоследствии архиепископ и митрополит Иоанн (Снычёв). Почти четверть века он управлял епархией.

В эти годы жизнь епархии окончательно упорядочилась, число храмов неуклонно увеличивалось за счёт открытия разрушенных приходов. Ведя очень скромный образ жизни, своей добротой, искренностью, сердечностью и молитвой он стяжал любовь многих верующих.

Непосредственно передо мной епархией управлял архиепископ Евсевий (Саввин). При нём были открыты новые приходы, отслужена первая Божественная литургия в возвращенном Иверском женском монастыре.

…Милостью Божией и по молитвам моих почивших предшественников дела в епархии постепенно пошли на лад. Строились храмы, народ возвращался к своим православным корням. Меня радовало всеобщее воодушевление, хотя порой приходилось, не скрою, нелегко. Я искренне полюбил самарцев, Волгу, ее изумительный колорит, своеобразный, порой непростой нрав местных жителей.

В 1997 году я был удостоен сана архиепископа. В 2009 году исполнилось 20 лет моей епископской хиротонии. Имею ряд церковных и светских наград. Но главная награда для меня - то, что душа народная оттаяла, стала восприимчивой к Слову Божьему.

В этом году Самарская епархия и губерния отмечают 160-летие. Вот уже почти двадцать лет, как Вы стоите во главе нашей кафедры. Каков масштаб изменений, произошедших за этот с рок - немалый для человека, но совершенно незначительный в масштабах истории?

- Это были десятилетия, названные «вторым Крещением» Руси, избавляющейся от ига безбожия. Начал я на Самарской земле, как мне казалось, с главного: с воссоздания полностью разрушенной системы подготовки пастырей. В Самаре открылось епархиальное училище, которое вскоре получило статус Духовной семинарии. В те годы мы вступили в период перестройки, демократизации и гласности. Власти стали прислушиваться к чаяниям верующих, постепенно ушли в прошлое враждебность к Церкви и к духовенству, нам стали помогать. Училище через два года стало семинарией, и я взял бразды правления на себя.

Слава Богу, за эти годы во многом мы преуспели. Прежде всего, я стремился объединить все интеллектуальные силы области, как духовные, так и светские в борьбе за достижение общей цели: в воссоздании образа Божия в каждом человеке. Эта благородная цель может быть достигнута только через максимальное насыщение образовательного процесса нашим духовным наследием. Семинария стала эффективной базой для проведения крупных просветительских мероприятий: конференций, симпозиумов, церковно-государственных форумов с подключением общеобразовательной и высшей школы. Вскоре мы создали вместе с Самарским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования систему формирования преподавателей «Основ православной культуры». За эти годы выпущено много сотен специалистов, которые теперь могут квалифицированно преподавать этот предмет. Пока шла полемика, вводить или нет ОПК в образовательное пространство, мы у нас в регионе безо всякой шумихи делали свое дело, и теперь у губернии есть неоценимый опыт внедрения духовно-нравственных дисциплин в учебные планы средней и высшей школы.

На стыке тысячелетий повсюду в России, и, Божией милостью, у нас в Самарско-Сызранской епархии строились и продолжают воздвигаться храмы и монастыри, налаживается литургическая жизнь, постепенно воцерковляется народ, множатся дела милосердия и благотворительности. А тогда в 1993 году пришлось начинать, действительно, почти с нуля. На всю Самару было всего несколько храмов, еще немного насчитывалось по области, сотни стояли в руинах. А сегодня Самарская епархия - это более четырехсот священнослужителей, 340 приходов и семь монастырей. Слава Богу за все!

Территориально епархия сегодня разделена на 26 благочиннических округов, в структуре епархии 11 отделов, богословская комиссия, действует епархиальный церковный суд.

Традиционно важнейшими направлениями для нас являются социальная работа, которая ведется на всех приходах совместно с местными властями. Это повседневная забота, прежде всего, о детях-сиротах и стариках, попечение о многодетных, о болящих. Приоритет отдается социально ориентированным приходам и крупным социальным проектам. Непрестанное внимание уделяется вопросам духовного просвещения общества, развитию и совершенствованию системы духовного и светского образования.

