Православный интернет-портал «Древо крестное»

Церковь - это все мы

- С 1993 года Вы, Владыка, - во главе нашей Самарской епархии. Что из происшедшего в это время было главным?

- Вы, наверное, многое уже знаете из средств массовой информации, да и сами работаете в одном из них. Отношения Церкви и государства сейчас идут по возрастающей, развиваются, во многом строятся на новых принципах. Приходит осознание того, что Церковь - это все мы, русские люди, соединенные православной верой, общей культурой, историей, традициями. И в пределах всего Российского государства, и на нашей самарской земле происходит благодатное духовное возрастание. Меняются отношения светских властей ко всей Церкви в целом, и к нашей епархии в частности. Естественно, мы тоже идем навстречу, и в возникающей, как раньше говорили, "симфонии властей" происходит духовное оздоровление нашего народа, который, к сожалению, за последние атеистические десятилетия потерял, а может быть, и вовсе забыл дорогу к храму.

Сейчас пришло время совместно "собирать камни", восстанавливать порушенные святыни, основы нашей духовной культуры. Словом, возвращаться к самым истокам. Только вернув утраченный духовный потенциал, смогут возродиться наш народ, наше государство.

- Слишком много изменений в этом самом государстве. Каждый новый лидер - это новая "метла", которая не только по-новому "метет", но порой концептуально меняет весь уклад жизни. Как Церкви удается взаимодействовать с очень разными по сути своей структурами, политическими силами? Как складываются взаимоотношения на уровне "верхов"?

- Конечно, такое взаимодействие происходит. В Патриархии есть Отдел внешних церковных связей, который осуществляет отношения с гражданскими структурами, что примерно соответствует МИДу в правительстве. Святейший Патриарх, как вы знаете, непосредственно встречается с Президентом России. На местах мы, правящие архиереи, налаживаем связи с губернаторами, главами городов и районов, с представителями законодательной власти для того, чтобы вместе работать для народа, для общества в сфере борьбы с негативными явлениями, которых, к сожалению, сейчас много.

- Только что был звонок от молодой телезрительницы. Бодро спросила, можно ли обратиться к Владыке, а потом вдруг засмущалась, ушла из эфира. Это распространенное явление. Есть какой-то ложный стыд перед тем, что вот нужно зайти в храм, обратиться к священнику. Я сам видел недавно парня, который вышел из автомобиля, как-то крадучись перекрестился и быстренько вошел в церковь. Он явно не хотел быть замеченным. Что это - остаточные явления прежнего тотального госатеизма?

- Совершенно верно вы заметили. К сожалению, ложный стыд присутствует, и происходит он от тех самых не столь давних времен. Он ничем не может быть оправдан, когда внутренняя необходимость прийти в храм движет человеком, который, что бы ни случилось, остается Богозданным существом. Ум, душа и воля его всегда направлены к Богу, к Церкви, к молитве. Вот этот самый ложный стыд, происходящий от атеистического невежества, нам сейчас необходимо преодолеть с помощью духовного образования. Московская Патриархия, епархии на местах, включая, конечно, и нашу, очень активно ведут эту работу, которую можно назвать миссионерской.

Упразднили старую утопическую идеологию - и вдруг обнаружили, что заменить ее нечем. Еще не сформировалось новое мировоззрение, ищут, как сейчас принято говорить, "национальную идею". Зачем искать, когда все давно очевидно: содержанием национальной идеи для России всегда была, есть и будет православная вера. Она объемлет все, и более того, она преобразовывает каждого человека и общество в целом.

- Действительно, что мешает принять Православие как национальную идею? Что мешает придать светскому образованию духовный характер, "обожить" его? Что плохого, если детям будут в школе внушать: "не убий", "не укради"? Ведь недаром заповеди именуются святыми...

- Вы совершенно правы, это необходимо. Церковь всегда была рупором совести, голосом Божиим. В первые дни войны Сталин не зря обратился к народу по-церковному: "братья и сестры". Он был все же умный политик и имел духовное образование. Перед лицом общей беды он призвал почувствовать себя одной сплоченной семьей, происходящей от Адама. Нам бы сейчас, как в те дни, ощутить нависшую опасность, сплотиться. Сделать это можно только через налаженную систему духовного образования. Ведь само слово "образование" происходит от слова "образ". То есть нужно восстановить в человеке образ Божий. Тогда придет и развитое правосознание, которого, по наблюдению известного русского философа Ивана Ильина, так не хватает русскому народу! Тогда, и только тогда мы возможем духовно и материально обустроить Россию.

- Вам звонит постоянный зритель программы "Социальный фактор". Зачем на Рождество и Крещение люди окунаются в прорубь? Ведь можно заболеть...

- Делается это в праздник Крещения, когда Сам Господь наш Иисус Христос принял крещение от Иоанна в водах иорданских и освятил водное естество, избавляя нас от первородного греха. Через Таинство Крещения каждый человек сращивается с Церковью Христовой. Окунаться в прорубь на Крещение совсем не обязательно, но я считаю, что если вера у человека крепка, то он от подобного купания никогда не заболеет. По телевидению как-то рассказывали об одном корреспонденте, который вместе с другими участвовал в освещении чернобыльской темы. Получилось так, что он облучился. Многие его сотоварищи умерли, а он до сих пор жив и чувствует себя прилично. А все потому, что, по его же словам, он всегда и везде, куда бы ни попал по долгу службы, купался в святых источниках. Вот у него вера действительно крепка.

