Православный интернет-портал «Древо крестное»

Призвание - нести свет людям

В канун Светлого Христова Воскресения мы встретились с Митрополитом Самарским и Сызранским Сергием. В этом году в Пасхальные дни все верные чада Русской Православной Церкви нашей митрополии будут иметь возможность поздравить своего любимого Владыку с 25-летием его архиерейской хиротонии. Это и определило ход беседы, ее духовную направленность.

По слову Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Церковь не случайно называет архипастырей святителями: не потому, что уже при жизни они все стяжали святость — подвиг их веры известен только Богу, — но называет их так, выражая глубокое почтение к высоте их призвания быть светильниками веры, то есть образцами веры, носителями и проповедниками Истины Христовой, не взирая ни на какие внешние обстоятельства. И даже когда исповедничество и проповедь истины Христовой сопрягаются с тягчайшими жизненными условиями, когда это становится опасным и даже смертельно опасным, епископ продолжает нести свет людям.

Власть епископа в Церкви — это не то же, что власть светская. Церковная власть — совершенно иной природы. В ее основе не принуждение, не сила оружия, не желание господствовать и подчинять. В ее основе — любовь: любовь отца к детям, учителя к своим подопечным, пастыря к пасомым.

Поэтому, каждое слово святителя всегда дышит любовью к человеку, и покоряет тех, кто слушает архипастыря, ибо исходит не только от академической учености, но и от сердца, и от личного духовного опыта, от постоянного молитвенного общения с Господом.

— Ваше Высокопреосвященство, мы беседуем с Вами накануне светлого праздника Пасхи. И так Богу было угодно, что в Вашей жизни многие важные события также связаны с этим радостным праздников праздником. В эти наступающие пасхальные дни исполняется 25 лет Вашего архиерейского служения, с чем мы Вас от всей души поздравляем!

Каково это, четверть века быть архипастырем? И какие события из этого времени Вам наиболее памятны?

— Еще в начале первых веков, когда разрабатывалась структура иерархии, церковной власти, когда это была Церковь гонимая, прозвучали слова апостола Павла: «Епископства желаешь - мученичества желаешь». Ныне это может быть и безкровное мученичество, но реальная напряженная работа, прежде всего над самим собой, устремление сил души к Богу. А это всегда сопряжено с трудностями, плюс накладывает отпечаток и административная работа.

Чтобы духовно возрастать в Боге, о чем свидетельствует апостол Павел, говоривший о себе «не я живу, а живет во мне Христос», необходимо, конечно, уединение, особенно сильно это чувствуешь с годами, с течением времени. А тут ответственность великая за паству, за митрополию. Конечно, хочется успеть сделать очень многое, но неумолимое время так быстро бежит, что не успеваешь реализовать все задуманные проекты.

Наше общество вновь переживает переходный период, потому что все еще не определено. Мы все видим, что нет до сих пор общепризнанной национальной идеологии, каковой может быть только православная идея. Да, Церковь привлекают к разнообразным сферам жизни, Ее представителям открыты пути в самые важные структурообразующие слои общества. Но правильные понятия о Церкви в обществе были утрачены и только восстанавливаются. К сожалению, этот процесс идет медленно, нам постоянно мешают воспитывать основы православной веры и культуры в нашей молодежи, в детях. Очень много разговоров и благих намерений, особенно в Минобрнауки, но реального движения вперед мы не наблюдаем.

Мы сами пытаемся, на нашем, церковном уровне, влиять на эти вялотекущие процессы, например, в ходе Рождественских чтений, которые собирают достойнейших людей. Они всегда проходят торжественно, начинаются традиционно Патриаршим богослужением, после которого проходит пленарное заседание в Кремлевском дворце съездов, который вмещает 7 000 человек.

Ответственность за будущее страны, за молодое поколение постоянно возрастает у любого архипастыря. А ведь нужно и о своей душе болезновать, работать над собой…Конечно, не всегда можно совместить внутренний мир и хлопоты по обустройству епархии, семинарии, нервное напряжение порой бывает просто запредельное.

Иной раз приходится проявлять строгость, требовательность.