С 1994 года в Самаре функционирует семинария, как я уже упоминал. К старому зданию в 2000 году был пристроен новый каменный комплекс зданий с жилыми и учебными помещениями. Самарская Православная Духовная Семинария за эти годы не только заслужила авторитет одного из наиболее известных духовных учебных заведений России, но и стала центром научной и просветительской деятельности в Поволжском регионе. Духовная семинария активно взаимодействует с ведущими вузами области и выступает одним из учредителей межвузовских кафедр православной педагогики и психологии, а также теологии и истории религий. Основной целью этих двух межвузовских кафедр является обеспечение целостности общего и профессионального образования в образовательных учреждениях Самарской области путем введения теологического компонента в содержание образовательных программ, подготовка и переподготовка кадров по специальностям «теология» и «религиоведение», повышение квалификации педагогов и духовного потенциала всего общества.

Как ректор семинарии, я вхожу в Совет ректоров вузов области.

Самарская Православная Духовная семинария совместно с государственными учреждениями и общественными организациями проводит научные и методические семинары, конференции, круглые столы, готовит к изданию учебную, специальную, справочную и методическую литературу, сборники материалов конференций. Благодаря поддержке Правительства Самарской области библиотеки каждого образовательного учреждения пополняются литературой духовного содержания.

Перспективы развития сферы духовно-нравственного образования мы связываем с открытием Поволжского Православного института. При непосредственном участии Правительства Самарской области началось строительство Поволжского Православного института имени святителя Алексия, митрополита Московского в городе Тольятти. Этот институт станет третьим высшим учебным заведением в России, целью которого является подготовка просвещенной, патриотически настроенной, широко образованной молодежи.

Новым важным направлением стало создание в городах и районах области сети детских духовно-образовательных центров. Их существует уже более шестидесяти.

Епархия имеет соглашения о сотрудничестве с рядом областных министерств, с крупнейшими муниципалитетами, с федеральными и региональными структурами, с Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области. Представители самарского духовенства принимают участие в работе Военного совета Второй армии Приволжско-Уральского военного округа, расквартированной в губернии. Соглашение о сотрудничестве подписано также между епархией и командованием Уральской армией ВВС и ПВО.

Не оставлены без внимания и вопросы культуры. В Церковно-историческом музее епархии, расположенном в семинарии, регулярно проходят представительные выставки и конференции. Совместно с правительством области епархия учредила мужской студенческий хор «София».

Все громче заявляют о себе Региональная общественная организация «Самара Православная», объединяюшая свыше семи тысяч самарцев, православное молодежное движение, в котором принимают участие сотни юношей и девушек.

Епархия ведет большую информационно-миссионерскую деятельность, выходят православные газеты и журналы, радио-и телепередачи, развиваются Интернет-ресурсы.

Большинство материалов этого юбилейного номера журнала «Духовный Собеседник», так или иначе, затрагивают проблематику «Русского мира». По вашему мнению, владыка, что же это такое - «Русский мир»?

- Лучше я приведу хорошо известные в науке и литературе мнения на этот счет выдающихся наших соотечественников. Например, великий драматург А. Н. Островский так трактует понятие «Русский мир»: «человеческое сообщество православных христиан, живущих в единстве веры, обрядности и обычаев». Трудно с ним не согласиться.Есть и другие определения, но все они признают главное: «Русский мир» некое трансконтинентальное сообщество, объединённое причастностью к России и лояльностью к русской культуре. Причем, определение «русский» указывает скорее на исторические корни общности, берущей своё начало в древней Руси, чем на этнический состав, а в понятие «мир» обычно вкладывают значение «весь свет», «все люди», как в названии главного романа Льва Толстого.

В более широком смысле «Русский мир» понимается как глобальный культурно-цивилизационный «континент», состоящий из России - материнского государства и русского Зарубежья. На его территории – в духовном смысле – объединяются люди, ощущающие себя русскими, любящие и знающие русскую культуру, духовно связанные с Россией. Мне лично по душе, когда «Русский мир» называют «единым миром восточно-христианской Православной цивилизации».