- Каково это: быть архиепископом? Какого рода проблемы Вы решаете ежедневно?

- Конечно, как и любой труд, мой тоже требует усилий, но прежде всего он сопряжен с ответственностью служения Богу. Ты отвечаешь за своих пасомых и за себя перед Богом, своей паствой и собственной совестью. Следует соблюдать обеты, предписания и правила, выработанные Церковью на протяжении двух тысяч лет.

График у меня весьма плотный, день спланирован иногда по минутам, и я стараюсь успеть и людей принять, и больше богослужений провести, и до самых отдаленных уголков епархии добраться. Сейчас много возводится и намечается к строительству церквей на нашей самарской земле, поэтому все чаще случается освящать место под закладку или уже готовый храм. Это весьма отрадно, потому что через совершение Божественной литургии, через церковную молитву призывается невидимо благодать Божия. Вот что способно поднять нас духовно и экономически, и хватит утопических экспериментов по строительству "земного рая", от которых пришло столько бед!

- Беспокоит Ваша прихожанка. Дорогой наш Владыка! От всей нашей семьи мы поздравляем Вас с грядущим праздником Рождества Христова. Желаем Вам здоровья, долголетия, счастья! И никогда не оставлять нас в Ваших молитвах...

- Спасибо за добрые слова и пожелания. Желаю вашей семье всех благ. Семья - это "малая Церковь". Мы сейчас больше всего страдаем от кризиса личности и семьи, без оздоровления которых не будет полноценной и высшая ступень триады - все общество в целом.

- Спасибо Вам, Владыка, за Ваши поучения. Мы с мужем - прихожане храма во имя пророка Божия Илии, что на 116-м километре. На престольный наш праздник я была в храме, когда Вы служили литургию. После службы Вы благословили меня, как и других. А я была на последнем сроке беременности... Через день я родила прекрасного здорового сына, причем все прошло благополучно. Связываю это с Вашим архипастырским благословением. Мы очень Вам благодарны. Поздравляем Вас с грядущим Рождеством и Новолетием! Спаси Вас Господь!

- Призываю на всех вас Божие благословение.

- Владыка, как Вы относитесь к отчиткам болящих?

- Такая практика существует. К нам в Самарскую епархию приезжает архимандрит Мирон из Псковской епархии. По благословению старцев Псково-Печерской обители, с моего благословения он отчитывает болящих. Так что я смотрю на это положительно. Силы зла реальны. Особенно сейчас, когда происходит разгул сектантства, оккультизма и прямого сатанизма. Люди по своему невежеству попадают в эти сети. Помните, как на всю страну по телевидению выступал "парапсихолог" Кашпировский? Это же уму непостижимо, как его допустили до средств массовой информации, да еще в таких масштабах! Преступление! После его сеансов ко мне на прием пришли две девушки, совсем молодые. Пожаловались: "Не можем спать, психика нарушилась, нервные стали". Вот так, доигрались. Самочинно захотели прикоснуться к иному миру, сорвать запретный плод, как Адам и Ева. Таким людям, конечно, может помочь только Церковь, своими таинствами она изгоняет духов злобы.

- Я как ведущий наблюдаю часто на телеэкране по утрам перед моей передачей каких-то западных проповедников, которые прыгают по сцене, что-то говорят про Бога, вроде правильные слова, поют. Странно все это выглядит...

- Все - от нашего невежества, от нехватки православного духовного образования в школах и вузах. Западные идеологи и спецслужбы умело пользуются тем духовным вакуумом, который, как им кажется, возник у нас после десятилетий атеизма. Но никакого вакуума не было и нет. Россия - страна православная, со своими богатейшими традициями, с Церковью, которая выдержала все испытания. Многие по неведению обманываются, мол, это тоже христиане, пусть учат, послушаем. Этого мало. Нужно точно знать, православные они или нет, и только после этого решать - слушать ли их.

- Поздравляю с Рождеством и Новым годом! Замечаю, что в церквах стало гораздо больше молодежи. С чем это связано?

- Я рад согласиться с вами, уважаемая зрительница. Молодежь действительно пошла в церковь, контингент верующих обновляется. Неудивительно, потому что Православие охватывает все сферы бытия, оно интересно и полезно каждому человеку, а молодому - особенно. Православная вера призвана освящать все пути человеческие, по выражению русского религиозного философа Владимира Соловьева. Сейчас она вытесняет из нашей жизни былую вседозволенность, проистекавшую от безбожия.

Молодому человеку важно определить для себя, что есть добро и зло. Это лучше всего познается в Церкви. И еще важно для молодого человека - школьника, студента - установить равновесие между интеллектом и духовным развитием. Первое без второго - опасное оружие...

- Владыка, обратитесь, пожалуйста, к нашим зрителям с праздничным приветствием.

- Спасибо за предоставленное время, за эту возможность. Хочу поздравить всех с наступающим Новым годом по григорианскому календарю и грядущим Рождеством Христовым, пожелать вам мира, стабильности и терпения, чтобы вы пришли в меру полноты возраста Христова. Это значит - обрести внутреннюю целеустремленность, радость бытия, но и ответственность перед Богом, своей совестью и нашим Отечеством.

Мир вам Божий, и пусть благословение Господне пребывает со всеми нами. Аминь.