Православный интернет-портал «Древо крестное»

Главное в Православной вере - радость Воскресения Христова

В преддверии Светлого Воскресения Христова, когда каждый православный христианин, пройдя поприще Великого Поста, приготовляется к восприятию благодати Воскресшего Христа Спасителя и пересматривает всю свою жизнь, состоялась традиционная встреча главного редактора «Самарской Православной Газеты» Михаила Щербака с митрополитом Самарским и Сызранским Сергием.

Владыка снова показал читателям, как важно уметь взглянуть на историю в свете Воскресения Христова, спроецировать его на свою жизнь. Особенно это важно в нынешнюю эпоху, когда преобладает поверхностный, материальный взгляд на мир, когда чаяния и стремления человека ограничены сиюминутными заботами, а быстротекущее время заставляет наших современников забывать о том, что наши «дни лукавы суть» (Еф. 5,16).

И вправду, впуская в свою душу пагубную информацию, мнимые страхи и хлопоты, мы часто забываем о самом главном — о спасении души, о Промысле Божием, благом и совершенном.

 

- Ваше Высокопреосвященство, когда Вы приехали в Самару, здесь на всю епархию было с десяток храмов, да и те были не обустроены. Сейчас митрополия насчитывает около 400 приходов, семь монастырей... Что в Вашей деятельности на Самарской земле было самым трудным, что придавало силы, чтобы идти дальше?

- Вдохновляла прежде всего боль за Россию. Это не громкие слова, я действительно всем сердцем люблю нашу Родину. Это заложено во всех нас на генном уровне. Сам я, как вы знаете, родом из глубинки, из Рязанской области. Люди, выросшие на земле, нравственно чище, они ближе к природе, крепче связаны с «малой родиной», со своими корнями. В такой атмосфере я и воспитывался. Многие мои братья служили в армии, отец воевал... Поэтому всегда, независимо от идеологии, это внутреннее чувство любви к Отечеству сохранялось в душе. Патриотизм был не надуманным, а настоящим.

Безусловно, воспитывало и чтение хороших книг, учеба в Московских духовных семинарии, академии. Общение с замечательными светлыми людьми стало настоящим жизненным университетом. К моим духовным наставникам можно отнести ныне почившего известного митрополита Симона Рязанского, а также очень глубокого и разностороннего иерарха - Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. В поездках с ним мне часто приходилось встречаться с представителями первой волны эмиграции. Находясь на чужбине, они являли собой удивительный пример любви к Родине и ответственности за свою жизнь.

Нагляднее прорисовывался масштаб трагедии начала века, и с еще большей силой возникало желание помочь своей Родине.

А трудным всегда было – и остается - непонимание, а иногда и открытое противостояние тех, от кого зависит решение вопросов, связанных с возрождением Православия. Меня это всегда огорчало. Казалось бы, русские люди, простые, порой скромно и правильно живущие, а так восстают на веру! Чем это вызвано? Непонятно... Может быть некая озлобленность досталась в «наследство» от старшего поколения, воспитанного в агрессивно- атеистическом духе.

Приходилось объяснять очевидные, казалось бы, вещи. По сути ведь многие из этих людей выступали против того, чтобы мы обустраивали территории, создавали детские площадки, вели просветительскую и социальную работу в школах, домах престарелых, посещали места лишения свободы, проявляли активную гражданскую позицию. А ведь все это - во благо обществу, народу, стране...

Я связывал такое непонимание с общей непросвещенностью, поэтому уделил особое внимание воссозданию системы духовного образования, развитию образовательных центров, где взрослые люди могли бы сами осваивать и детям передавать наши исконные традиции, культуру, чтобы с ранних лет в юных душах загоралась искорка веры, любви к Богу и ближним.

Не сразу конечно, но люди, окружающие меня, в том числе и наделенные властью, стали с пониманием относиться к моим предложениям, а затем и реально помогать епархии и духовенству.

- Владыка, год назад была образована Самарская митрополия, в состав которой вошли три епархии. Что изменилось после образования митрополии?

- Главное - стало легче работать. Если раньше мне было весьма трудно объездить в одиночку всю огромную территорию, размером со среднюю европейскую страну, посетить каждый, самый отдаленный ее уголок, решить сотни вопросов, то сегодня этого нет. Преосвященные епископы Кинельский и Безенчукский Софроний и Отрадненский и Похвистневский Никифор стали тесно работать с администрацией, они ближе к людям, к их заботам. Оперативнее стали решаться многие вопросы. И, конечно, главные из них, те, что охватывают сферу духовного воспитания и образования.