Существуют ли границы «Русского мира»? Совпадают ли они с пределами России (государственно-территориальными, историческими, иными)?

- «Россия, Украина, Беларусь - это и есть Святая Русь!» — эти слова любит повторять Святейший Патриарх Кирилл, первым их произнес, по церковному преданию, преподобный Лаврентий Черниговский. Но к «Русскому миру» помимо России, Украины и Белоруссии причисляют также и Молдову, а на торжественном приёме по случаю празднования Дня православного казачества в прошлом году Патриарх указал на то, что к пространству Святой Руси, а значит, и «Русского мира» следует относить также Казахстан. В любом случае центром этой духовной общности является современная Россия, а сама эта общность не заключена в пределах каких-либо государств. Чтобы попытаться определить эти границы, необходимо задуматься, не совпадает ли территория «Русского мира» с канонической территорией Русской Православной Церкви? Традиционно всякая Поместная Церковь понимается как Церковь того или иного народа, а не как Церковь, находящаяся на той или иной территории. При этом, разумеется, не следует прекраснодушничать, впадать в беспочвенный идеализм. Сколь угодно тесная духовная общность людей, принадлежащих к «Русскому миру», без четко очерченных территорий, на которых проживает русский народ, не в состоянии обеспечить его жизнеспособности.

К истории вопроса. В начале девяностых в прошлом веке, когда распался Советский Союз, и наша держава понесла колоссальные территориальные потери, Русская Церковь со всей определенностью поставила вопрос о границах «Русского мира». Для этого и был введен в употребление термин «каноническая территория», которого до этого времени не знало Церковное право. Теория канонической территории была сформулирована в Отделе внешних церковных связей, который в то время возглавлял митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл — ныне Святейший Патриарх. В своей речи на Интронизации он обозначил данную проблему в следующих словах:

«Патриарх — защитник внешних канонических рубежей Церкви. Это служение приобретает особое значение в той ситуации, которая возникла после образования независимых государств на пространстве «исторической Руси». Уважая их суверенитет и радея о благе каждого из этих государств, Патриарх в то же время призван заботиться о сохранении и укреплении духовных связей между населяющими их народами во имя сбережения той системы ценностей, которую являет миру единая православная цивилизация Святой Руси».

Итак, принцип идентификации Поместных Церквей, основанный на том, что народ, осознающий себя православным, составляет основу Поместной Церкви, предполагает также необходимость для этого народа иметь собственную государственность. Без суверенитета государственного трудно, если вообще возможно, обеспечить суверенитет церковный. В соответствии с этим, само собой разумеется, что русский народ должен жить в русском государстве и окормляться Русской Церковью. Именно так в целом и было до революции 1917 года.

В ХХ веке в связи с распадом Российской империи Русская Церковь утратила значительную часть своей канонической территории, но при этом в большинстве случаев она добровольно предоставляла отделявшимся от нее окраинам самостоятельность.

Полезно отметить, что на сегодняшний день, территория, которая объявляется Русской Православной Церковью как канонически ей принадлежащая, практически полностью совпадает с территорией Российской империи перед революцией 1917 года. Исключение составляют Финляндия, Польша и Грузия. В этом смысле Русская Православная Церковь выступает единственной хранительницей духовного наследия Российской империи. Очевидно, что и принцип сохранения канонической территории в своей основе тот же самый — Русская Церковь осознает себя ответственной за духовное попечение проживающих на этой территории людей, воспитанных в Православии. Исследователи этой проблемы резонно замечают, что церковным синонимом понятий «Русский мир», Русская цивилизация, выступает понятие Русь. В этом смысле данное понятие используется в полном титуле нашего Патриарха.

Что определяет своеобразие и особенности «Русского мира»?

