Православный интернет-портал «Древо крестное»

К тайне Боговоплощения

- Ваше Высокопреосвященство, с какой целью в Самаре проводилась всероссийская конференция "Христианство-2000"?

- Таинственный рубеж тысячелетий и юбилей Боговоплощения напоминают нам: подлинные тайна свободы, тайна науки, тайна культуры открываются во Христе, Сыне и Слове Божием, Искупителе и Спасителе мира. Постижение этих тайн возможно для человека, но немыслимо без Церкви Божией, вне ее. Православие было, есть и всегда будет великой духовной традицией и потому не может быть сведено к сектантству и самозамкнутости. Оно не может оставаться собою, если утратит всю вселенскую полноту, широту, благожелательность и открытость всем людям, преображающую силу, данную апостолам по благодати Святаго Духа. И на конференции мы постарались через диалог священнослужителей и светских ученых донести до самых широких слоев красоту, богатство и историческую значимость нашей веры.

- А почему местом проведения столь значимого форума стала именно Самара?

- Наш город еще сто лет назад называли боголюбивым, чего не удостоился даже ни один из самых древних русских городов. И сейчас Самара по своему духовному уровню приближается к дореволюционному: у нас строится много новых храмов и восстанавливаются старые; возрождена семинария; в епархии выходит много православных изданий, теле- и радиопередач.

Это с одной стороны. А с другой - наш регион многонациональный и многоконфессиональный, отчего возникает немало трудностей. Я уже не говорю о наплыве всевозможных сектантов, от которых приходится отряхиваться, как от грязи. Вдруг непомерную активность стали проявлять католики, которых в области всего несколько сот человек. Например, в Тольятти они решили построить костел и открыть сразу два монастыря. И это на канонической территории Русской Православной Церкви! Да, по нынешним российским законам у нас все традиционные конфессии равны, но не все равны перед историей государства Российского. Оно ведь создавалось молитвами и подвигами православных священников, а не ксендзов и раввинов.

- Владыка, работу какой из секций Вы бы выделили особо?

- С точки зрения научной, работа каждой секции заслуживает самой высокой оценки. А с практической - на сегодняшний день наиболее значимой стала работа секции "Православие и образование". Надо отметить и работу секции "Православная Церковь в современном мире". Там поднимались такие, например, темы: "Жизнь Церкви в новых экономических и социальных условиях", "Демократия - зло или благо?", "Действительно ли свободна сегодня Православная Церковь, особенно в регионах?".

- На конференции работала секция "Православие и словесность". Некоторые богословы высказывают мнение, что художественная литература сегодня вообще не нужна, поскольку сейчас вновь открыты кладези литературы духовной...

- На мой взгляд, это крайняя точка зрения. Не только в сфере религии проявлялись духовные искания человека: им служили философия, мифология, фольклор, литература. Ведь и художественное слово может быть по-христиански духовным. Возьмем зрелого Пушкина, Достоевского... А недавно отошедший от нас Владимир Солоухин? До сих пор удивляюсь, как ему во времена жесточайшей атеистической пропаганды удалось опубликовать "Черные доски", которые сыграли огромную роль в духовном становлении целого поколения! И каждый современный писатель должен помнить, что словом можно ввести во грех и словом можно спасти.

- Ваше Высокопреосвященство, какую задачу Вы как архипастырь ставите перед собой в первую очередь?

- Ввести русского человека в церковную ограду. Раньше этому мешал атеистический режим, а теперь мешает полная религиозная свобода. Ведь всевозможные секты и религиозные объединения обещают легкий путь и процветание уже в этой жизни, а Православие требует жертвы и подвига, требует несения именно своего креста. Люди, даже самые положительные, склонны забывать о Боге, но Он Своею властию напоминает о Себе. Вот и этот двухтысячелетний рубеж есть своего рода напоминание всем нам. Это напоминание о свершившемся ради нас Боговоплощении, которое ввело нас в Новый век, бодрит наши умы, властно ударяет в совесть, вызывает на бескорыстную и непрестанную работу все лучшие и благороднейшие силы современного человека. Не жалкое отчаяние, не бессмысленные попытки заменить евангельские начала иными, вроде "свободы, равенства и братства", не безумное учение о сверхчеловеке, не переоценка исконно русских нравственных ценностей и не современные увлечения пресловутым "правовым строем" - не это спасет Россию и человечество и выведет их на путь обновленной и просветленной жизни. Путь этот указан в Боговоплощении и в идеале Богочеловеческой жизни. Боговоплощение - основа дальнейшего развития нашей цивилизации, оно вводит нас в новую эру.