Православный интернет-портал «Древо крестное»

К высотам духа

- Ваше Высокопреосвященство, начнем с вопроса глобального: чем является литература для отдельного человека, конкретного народа и человечества в целом?

- В Библии сказано: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин. 1, 1), - вот оно, значение для человечества. А что касается конкретного человека, то литература имеет для нас в первую очередь воспитательное значение и является своеобразным инструментом духовного самопознания. С помощью литературных произведений мы проживаем как бы сотни и тысячи жизней, возрастаем и духовно, и интеллектуально, вбираем в себя опыт многих и многих поколений.

Но вот значение слова для конкретных народов не равновелико. Я не буду брать для примера страны, которые не дали человечеству крупных писателей. Оглянемся на Францию XIX века: поэты, которые ныне являются классиками французской и мировой литературы, издавались на родине тиражами в несколько сот экземпляров. Америка: по большому счету, до высот классической литературы с глубинным взглядом на Человека и Землю поднялся, пожалуй, лишь Фолкнер. Но стал ли он в США таким же народным, как у нас Шолохов? Нет. Англия: там разве кто-то читает Шекспира на староанглийском? А ведь он к нам по времени ближе, чем автор "Слова о полку Игореве", которое в России на древнерусском читают не только студенты-филологи. И это лишний раз говорит о том, что у нас в стране литература никогда не была просто развлечением. Хотя за годы так называемых реформ нашего читателя и пытаются затолкать в это болото. Если классическая русская литература обогащала человеческую личность, делала ее богоугодной, то сейчас многие поделки, которые вроде бы написаны на русском языке, только возбуждают страсти и отвращают человека от Бога. Но, слава Богу, влияние классической литературы на наш народ до сих пор велико, и еще больше возрастает влияние святоотеческой литературы, которая в образах святых свидетельствует духовную красоту личности.

- А существует ли какая-то грань между литературой духовной и светской, и нужна ли она?

- Грань, несомненно, существует, и она, конечно же, необходима. Но это не значит, что рассматриваемые нами сосуды - не сообщающиеся. Ведь литература светская - от слова "свет", который она должна нести и который в лучших своих образцах несет, зовет к горнему, к высотам духа. А духовная литература... По житиям святых можно изучать не только историю Православия, но и историю России, на них можно и должно воспитывать детей. И то, что люди на многие десятилетия были оторваны от святоотеческой литературы, породило кризис личности, который вылился в кризис семьи. А семья - это "малая Церковь". И поэтому не удивительно, что мы сейчас переживаем кризис общества, кризис государства. И еще. Святоотеческая литература постоянно напоминала, что жизнь земная - лишь приготовление к иному, вечному миру, и каким он будет для человека, зависит от каждого из нас.

- Сейчас все больше утверждается мнение, в том числе и в писательской среде, что художественная литература не нужна. Зачем сопереживать выдуманным персонажам, когда мы можем почитать жития святых, книги из серии "Жизнь замечательных людей" и просто исторические хроники?

- Я с этим не согласен. Еще раз напомню, что литература в России никогда не была просто изящной словесностью. Возьмем недавнее прошлое, когда у нас все пытались изобразить одной краской, а некоторые стихотворцы даже называли годом рождения нашей страны 1917. Тогда писатели, которых не очень точно и несколько уничижительно назвали "деревенщиками", творили на грани между Церковью, народным университетом и глубинным крестьянским духом. Когда Хрущев обещал показать "последнего попа", а позже будущие "прорабы перестройки" обвиняли русских писателей в антиисторизме, те все же сумели сохранить живую традицию и передать ее следующему поколению. Они способствовали сохранению православной веры на личностном уровне, они создавали и сохраняли светлый образ человека, призывали жить по закону совести. Может, у некоторых это и происходило подсознательно, на генном уровне. Вспомните слова апостола о язычниках, которые, не зная закона, языком законное творят. Так и некоторые советские писатели, не будучи религиозно воспитанными, несли в своем творчестве глубинные христианские начала.

А чего стоит красота слога, красота слова, которая дает человеку возможность самому развиваться! И здесь на первом месте должны стоять такие носители и творцы русского языка, как Пушкин и Тургенев. Нередко человек через красоту языка начинает любить и ту землю, которая воспитала его. А из века двадцатого для меня на первом месте как носители "великого и могучего" стоят Пришвин и Солоухин.