- Они в общности духовных ценностей, в веками копившемся опыте их воплощения в жизнь. Уникальным является само сочетание качеств, которые чтятся у нас в Православии. Наряду с крепостью веры, стремлением к свободе, самосовершенствованию, справедливости, любовью к Отечеству, уважением к старшим, которые присущи почти всем известным религиозно-философским системам, у нас ценятся еще такие качества как смирение, целомудрие, кротость, соборность, самопожертвование. Эти последние, зачастую, совершенно непонятны представителям иных традиций, например, протестантской.

Такая своеобразная система ценностей задает, по слову Святейшего Патриарха Кирилла, «общие координаты мышления в богословии, философии, социальной мысли, естественно-научном исследовании».

Наше своеобразие и особенности духовности не могли не сказаться на культуре и искусстве во всех сферах и жанрах. Вот откуда проистекает неиссякаемый интерес Запада, например, к Достоевскому. Некоторые персонажи его романов и повестей - совершенно загадочны и новы для европейского или американского читателя. Карамазовы, с их богоискательством, Раскольников с его внутренней раздвоенностью, князь Мышкин с его истинно христианской незлобивостью. Непонятен и потому влечет иностранцев мир Достоевского. А ведь это – «Русский мир»!

Не только достижения литературы, но и другие проявления национального русского гения поражают человечество своим масштабом и самобытностью. Взять наших ученых, изобретателей, исследователей космоса. Своими великими открытиями и изобретениями, давно ставшими достоянием всего человечества, они обязаны тому самому «русскому духу», о котором писал А.С.Пушкин.

Неотъемлемой частью русской культуры являются также принципы построения общества и неповторимые черты нашего традиционного образа жизни, которые мы, к сожалению, утрачиваем.

Соборная память у нас тоже специфична. Больше нигде в мире так не почитаются угодники Божии, преподобные (уподобившиеся Божьему образу), мученики, страстотерпцы, исповедники, блаженные.

Наши дети веками воспитывались на житиях святых. Традиционная для России система образования была крепка православным укладом воспитания детей в общеобразовательной школе. В советское время дети, по крайне мере, были отвлечены от улицы с ее пороками с помощью разнообразных кружков и секций. Объединить эти две утраченные формы воспитания в одну решили мы в Самарской области. Как я уже говорил в начале, у нас создана сеть детских духовно-образовательных центров, призванных заместить рухнувшую в одночасье систему дополнительного образования и, что важно, обогатить ее православным содержанием, нашими бесценными традициями. Базовым для всей сети стал Детский епархиальный образовательный центр в Самаре. Ныне в нем обучается и проводит свободное время 800 детей. Эти дети спасены для общества. Наша цель – добиться того, чтобы в каждом городском и сельском районе губернии, а в дальнейшем, может быть, и всей России, был создан хотя бы один такой уютный дом для детей и юношества.

Церковь, семья и школа, помогая друг другу, должны решить самую главную для «Русского мира» задачу – воспитать достойных наследников великой Православной цивилизации. Вооружить их перед лицом неслыханных вызовов третьего тысячелетия верой и стойкостью, знаниями и мужеством. Только такому поколению окажется под силу удержать в руках штурвал русского корабля в грядущих бурях.

Поистине важнейшую роль в передаче наследия русской цивилизации играют общие принципы построения системы образования и воспитания. Они тесным образом связаны с религиозной традицией и ориентированы на получение всестороннего знания и формирование личности, открытой к исследованию и творчеству. В эпоху бурного развития электронных средств коммуникации и информации все большее значение приобретает обустройство информационных носителей и сетей, которые бы сохраняли, распространяли и знакомили людей с русской цивилизационной традицией. Странно, что даже многими патриотами как данность воспринимается англоязычность Интернет-пространства, наша зависимость от западных компьютерных программ и технологий. Всестороннее развитие доменной зоны на русском языке, повсеместное использование кириллицы при общении в сети – таким должен стать наш адекватный ответ на вызовы глобализации.

Каково место и значение «Русского мира» в истории человечества?