Потом скорбишь вечером, после рабочего дня. Только молитва несет утешение, дает внутреннее успокоение, надежду, что Господь поможет. Ведь удивительное дело: иногда понимаешь, что это вот - не твое, какая-то сила внутри тебя мешает сделать все правильно. И как говорит апостол Павел, «чего хочу, того не делаю, чего не хочу, то делаю». И в нем. Великом апостоле жила эта противоборствующая сила.

Вы правы: в моей жизни много важных событий связано с Пасхой. И рукоположение в сан дьякона после окончания Академии, и епископская хиротония на Пасхальной седмице, в праздник иконы Божией Матери «Живоносный источник». А ведь Она – действительно единственный наш источник радости и божественного упования, что Господь с тобой и тебя ведет. Бывают, конечно, иногда внутренние скорби, что-то не согласуется с твоим душевным состоянием. Но и в них есть утешение, если видеть повсюду и во всем промысел Божий. Конечно, нужно знать и свою греховную сторону, которая есть у каждого. От нашей греховной воли происходят огорчения наших близких: где-то не воздержался, резко ответил…

Бывает и ревность не по разуму. Надо во всем полагаться на Господа и Его святую волю. Тогда соотношение временного и вечного видишь ясно и совершаешь меньше ошибок.

Конечно, Пасха это всегда радость, торжество из торжеств, всегда согревает этот праздник. Как и все, в пасхальные дни я утешаюсь и благодарю Бога.

— Когда Вам трудно, что Вы делаете в первую очередь?

— Прежде всего, это молитва, молитва успокаивает волнение внутреннего моря. Совершение Божественной литургии. Кажется, ты напряжен весь как струна, а начинаешь служить - и обретаешь внутренний мир, приходит утешение. А это очень важно, потому что когда мы всегда в напряжении, мы теряем душевные силы, опустошаем свой же собственный внутренний мир.

Люди приходят ко мне с проблемами. И это нелегко, поверьте. Ведь даже Христос удалялся в пустыню для молитвы, потому что, будучи Богочеловеком, Он страдал как человек, и для восстановления своих сил, уединялся. Об этом не раз сказано в Евангелии.

— Какими особо яркими и духовно значимыми событиями была отмечена жизнь нашей епархии в прошедшем году?

— В нашей жизни много ярких событий. Это, прежде всего, проведение научно-практических конференций совместно с высшей образовательной школой и Самарской епархией. Они помогают нам обратить взор интеллигенции на духовную сферу жизни общества. Ведь сегодня в информационном поле освещаются чаще проблемы обретения материальных благ. Это, конечно, важно: материальный достаток, благополучие. Но ведь главное – вернуть человеку образ Божий, воспитать его не потребителем, а христианином, открытым для ближних и дальних. Что сегодня навязывает нам западный мир? Потребительство. По законам рынка повсюду супермаркеты, всякие соблазны. Сколько на это потрачено средств и сил! Но человек не живет только инстинктами, он должен осознать себя исполнителем некоей Божественной задачи. Преобразить свой внутренний мир и приблизиться к Богу. Без Бога человек не может состояться.

Мы хотим, чтобы люди это помнили. Не винили кого-то другого, а прежде усматривали проблемы в самих себе. Будет меняться человек, будут меняться и взаимоотношения. Вот мы говорим о коррупции. Но ее порождают нигилизм, безнравственность, безответственность. Если Бога нет, тогда все дозволено, по словам Достоевского. Эта вседозволенность навязывается нам с Запада. Поэтому Церковь прежде всего обращает свое внимание на сферу образования в средней и высшей школе. Для этого мы и проводим эти конференции, о которых я упомянул выше. Они очень важны и приносят свои плоды. У нас ведется большая работа и в епархиальных детских образовательных центрах. Мы также ратуем за преподавание в российских школах основы православной культуры.

Непреходяще важно и строительство храмов. Благовещенский храм, Божией милостию, мы построили в течение года. Совсем недавно, на Благовещение мы освятили его. Это знаковый храм, он говорит о присутствии Божественной силы. Такой храм не только украшение местности, хотя и это присутствует, но прежде всего он пробуждает тягу к изучению нашей истории, культуры, наследия наших предков. Надеюсь, что люди будут чувствовать божественное присутствие, когда видят этот храм.

— Какие ближайшие планы у Самарской епархии?