Поэтому сегодня совместными усилиями мы поднимаем на новый уровень роль и место священника в школе. Добиваемся, чтобы он стал координатором деятельности преподавателей по Основам православной культуры, которые подготовлены в нашей митрополии совместно со специалистами СИПКРО. Если раньше мне просто не хватало времени, чтобы постоянно «в ручном режиме» управлять этой работой, то сегодня мы успешней и детальней организовываем труд учителей. Люди на местах, чувствуют постоянную поддержку и местного архиерея, и соответствующей администрации, и митрополии. Они начинают более плодотворно трудиться, возрастает их доверие к Церкви. К сожалению, некоторые нюансы в силу идеологической и атеистической инерции прошлых безбожных лет, непонятны местным руководителям. Но регулярные встречи с руководителем епархии, зримые плоды его труда, подвигают самых косных внести свою лепту в возрождение духовной жизни своего района, города, поселка…В итоге отступают негативные явления, люди это видят, делают шаги навстречу. Это и называется соработание, которое хорошо выражается греческим понятием «синергизм». Радует, что на местах администрация проникается идеями правящего архиерея, направленными на сохранение нашего подрастающего поколения. Люди начинают понимать, что школу необходимо оградить от растления, пропаганды потребительства и вседозволенности, которая ушатами грязи льется из некоторых СМИ на юные головы! А ведь мировоззрение, чистота сердца человека формируются именно в школьные годы!

Семье, преподавателям, воспитателям необходимо объединять свои усилия, чему и способствует изучение традиций нашей страны, основ православной культуры. Причем, этой работой необходимо заниматься постоянно, а не от случая к случаю. Чтобы костер не угас, нужно постоянно подбрасывать в него дров.

И в других сферах видны реальные сдвиги. В митрополии продолжается строительство храмов. Наличие на канонической территории епархии своего правящего архиерея ускоряет эти процессы. Он более ясно на месте видит социальные проблемы, может наметить приоритеты, правильно расставить акценты.

В ходе наших постоянных совещаний, встреч архиереи митрополии советуются, вносят необходимые коррективы. Сообща легче решить, какие именно проблемы нуждаются во вмешательстве управляющего митрополией, который в состоянии задействовать свои административные ресурсы.

Думаю, что произошедшие год назад изменения в структуре епархии принесли большую пользу для всех нас.

- Владыка, многие так называемые реформы последних десятилетий откровенно преследуют цели «вымывания» из сознания людей традиционных ценностей, православного взгляда на жизнь. Что это – неминуемое искушение «века сего» или проявление нашей общей слабости, утрата чего-то очень важного? Господь посылает испытание, а у нас зачастую нет сил для борьбы, внутренней собранности…

- Идет жесткое противостояние за глобальный передел мира. В известной книге православного философа Игоря Шафаревича «Золотой миллиард» об этом хорошо сказано. Там доказывается, что определенные силы сегодня претендуют на нашу территорию и природные богатства. И эти вражьи происки ставят перед нами главный вопрос: как сохранить свою Родину. Я много об этом думал и нашел ответ в пророчествах святого праведного Иоанна Кронштадсткого. Великий святой Земли Русской говорит нам о том, что если Россия будет молиться, она возродится. Никакие социальные, экономические, политические реформы не помогут без обращения к Богу, без возвращения к своему историческому предназначению. Поэтому мы и строим церкви. Ведь в храмах совершается великое Таинство Божественной Евхаристии. А значит, освящаются и место, и люди, которые участвуют в Таинстве. Многие этого не понимают, и даже ропщут: «Зачем так много храмов?». А ответ очень прост: чтобы Россия жила!

Только обращение всей нации в горячей молитве к Богу способно помочь в сложившейся ситуации: других путей нет! Русский народ всегда был молитвенником, и наша история наполнена примерами несокрушимой помощи Божией. В ХХ веке на нас обрушилось столько бедствий: две революции, две страшных войны, внутреннее истребление целых сословий, голод, репрессии, подавление духовного и национального самосознания, жестокое преследование, даже до смерти, только за то, что ты русский человек и верен Богу и Отечеству! После всех этих нелегких испытаний, утрат, наш народ, как человек после ранения или тяжелой продолжительной болезни, находится в некоем оцепенении. А тут ему еще навязывают девиз – бери от жизни все! Бери больше, бери любой ценой!