География пространства русской культуры уже давно совпадает с географией всего мира. Православная вера и культура «Русского мира» задают один из главных векторов развития человечества. Дело не просто в широком распространении русской культуры, а в том, что она вобрала в себя даже первоначально чужеродное, не свое. Так русским городом в какой-то мере можно назвать и Париж, и Берлин, и Вену, не говоря уже о Белграде или Софии… Важно понимать, что носителями русской культуры могут быть – и бывают - необязательно русские. Это и понятно: русская культура открыта для всех, наднациональна по сути своей. Вряд ли кто-то станет оспаривать, что нашей культуре принадлежат и авторы, творящие на иных языках, но ощущающие себя частью «Русского мира». Нет ничего случайного и в том, что до сих пор многие в Европе, Азии и Америке пишут на русском языке. Весьма характерно, что включение иных городов, стран или отдельных личностей в контекст русской культуры происходит безо всякого ущерба для них. Скорее они обогащаются при соприкосновении с великой византийско-русской православной цивилизацией, что, собственно, и предполагается Евангельскими словами « идите и научите все народы…» Возможно, что именно в третьем тысячелетии, когда ревизии подвергаются даже базовые ценности, когда волна кризисов грозит потопить Ноев ковчег «постхристианского мира», пред взором утопающих в пучине безверия европейцев и американцев истинным блеском засияют нетленные сокровища, веками хранимые в лоне русской культуры, в ареале «Русского мира»

Показательно, что даже самые яростные критики «русской идеи» соглашаются, что единственное не подверженное девальвации (в отличие от нашей экономики, политики, науки) – это наша религия, наша культура, к которым все больше тянутся миллионы людей за рубежом.

Каковы внутренние и внешние проблемы, стоящие перед «Русским миром»?

- Все мы свидетели того, что кризис духовности и, как следствие, экономики и политики, не обошел и страны, традиционно относящиеся к «Русскому миру». Для нас, православных христиан, очевидны глубинные предпосылки сложных кризисных явлений, которые затронули все регионы России, в том числе нашу губернию, негативно отразились на судьбах миллионов людей. Эта нравственная деградация общества, безудержное стремление к богатству любой ценой, включая обман, коррупцию, криминал, несправедливое распределение сверхприбылей, вопиющее имущественное неравенство. Очевидно, что любая деятельность, и хозяйственная в том числе, должна вестись на прочной нравственной основе. Приоритет всегда принадлежит духу, духовному развитию. Стремление к самообогащению, к достижению личного успеха любой ценой, социальный эгоизм - все это чуждо православному мировоззрению. Поэтому Церковь так заботит вопрос бедности и социального неравенства. К сожалению, сегодня честная работа плохо оплачивается, достойная жизнь для многих недостижима, особенно для стариков и молодежи.

Долг духовенства в том, чтобы призывать власть имеющих и обеспеченных людей к милосердию и ответственность перед Богом, Отечеством и обществом. Чтобы они проявляли реальную заботу об улучшении условий труда и жизни работников, об их медицинском обслуживании и образовании. Слово Божие наставляет и предостерегает работодателя: «не обижай наемника, бедного и нищего… чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха» (Второзаконие 24, 14-15).

Надо неустанно напоминать власть предержащим, предпринимателям и просто состоятельным людям, что только совестливое отношение к ближним принесет долговременный успех и Божие благословение. Важно помнить, что единая задача Церкви, власти и общества состоит в недопущении социальных потрясений.

Только тогда Россия и православные страны, находящиеся в поле ее духовного притяжения станут деятельным примером для всего мира – как следует жить, работать, вести дела, полагаясь на Бога и следуя его заповедям. Воистину величайший принцип подхода к вопросам экономики и политики предложил нам Сам Господь Спаситель, когда сказал: «Ищите прежде всего Царствия Божия, и прочее приложится вам…»

Как относятся к «Русскому миру» представители иных этнокультурных и конфессиональных традиций? Чем объясняется все возрастающий интерес к проблематике «Русского мира» у нас в стране и за рубежом? Есть ли у «Русского мира» свои союзники и друзья, а также враждебно настроенные сообщества?