— Среди главного - открытие в Тольятти Православного Богословского института, носящего имя Святителя Алексия. Сейчас идет активная фаза строительства. Также предстоит освящение храма Софии - Премудрости Божией, что у Ладьи на волжском берегу. Как я уже говорил, воззрение на храм пробуждает лучшие чувства. Есть планы по случаю предстоящего 700-летия преподобного Сергия Радонежского. Они касаются сферы образования и культуры. Через них даже самые черствые и эгоистичные люди проникаются идеалами Святой Руси. Так было всегда, так будет и впредь. Соработничество Государства и Святой Православной Церкви сулит благие перемены. Как бы ни пыталась скомпрометировать эти идеалы «пятая колонна», мы продолжаем, надеюсь, не без успеха делать Божие дело. Главное – не обращать внимания на беспочвенные нападки: собака лает, а караван идет.

— В конце 2010 года был принят закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»А что из имущества религиозного назначения передали на территории нашей митрополии?

— К сожалению, это не так просто, есть препятствия. Но, Божией милостию, это историческое здание бывшей нашей консистории, в котором мы с вами беседуем, ведь передано Самарской епархии? Здание учительской семинарии уже давно передано епархии, и в нем располагается Самарская Православная Духовная семинария. Некоторые здания ныне находится в ведении областного Минобразования, по закону мы не имеем права на них претендовать.

Мы не намерены затевать свары и разбирательства с кем бы то ни было. Мы исходим из того, что все должно работать на общество, на людей, на возрождение нашего народа, на укрепление в нем веры и традиций.

Слава Богу, сегодня со светскими властями у нас есть взаимопонимание, они и к нам относятся хорошо, хотя не обходится и без шероховатостей. Возникают и конфликты: например. Когда наше историческое здание приватизирует какая-то коммерческая структура и использует его для достижения собственной выгоды. Такое нам не по душе, и мы прибегаем к защите закона. Если здание используется в благотворительных или просветительских целях, мы на него не претендуем. Слава Богу, у нас нет большой необходимости в площадях, помещений у епархии достаточно. Не забудьте. Что их содержание всегда влечет издержки, в виде ремонтно-восстановительных работ, коммунальных платежей. Это крупные суммы, нам они не по карману. Тем не менее, мы планируем открыть в Самаре Классическую православную гимназию, такую как в Тольятти. Чем столица региона хуже? В этом мы видим один из приоритетов нашей работы по возвращению исторических зданий.

— Детские центры – тоже остаются приоритетом?

— Да. За счет детских центров мы планируем пополнять и кадетский корпус. Мы вместе с окружным казачеством поставили перед вышестоящим руководством в Москве вопрос об открытии в нашем регионе кадетского корпуса. Получили оттуда положительный ответ. Есть одобрение губернатора. Надеемся, в скором времени епархии и казачеству выделят помещения для обустройства этого учебного заведения. Думаю, что это будет одновременно и детский образовательный центр, которых уже много мы открыли по епархии (в основном для детей из неблагополучных семей). Воспитанники этих центров смогут потом учиться или в православной гимназии, или в кадетском корпусе. По выбору. Там их будут всем обезпечивать. Это реальный вклад в укрепление нашей обороноспособности, пополнение офицерского корпуса, который всегда считался элитой нашего общества. Главное начать, запустить. Это моя давняя мечта. Слава Богу, есть движение в нужную сторону, и работа начата. Думаю, что успех не заставит себя ждать, поскольку есть желание и хорошие люди, доброхоты, которые помогут.

— В нашей митрополии организован общественный Совет при Митрополите. Расскажите, пожалуйста, о целях и задачах этого органа, какие известные личности туда входят, и по какому принципу производился отбор кандидатов. Какие задачи ставит перед собой Совет в ближайшей и дальней перспективах? В других епархиях есть такие советы?