Многим трудно устоять, особенно молодым. Но жизнь проходит быстро, для каждого незаметно приходит время, когда нужно предстать перед Богом. «Память смертная», это осознание собственной тленной природы люди несмотря ни на что хранят в глубине души, и это им помогает сохранить хотя бы крупицу веры.

 

Сегодня необходимо понять, что отказавшись от своей истории, которую за последние годы как только не исказили, из великого державного народа мы превращаемся в толпу. Наша вера, и сформированное ей традиционное мировоззрение: вот последний бастион, который мы не никому не уступим, и от которого начнется наша Победа - как в последнюю войну она началась от стен Сталинграда.

Вселенское Православие всегда придавало русскому образованию, русской культуре, даже в советское время, универсализм, самодостаточность, определенный аскетизм как умение ограничивать себя. Любые призывы к лживой «свободе», то есть к «расхристанности», как очень точно говорили наши матери, суть не что иное, как циничное попрание национальной культуры, русского духа, а, следовательно, и разрушение всей русской жизни. Если представители власти всех уровней поймут эту простую истину, можно многое сделать. Тогда мы победим и коррупцию, все беды и пагубы, повысится ответственность каждого, появятся новые деловые люди, отношения в обществе станут базироваться на чувстве веры и ответственности перед Богом и окружающими людьми.

- Владыка, если сравнить годы атеизма и нынешнее время, чем они отличаются?

- Хорошо об этом сказал известный священник, богослов протоиерей Александр Шаргунов: если раньше были гонители, то сегодня – хулители и растлители. И мы должны задействовать все средства, чтобы противопоставить пагубному влиянию нашу православную традицию, христианскую веру. Постепенно это принесет свои плоды.

- Как Вы считаете, не грозит ли меняющаяся демографическая ситуация и постепенное замещение населения России трудовыми мигрантами изменением статуса Православия как вероисповедания титульной нации страны?

- Мы понимаем, что те силы, которые поощряют неконтролируемый приток мигрантов, просто пытаются внести смятение и хаос в общество. Нет проблемы нехватки трудовых ресурсов – она целиком надумана. Но и те, кто к нам приезжает, должны чтить нашу Православную цивилизацию, дающую им приют и заработок для их семей. Через сферу образования мы должны помочь этим людям проникнуться той традицией, которой живет титульная нация и которая определяла пути развития Отечества. Православие задавало тон и вектор развития многим зарубежным государствам. Император Всероссийский нес миссию «удерживающего», и это все признавали. Когда случилась трагедия - кощунственное ритуальное убийство царской семьи - мусульманский мир, в том числе страны Среднего и Ближнего Востока, восприняли это болезненно. Потому что в «Белом царе», как другие народы называли Николая II, они видели покровительство, защиту и носителя Божественной истины. Традиционные мусульмане всегда глубоко понимали значение православного Государя, как гаранта стабильности и спокойствия всех народов. Порой они сами обвиняли русских в отсутствии верности своему Царю.

Ныне сложившаяся в нашей стране ситуация, надеюсь, не несет каких-либо угроз для Православия. Надо просто больше общаться с людьми вокруг нас и вести активную просветительскую работу. История являет нам много наглядных примеров добровольного вхождения разных народов в состав нашей великой православной Родины. Некоторые государства многие десятки лет ожидали чести войти в состав Российской империи.

- На Ваш взгляд, должно ли государство защищать от оскорбления чувства верующих?

- Это касается всех религий, а не только православной традиции. Чувства верующих должны быть защищены. Потому что безнаказанность может породить лавинообразное нарастание кощунственных выпадов, оскорбительных действий. Тем более что вера всегда связана с историей, культурой, самими устоями общества. Конечно, нашей православной традиции присуще смирение: чем больше тебя ради Христа оскорбляют, унижают, тем больше ты возвышаешься в очах Божиих. Но всегда беззаконные действия являются неким соблазном для других, и тут возможны провокации. Поэтому я считаю, что важнее просветительская, катехизаторская работа, чем самый совершенный «защищающий» закон. Ведь панацеей от всех возможных бедствий он все равно не станет. И все же некое «охранение мировоззрения» должно присутствовать в своде законов. Нужны внятные и действенные нормативные акты. Хотя нам, верующим людям, привычней действовать убеждением, добрым словом и собственным примером.

- Какая социальная работа ведется в настоящее время в митрополии?