- В последнее время понятие «Русский мир» получает все большее распространение в общественных, научных и церковных кругах, активно используется политиками, священнослужителями и общественными деятелями. Так, еще в 2007 году в целях популяризации русского языка, являющегося национальным достоянием России и важным элементом российской и мировой культуры, а также для поддержки программ изучения русского языка за рубежом был создан одноименный фонд, учредителями которого выступили Министерство иностранных дел и Министерство образования и науки РФ. Создатели этого проекта формулируют его идеологию следующим образом: «Русский мир» — это не только русские, не только наши соотечественники в странах ближнего и дальнего зарубежья, эмигранты, выходцы из России и их потомки. Это ещё и иностранные граждане, говорящие на русском языке, изучающие или преподающие его, все те, кто искренне интересуется Россией, кого волнует её будущее. В их понимании – и в этом с ними согласны иерархи нашей Церкви - «Русский мир» должен быть не воздыханиями о прошлом величии, а деятельным, мобилизующим средством устроения лучшего будущего для великого народа, живущего в мире с собой и остальными.

Отрадно уже само стремление современного Российского государства, его властей привить обществу понятие «Русский мир», поскольку в идеологическом вакууме, образовавшемся после распада СССР, мы все острее ощущаем нехватку объединяющей национальной идеи. Русской идеи. Ф.М. Достоевский писал, что русский — значит православный. Однако стоит повторить, что русские – особый этнос, в более широком смысле слова. Русским может ощущать себя и белорус, и украинец, и болгарин, и серб, и грузин, и татарин. Один ученый предложил использовать в рассуждениях на эту тему форму «древа», как в генеалогии. Тогда ветвями «русского древа» становятся десятки, если не сотни, народностей, как больших, так и малых.

К тому же Православие — это религия свободы, у нас нет места гонениям за иную веру. Именно благодаря этому принципу в границах «Русского мира» свободно себя чувствуют последователи иных конфессий. Поэтому можно смело сказать, что у «Русского мира» гораздо больше друзей, чем врагов, причем первых становится все больше.

Бесспорно, в мире немало сил, злобствующих на Христа и Его Церковь, а значит и на Россию с орбитой ее влияния. Много желающих присвоить себе наши богатства, территории, покуситься на единство Церкви, на ее канонические территории. Основным, хотя и не единственным оппонентом, оспаривающим наше верховенство на нашей же канонической территории, выступает Константинопольский Патриархат, который считает, что в его юрисдикцию входит вся вселенная — «ойкумена». К счастью, усилиями Святейшего Патриарха Кирилла отношения с Константинопольским Патриархатом постепенно улучшаются.

Есть еще одно важное обстоятельство, объясняющее тот факт, что понятие «Русского мира» вошло в нашу жизнь сравнительно недавно. «Русский мир», как известно, включает в себя два базовых элемента - Россию и русское зарубежье. Отношения между этими двумя составляющими долгое время были, мягко говоря, прохладными, особенно в советские годы. Вопрос существования многочисленного русского зарубежья на исторической родине замалчивался, в общественно-политической лексике отсутствовало понятие «соотечественник за рубежом». На протяжении нескольких десятилетий в стране пропагандировался тезис о том, что эмигрировавшие сограждане являются недругами советского народа и государства. Осознание важности русского зарубежья произошло в нашей стране лишь в 90-е годы XX века. Тематика сотрудничества России с зарубежными соотечественниками стала часто подниматься в выступлениях первых лиц государства. Пришло четкое понимание того, что соотечественники, постоянно проживающие за рубежом, - это большой политический, экономический, интеллектуальный и демографический ресурс нашей страны, который продолжительное время оставался без внимания. Использование потенциала «Русского мира» должно привести к усилению влияния России на международные процессы, сохранению этнокультурной самобытности российского этноса. Успешное развитие «Русского мира», сохранение российского геополитического и культурного пространства обусловлено многими факторами и один из них - опора на науку, в том числе, конечно, богословскую.

Какова роль Православия и Православной Церкви в жизни «Русского мира»?