— В патриархии есть, а в других епархиях не слышал. Почему это возникло? Сегодня мы все озабочены сохранением нашего города, его исторической части. Более 20 лет находясь на Самарской кафедре, я всегда обращал внимание губернаторов и мэров городов, на несоблюдение и несовершенство планов застройки. Негоже в старой части Самары строить многоэтажные дома, тем самым нарушая исторический облик областной столицы. Здесь еще есть уникальные дореволюционные строения, которые можно сохранить. Ситуация такова: генеральный архитектурный план существует, но, если он не утвержден, то его легко обойти и строить там, где хочешь. За неправедную мзду проходимцам выделяют участок, а они, желая окупить «затраты», стремятся строить дома-гиганты, чуждые русской архитектуре. Поэтому возникла идея создания такого совета при митрополии. Правда есть общественный совет при губернаторе, но он загружен иными задачами. И вот я предложил организовать свой Общественный совет активным и порядочным людям – из числа друзей епархии и митрополии. Этот орган сможет влиять не только на вопросы градостроительства, но и на нравственную сферу, культурную, просветительскую, проводить благотворительные акции, концерты, устраивать выставки.

Мой голос слышат многие, но еще лучше. Когда звучит целый хор голосов лучших представителей нашей интеллигенции, активных общественников. Люди там работают не за деньги и полномочия, а за совесть. Они направляют письма руководящим лицам, губернатору или мэру, свои подписи ставят и другие известные в регионе люди. В их число входят многие ректоры вузов Самары и Тольятти, знаменитые спортсмены, писатели. Возглавляет Совет председатель Самарского отделения Союза писателей РФ Александр Витальевич Громов. У всех этих людей есть свое представление о процессах, происходящих в области и в Самаре, о больных точках. Это касается, например, качества дорог, экологии… Совет призван обращать внимание руководителей и общественности на самые значимые проблемы, вести просветительскую работу.

— Что-то уже сделано?

— После первого заседания мы направили письмо по поводу сохранения исторической части города Самары. Пример: на улице Вилоновской быстро выросло здание - монстр всем на удивление. Результат нашего обращения пока еще неизвестен. Но письмо мы отправили, просили губернатора обратить на это внимание. В центре города такие высокие дома! Нигде в Европе такого нет!

— Детские епрахиальные образовательные центры, кажется, до последнего времени были только в Белгородской и нашей губернии?

— Да, это наш почин. Теперь его подхватывают другие регионы. Мы успешно развиваем это направление, добились дотаций от Министерства образования, получаем лицензии, что очень важно. Воспитание и образование здесь даются качественные. А началось все с одного маленького центра. Теперь их десятки, при многих приходах они существуют. И думаю, ситуация впредь будет только улучшаться. И уровень преподавателей, и зарплата сейчас возросли. Если есть лицензия - платит государство. Программы занятий разработаны нами. Отчасти мы поэтому мы часто проводим научно-практические конференции: есть чем поделиться. В перспективе планируем провести большую Международную конференцию, посвященную детским образовательным центрам. Будем привлекать внимание других регионов к новым формам внешкольной работы с детьми. Это замечательно, что детей из неблагополучных семей мы уберегаем от влияния улицы.

— Какими качествами, по Вашему мнению, должен отличаться священнослужитель в наше непростое время?

— Время всегда лукаво («дни лукавы суть»), а сейчас особенно. Сейчас особенно велика ответственность пастыря перед Богом и своей совестью. Чтобы он был не наемником, не ремесленником, а истинно добрым пастырем. Конечно, соблазнов в этом мире стало больше, как и возможностей. Священник на общем фоне все же почти всегда имеет определенный достаток, а, значит, и возможности. Здесь главное - сохранить лицо пастыря, не забыть о своей миссии, о Божественном призвании. Если он утратит это, он надломится, что скажется на всей его жизни. По слову Христову, блюдите, яко опасно ходите. И особенно это относится к священнику. Повторяю, сила зла реальна и действенна. Внешнему миру этого не понять. Зато это хорошо знает всякий священник. Когда человек исповедует ему свой тяжкий грех, священник за него очень страдает, часть берет на себя. Вот почему недопустимо младостарчество, превышение своих возможностей. Главная сила священника - в послушании. Чтобы больше положенного он на себя не брал и не надломился. Всякий пастырь должен реально оценивать свои силы и набираться опыта.

— Как христианину, живущему церковной жизнью, сохранить мир в душе в то время, когда вокруг кипят политические страсти и даже военные действия?