- Уже в течение 18 лет мы расширяем сеть детских духовно-образовательных центров. Сейчас Некоммерческий фонд «Детский епархиальный образовательный центр» охватывает около 15000 детей. Нам оказывают поддержку администрация области, городов, районов, органы законодательной власти. Это для нас очень важно. Сколько детей мы уберегли от дурных пристрастий! Их души остались чисты. В этих очагах просветительской работы по месту жительства мы занимаемся миссионерской, катехизаторской деятельностью. Потому что традиционно воспитанные дети - это гарантия нашего существования завтра и в будущем. И когда открывается новый приход, мы просто обязываем настоятелей вести там социальную работу с детьми. Сразу создавать детские площадки, образовательные творческие центры. Дети не должны быть брошены, оставлены на улице. В наших центрах они возрастают в хороших условиях, с пользой проводят досуг, выбирают себе занятие по душе: от вышивки, лепки и прочих народных промыслов до занятий в театральной или фотостудиях и тренировок в спортивных секциях. Конечно, дети в центрах должны не только развиваться творчески, но и воспитываться в традиционном духе.

В 90-е годы, когда многие люди оказались в неблагополучном социальном положении, подрастающее поколение было предоставлено самому себе. И мы стали одними из первых в России, кто занялся организацией детских образовательных центров. Сегодня мы укрепляем сеть таких неформальных учреждений и привлекаем к сотрудничеству в наших центрах специалистов, которые раньше работали в сфере дополнительного образования. В годы перестройки эта система была разрушена, и мы пытаемся ее восстановить. Это наш главный проект.

Помимо разовых акций помощи неимущим, священники посещают дома престарелых, места лишения свободы, детские дома. Но мы не можем решить все социальные проблемы, стоящие перед обществом. Необходима действенная помощь государства. У нас не хватает средств, чтобы содержать образовательные учреждения и вести широкую социальную работу. Но то, что можем, мы в полной мере осуществляем.

Кроме того, мы, как и раньше, проводим научно-практические образовательные конференции, для участия в которых привлекаем преподавателей и студентов высшей школы, столичных профессоров, ректоров, директоров школ и студентов, школьников старших классов. В этом плане тоже большие наработки, и я этому рад.

- В этом году исполняется десять лет с того дня, как наше издание стало распространяться по подписке на всей территории России. За это время вышло почти 300 номеров нашей газеты. Хотелось бы услышать Ваше наставление: на что следует обратить сегодня пристальное внимание. И по традиции, Ваши пожелания читателям «Православной народной газеты»…

- Я рад, что «Православная народная газета» состоялась, прежде всего, при активном участии редактора и сотрудников, всех тех людей, которым не безразлична судьба нашей великой державы. Те вопросы, которые вы освещаете в своем издании, волнуют всех, пробуждают чувство ответственности, желание потрудиться во славу Божию и показывают красоту и душеспасительность православной традиции. Издание полезно и тем, кто уже воцерковился, и людям, ищущим дорогу к храму. Потому что, главное – это возвращение к своим истокам и традициям. Будет практиковаться вера в жизни наших людей, будем молиться, тогда, изменится мир вокруг нас.

Главное в вашей работе – раскрыть духовный потенциал Православной Церкви, опыт святых подвижников прошлого и тех, что подвизаются сейчас. Необходимо возгревать огонь веры, возвращать наших людей к родным традициям, показывать глубину православной аскезы. Чтобы люди, руководствуясь опытом святых, по мере сил применяли его в своей жизни. Это было возможно во все времена, возможно и сегодня. Нам только кажется, что мир меняется. Мир один и тот же. Им правит Бог. Меняемся только мы. Святое Писание говорит нам о том, то Бог всегда Один и тот же, Он неизменен - вчера и сегодня и во веки веков. Поэтому надо сохранять нравственные устои и свидетельствовать Божественную Истину.

Бог призвал нас из небытия к бытию не для того, чтобы влачить жалкую потребительскую жизнь, а чтобы мы раскрыли свой духовно-нравственный потенциал, свою творческую энергию для блага людей, для обустройства нашей великой Родины. Господь заповедал нам радоваться. Об этом и главные слова Пасхального приветствия Спасителя. Когда Христос воскрес, то обратился к женам-мироносицам с призывом: «Радуйтесь!»

И пусть эта радость в пасхальные дни присутствует во всех нас. Радуйтесь о Божественном промысле, о Его вездесущем присутствии, о том, что мы имеем возможность прикосновения к Тайне бытия Божия, через веру и молитву, что способны осознать ценность той евангельской жемчужины, которую Господь даровал нам: это - православная вера, пребывающая с нами во вся дни жизни. Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!