- На протяжении всей своей тысячелетней истории наша Церковь непрестанно заботилась о духовном просвещении и благе не только России, но и всего «Русского мира». Только благодаря Православной вере наш народ смог создать единое цивилизационное пространство, в котором мы живем и трудимся. Веками складывалась русская православная традиция, шлифовался и совершенствовался идеал Святой Руси. Конечно, на все времена действенны апостольские слова: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28).Однако каждый народ сохраняет в христианстве свои этнические и культурные особенности, развивает их. Но на этом жизнь национальной духовной традиции не останавливается. Когда она входит в соприкосновение с реальной жизнью народа, то она содействует формированию культуры, которая определяет цели, правила и ценности общественной и частной жизни людей. Но и это еще не предел. Следующим шагом развития духовной традиции может стать формирование цивилизационной традиции, которая уже переходит границы одного народа и генерирует способы духовной и материальной жизни, объединяющие в одно общество людей разных этносов и религий. Это высший, всечеловеческий, уровень общественного бытия, который возможен в рамах грешного мира. Он может быть порожден только вселенской верой, которой и является Святое Православие. В прошлом в православном мире примером такой цивилизации была Византийская цивилизация. Именно по ее образцу формировалась Русская цивилизация, которая всегда осознавала себя как ее продолжательница.

Русская Церковь – живой и неиссякаемый источник внутренней энергии «Русского мира». Ее колоссальный духовный опыт – наше главное достояние. Это не принижает вклад иных верований в здание нашей государственности. Просто есть несущие конструкции, а есть – элементы отделки и декора. Без них тоже не обойтись, но, однако, дом и без них не упадет. Думаю, такая аналогия со строительной отраслью вполне уместна, и на нее не нужно обижаться.

Кто на Ваш взгляд по-настоящему изучает «Русский мир»? Назовите основные труды, которые по праву могут быть названы лучшими исследованиями в этой области на рубеже XX – XXI вв.?

- Деятельность по сохранению и развитию «Русского мира» - прежде всего деятельность по распространению и утверждению русского языка. Для этой цели Россией создан ряд правительственных и неправительственных организаций, большая работа ведётся и по линии Русской Православной Церкви. Положительной оценки заслуживает деятельность уже упоминавшегося фонда «Русский мир», финансируемого государством.

Тематике русского зарубежья и формирования российской цивилизации в целом ученые уделяли внимание еще в XIX веке. Существенный вклад в развитие подобных идей в разное время внесли такие ученые, как Г.В.Вернадский, Л.Н.Гумилев, Н.Я.Данилевский, П.Н.Савицкий и многие другие. И в наши дни существуют и множатся интересные работы в сфере проблематики «Русского мира».

При изучении феномена «Русского мира» особое место отводится исследованиям в области российской эмиграции. В советский период вопрос эмиграции в нашей стране был под негласным запретом. Первые исследования появились лишь в середине 1950-х годов. Но они, к сожалению, несли на себе печать идеологической зашоренности. Среди первых исследователей русского зарубежья можно выделить Л.Г. Дейча, Л.П. Карсавина, П.Е. Ковалевского. Лишь в последние десятилетия русская эмиграция «первой волны» стала оцениваться адекватно, а не в «марксистско-ленинском» стиле. В частности, истории русской эмиграции посвящена книга «Российская научная эмиграция. Двадцать портретов», вышедшая под редакцией Г.М.Бонгарда - Левина и В.Е.Захарова. В этом труде описана жизнь и творчество двадцати представителей российской науки, выехавших из России в период после Октябрьской революции.

Принципиально новый подход к русскому зарубежью можно видеть в работах, опубликованных в постсоветский период. В самые последние годы вышли в свет сборники материалов об истории и современности российской диаспоры: «Русские Казахстана», «Русские судьбы Эстонии», «Россияне в Узбекистане», «Российские соотечественники в Турции: история и современность», «Русские в Германии», «Русские в Скандинавии. Дания, Норвегия, Швеция» и многие другие. В этих изданиях оцениваются вклад российских соотечественников в историю страны проживания, даются биографии выдающихся наших соотечественников, описывается современная жизнь русской диаспоры.

