Православный интернет-портал «Древо крестное»

О здоровье нации (По материалам журнала «Век здоровья»)

- Владыка, с Вашей точки зрения, может ли Церковь повлиять на происходящие в нашем обществе изменения?

- Сегодня российское общество очень озабочено здоровьем нашей нации, русской в частности. Статистика свидетельствует о демографическом кризисе, происходящем в нашем государстве. Не менее трагичен и кризис личности, порождающий кризис семьи. А результат страшный: 4,5 млн. детей-сирот при живых родителях, рост наркомании, алкоголизма. Эти и многие другие факты подтверждают, что русская нация действительно находится в крайне тяжелой ситуации. Православная Церковь всегда серьезно относилась к этим проблемам. Не случайно она первая забила в набат в связи с демографическим кризисом.

Церковь ведет колоссальную социальную работу по предупреждению наркомании, алкоголизма, преступности и борьбе с ними. Так, например, священники, доброхоты-энтузиасты активно работают в учреждениях исполнения наказаний. Во многом благодаря этому Самарское ГУИН было признано в 2001 г. лучшим в России. Но это работа, направленная на устранение последствий. Главное же - начинать врачевать человеческие души с раннего детства.

Мы считаем, что общество сегодня недостаточно внимательно к школе и к детям. Много лет в стране царила идеология, разрушавшая внутренний мир человека и его стремления, породившая безверие и нигилизм. Как раз сейчас созрели ее плоды. Один из них - отторжение школы от российских исторических нравственно-религиозных ценностей. Понимая, что именно в школьные годы формируются личность, мировоззрение человека, представители Церкви сегодня занимаются духовным просвещением во многих школах.

- В чем причины болезней, с точки зрения Православной Церкви?

- По учению Церкви, человек - носитель образа и подобия Божиего, а здоровье - это дар Божий, как и сама жизнь. Потому-то люди должны относиться и к своей жизни, и к своему физическому и духовному здоровью крайне внимательно, беречь их как дар Божий, хранить себя в целостности.

Любые недуги и болезни человека, по учению Святой Церкви, - это следствие нашего греха, следствие нарушения внутренней гармонии, внутреннего духовного баланса, компромиссов со своей совестью. Если человек сохраняет свою внутреннюю целостность, если его нравственная база находится на достойном уровне, то его действия и поступки благотворно сказываются на всех, с кем он общается: и на людях, и на животных, и на растениях. Так, из истории святоотеческого наследия известно, что ко многим святым отцам свободно подходили дикие звери и никогда их не трогали. Нарушение же нравственного баланса человека отрицательно сказывается на всем окружающем мире.

То есть физическая болезнь - следствие нарушения духовного равновесия, и основной корень всякой болезни лежит в грехе. Человек, совершивший грех, закономерно страдает, прежде всего духовно. И лишь в крайне редких случаях болезнь дается человеку как испытание для укрепления его духа.

Для Церкви не приемлем языческий принцип "В здоровом теле - здоровый дух". Всем известно, что многие физически здоровые люди страдают внутренним духовным недугом.

По учению Святой Церкви, человек уже появляется на свет с первородным грехом. Поэтому врачевать испорченную природу, полученную от первых людей, мы должны прежде всего средствами духовными и церковными. Необходимо восстановить внутренний духовный баланс, гармонию внутреннего мира, а тогда восстановится и физическое здоровье.

- Но если болезнь - следствие греха и излечиться можно, только осознав грех и исповедав его, то как Церковь относится к вмешательству медицины в вопросы здоровья человека?

- Многие святые, в том числе апостол Павел, апостол Лука, владели даром врачевания. Человеку этот дар, талант вручается Богом. Церковь всегда к врачеванию и достижениям медицины как науки относилась положительно.

Чем глубже человек овладевает сферой своих знаний, тем больше он проникается пониманием, что действующие в мире законы заложены Божественным началом. Особенно это касается изучения человека как носителя образа Бога.

Медики часто видят человека в момент смерти, перехода в другую реальность, видят, как человек это воспринимает. И поэтому медики большей частью веровали и веруют. Особенно - в ученом мире. Известный физиолог Павлов, сын священника, до конца жизни был глубоко верующим человеком. А во время операций многих известных хирургов, в том числе Пирогова, служили молебны.

- Сегодня многие люди, не получив решения своих проблем от официальной медицины, обращаются к экстрасенсам. Что Вы можете им посоветовать?

- К любым видам оккультизма я отношусь отрицательно. Даже психологию, занимающуюся проблемами человеческой души, отчасти можно отнести к оккультной сфере, а что уж говорить о неприкрытых магах, экстрасенсах, пользующихся методами черной магии!

Апостол Иоанн говорит: "Возлюбленные, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире" (1Ин. 4, 1). Необходим опыт, чтобы различить, к чьей помощи прибегает врачеватель: духа Божественного начала, Божественной благодати или духа демонического, духа зла.