Вот эти три составляющие: вера православная, язык русский, земля родная - тот кладезь воды живой, откуда мы черпаем. К сожалению, есть литераторы, которые пытаются в него плевать. Но их участь жалка, их забывают еще при жизни. Ну кто сейчас будет читать поэму Евтушенко "Братская ГЭС"? А вот "Прощание с Матерой" Распутина, где писатель с болью изобразил, как под воду рукотворного моря уходит земля родная, - и сейчас читают, и будут читать, и произведение это уже вошло в золотой фонд литературы XX века.

- Владыка, в последнее время появляется немало литературных произведений на религиозную тему, где действующими лицами выступают священники, монахи. А в стихах то и дело встречаются слова "Бог", "храм", "крест". Насколько такие произведения, на Ваш взгляд, являются действительно художественными и нужно ли вообще писать на подобные темы?

- Я думаю, что для писателя, если он занимает высоконравственную позицию и его взгляд целомудрен, вообще не должно быть запретных тем. Если писатель хочет поднять религиозную тематику, то здесь необходимо одно немаловажное условие - он должен быть воцерковлен, иначе, сам того не желая, он может оступиться, а то и наломать таких дров! Недавно один широкоизвестный российский прозаик напечатал повесть о том, как человек из мира ушел в монастырь, где принял постриг. Но создается такое ощущение, что автор даже не ведает, что при принятии монашества человеку дают другое имя, да и вообще очень мало о монашестве знает. В этой повести - ошибка на ошибке. И, к сожалению, такие произведения - не редкость. А что говорить про стихи! Напишут в строчки слова из церковного обихода, как на елочной ветке рождественские украшения, и думают, что это уже христианские стихи. Мне время от времени приносят рукописи, чтобы я им дал архипастырское благословение, и тут, как правило, возникают такие ситуации: автор - вполне православный человек, но произведения его нехудожественны или автор высокопрофессионален, но то, что он пишет, глубоко чуждо Православию. И если человек берется за перо, чтобы описать жизнь Церкви - а это Тело Христово, - ему надо преобразиться самому, мистически ощутить себя малой частью Тела Христова. И здесь путь лежит в первую очередь через сердце, интеллект здесь - не очень надежный помощник. Вспомним Савла, который был высокообразованным человеком, убежденным иудейским проповедником и жестким гонителем христиан, пока Господь Бог не посетил его, и он преобразился в апостола Павла. Подобное должно произойти и с писателем. Настоящая литература должна приближать к тайне Богообщения.

Заметьте, что Церковь совершает путь Христа - она всегда гонима. И настоящая литература гонима. А ведь так оно и есть: вспомним судьбы великих русских писателей, вспомним судьбы великих литературных произведений прошлого века. А сегодня - кому присуждаются всевозможные премии и гранты, кому предоставляется телеэфир? Кому угодно, только не русским писателям.

- Кто, на Ваш взгляд, из современных писателей наиболее приблизился к тому уровню, каким должна обладать духовная литература?

- К сожалению, из-за загруженности мне все меньше и меньше удается читать, и я, наверное, очень многое из текущего литературного процесса упустил, но все же нельзя не отметить Владимира Крупина и Валентина Распутина. А из самарских авторов я бы назвал прозаика Алексея Солоницына и поэта Бориса Сиротина. На моих глазах возрос и выпустил с моего благословения три поэтических сборника Владимир Осипов. Но я уверен, что на Руси Великой это не единственные авторы, просто с творчеством других я не столь основательно знаком.

- А кто из писателей повлиял на Ваше становление, на Ваше мировоззрение?

- Конечно же, Федор Михайлович Достоевский. Я как-то еще в раннем возрасте проникся его словами, что поле битвы - сердце человека, где дьявол борется с Богом. В семинарские годы я писал сочинения по Достоевскому. Особенно меня поразил роман "Братья Карамазовы". Благодаря этому писателю я понял, что духовная литература должна быть обращена внутрь человека, чтобы через внутренний мир изменить внешний, а всем вызовам современного мира мы должны противопоставить кротость и смирение перед волей Божией. Тогда мы непобедимы. Из поэтов мне ближе всего Сергей Есенин, пусть он внешне и малоцерковен. Из современников наибольшее влияние оказал на меня Владимир Солоухин знаменитыми "Черными досками" и публицистикой последних лет жизни.

Люблю я и стихи Блаженнейшего Владимира (Сабодана), митрополита Киевского и всея Украины. В свое время он даже печатался в центральных журналах, правда, под псевдонимом. Об этом знали не многие, но я был в числе посвященных. Под влиянием митрополита Владимира сформировались и мои литературные вкусы. Впрочем, может, он и сейчас пишет...