Существенный вклад в изучение основ «Русского мира», внесли Н.А. Нарочницкая и В.А.Никонов. В монографии «Россия и русские в мировой истории» Н.А. Нарочницкая, которая, кстати, принимала участие в нескольких церковно-государственных форумах у нас в Самаре, рассматривает историю международных отношений Российского государства в контексте изменений религиозно-философской картины мира, дает глубокий анализ диалога наших «западников» и «славянофилов», стремится определить место России и русских в бурно меняющемся мире.

Каким Вам видится будущее «Русского мира»?

- Наша цивилизация располагает всем, чтобы уверенно смотреть в будущее. Главное наше богатство - общая вера и менталитет. Вокруг русского народа (надеюсь и молю о том Бога) вновь соберется могучая семья братских народов. Да это уже и происходит. Страны «Русского мира» являют собой пространство, где нет «бедных родственников» и «дальней родни». Мы одинаково любим и уважаем самые многочисленные и самые малые народы. Между прочим, этот опыт может научить все человечество, как по-братски, в любви и заботе, выживать в эпоху катаклизмов.

Во многом это будущее зависит и от нас, пастырей Церкви Христовой, особенно от тех, кто имеет постоянное общение с молодым поколением. Чтобы правильно рассуждать о будущем России и всего «Русского мира», необходимо иметь в виду, что наступила совершенно другая, не похожая ни на какие прежние времена эпоха, когда от нас требуется отдать все силы именно заботе о воспитании молодежи. Сегодня через средства массовой информации, интернет, компьютерные игры в мир приходит множество соблазнов, которым трудно противостоять не только детям, но порой и взрослым. Людей приучают к мысли, что человеческая жизнь ничего не стоит. В сериалах, которые демонстрируются по телевидению, рекой льется кровь, пропагандируется насилие, жестокость и безнравственность. Мы должны утвердить в душах детей и молодежи христианский идеал, причем не теоретический, отвлеченный, а практический, то есть свидетельствовать им своей жизнью о том, что есть христианство. Если папа и мама — настоящие христиане, то их ребенок не может поддаться никакому дурному влиянию.

Необходимо распространять накопленный Церковью опыт воспитания молодежи, обобщать и делать общедоступной информацию о современной практике общения с детьми в епархиях и приходах. Для этого очень полезно выпускать как труды отцов и учителей Церкви, так и работы богословов, педагогов, социологов, психологов — специалистов в данной области. Полезным представляется проведение семинаров для тех, кто непосредственно занимается воспитанием, то есть для родителей, педагогов и пастырей, которым следует не только проявлять заботу о возрождении и укреплении семьи, но и противостоять ее распаду, начавшемуся в годы государственного атеизма и продолжающемуся ныне под воздействием культа эгоизма, потребительства и безответственности.

Это направление у нас в Самарской епархии достаточно развито, но и здесь нужно развиваться. В частности, нуждается в улучшении подготовка помощников по молодежному служению на приходе. Надеюсь, что наши священники, ведущие работу с молодежью, наладят в ближайшее время эту подготовку с помощью специалистов Самарской православной Духовной семинарии и Самарского институтам повышения квалификации работников образования.

Наш пример, к счастью, не уникален. Плодотворно трудятся на ниве духовного образования и воспитания и в Белгороде, и в Нижнем Новгороде, и в Екатеринбурге, и на Кубани, повсюду. Именно в провинции, в исконных, старинных епархиях РПЦ, где происходит пробуждение цивилизационного сознания, закладывается будущее «Русского мира». Лучшее развитие - это развитие «снизу вверх», а не наоборот. Если наши сограждане: педагоги, врачи, ученые, крестьяне, студенчество «на местах» ощутят свою причастность к великой истории, к свершениям сегодняшнего дня, то и наше будущее можно считать обеспеченным.

Обобщенно отвечая на этот вопрос, можно сказать, что «Русский мир» имеет серьезные перспективы развития в глобальном масштабе. Поэтому научное осмысление понятия «Русский мир» и проблем его формирования актуально особенно сейчас, когда очевидными становятся изменения в мировой политике, когда на наших глазах перераспределяются роли среди ведущих держав, к числу которых, безусловно, относятся Россия и другие славянские страны.