— Будь то простой человек или пастырь, главное, молиться. В молитве происходит внутреннее очищение и стяжание Духа Святаго, Который определяет твою внутреннюю жизненную позицию. Дает умиротворение. Ибо политика - нецерковная сфера. Мы, конечно, не сторонние наблюдатели того, что происходит в обществе, но прежде ответственны за нравственную сферу. И, разумеется, священник не должен превышать своих полномочий, благословляя на какие-то надуманные конфликты или войны. Защита Отечества – дело другое, это свято. Но когда междоусобная брань, столкновения, как сейчас на Украине, где пытаются разделить исторический народ одной веры, нужно горячо молиться и уповать на Бога, чтобы Господь умирил новых руководителей Украины, напомнил им об огромной ответственности за свой народ. Ведь рано или поздно они дадут ответ за все.

Но повторяю, священник не должен вовлекаться в политические страсти. Еще когда я учился, старцы говорили о грядущем разделении. И вот оно происходит на нашем веку. Они предсказывали падение такого мощного государства как СССР, потом разделение Украины, будет и еще многое, о чем я не буду говорить. Все сбудется! Поэтому нужно всегда помнить слова Спасителя: «Блюдите, как опасно ходите».

Наводнившие Украину секты, псевдокульты – вот они-то и разложили государство. Нельзя свободу путать с произволом.

— Сегодня в обществе активно муссируется тема национализма. На Ваш взгляд, что такое национализм?

— Яркий пример подмены понятий демонстрирует Украина. Под видом свободы на Западе Украины доминируют бандеровские, националистические идеи, неприемлемые для православных. Здесь все смещается, отчасти это непросвещенность и невежество. Настоящий национализм, это любовь к своему Отечеству, истории, культуре, причастность к своей вере. Мы все родились в Киевской купели. И смешивание понятий подлинного патриотизма и нацизма недопустимо. Если патриотизм - здоровый инстинкт самосохранения, основан на любви как к своему национальному, так и к разнообразию других культур, то нацизм – воплощенная ненависть ко всему окружающему миру, к любой «чужой» этнической группе и ее традициям. Сектантское сознание «исключительности» своего клана дает повод ненавидеть, а порой и уничтожать все, что от него отличается. Это очень опасно. Мы все видим американский диктат - навязывание Америкой своих интересов всему миру. Но для русских это неприемлемо. Подлинный национализм всегда связан с любовью. Славянский, русский мир своеобразен, широк, здесь нации, народности, верования живут в мире, согласии и любви. Бог есть Любовь по имени и по существу. Поэтому нужно бояться Бога и жить в любви. Все это есть в опыте святых отцов, где нет ни малейшего намека на ненависть.

Главное для меня, цель моей жизни и пребывание в сане епископа - это просвещение нашего народа. Это не только строительство храмов, конечно, все это имеет место быть, главное - культурный аспект, пробуждение вот этой нравственной ответственности должно быть только через православную веру. Это осознание себя в Боге. Почему мы сегодня делаем акцент на детских образовательных центрах, школы, и вузах? Это попытка обратить взоры народа на наше культурное историческое наследие, на наши православные традиции, на свято-отеческий опыт Русской Православной Церкви. Это наш золотой фонд. Если мы это поймем, если используем в учебных программах, мы многого можем достигнуть.

 Ваши пожелания читателям и коллективу «Православной народной газеты».

— Я всегда с удовольствием обращаюсь к читателям вашей газеты, которая много делает для просвещения и утверждения Православной веры. Она рассчитана, прежде всего, на интеллигенцию. Многие мне говорят, что с радостью читают газету и открывают для себя что-то новое, чего раньше они не знали, другой, божественный мир.

И вот вы, каплю за каплей, доносите читателю образ Бога Распятого, Который однажды вошел в историю и стал исторической Личностью. В чем тайна Креста? Если будем видеть в Церкви только какой-то общественный, социальный институт, мы потеряем главное - тайну Креста, который – основание нашей веры. Чтобы воспринимать Крест, нужно иметь глубокую веру, промысел Божий о тебе, об этом мире и видеть волю Божию, благую и совершенную.

В преддверии Пасхи желаю сотрудникам и читателям помощи Божией! Пусть Господь осенит вас светом и радостью накануне этого дня и дарует еще более глубокие открытия в неиссякаемом кладезе веры. Желаю вам долгие годы доносить до сердца и разума нашего народа Божественную истину Воскресения Христова!

Беседовал Михаил Щербак