Православный интернет-портал «Древо крестное»

Личность

Типологические особенности личности, формирующиеся в разных религиозных традициях

Тип, типологическое, представляет собой модель, состоящую из элементов, выделяющих существенное и повторяемое в любое время и на различных индивидуальностях [1]. В данном контексте можно говорить о том, что та или иная религия влияет на формирование типологических, т.е. существенных и повторяющихся особенностей личности. Каким же образом реализуется это влияние?

Как отмечалось выше, религия всегда существует в конкретной социальной среде, питаясь культурой и исторической традицией. В этой связи архимандрит Георгий (Шестун) [2] предлагает рассматривать  традицию в двух планах: с одной стороны, как культурно-историческую часть жизни, а с другой – как предание и уклад жизни, в котором создаются условия для духовного становления. В традицию входят обычаи, правила, нормы, выработанные в ходе истории, которые являются средством организации общей жизни человека как члена социума.

Образно традицию можно сравнить с руслом реки, по которому бежит вода, придающая характерный рельеф руслу. Так и религиозная традиция формирует типологические (существенные и повторяемые) особенности личности, которые никоим образом не перечеркивают ее уникальность и неповторимость. Если рассматривать эту проблему антиномийно, то мы увидим совмещение двух планов личности: Богом данной уникальности и типологичности, обусловленной рамками (руслом) определенной религии. Противоречия здесь нет.

Что же может лежать в основе типологии личности? Для того чтобы ответить на этот вопрос, вспомним выше рассмотренные теории личности. Несмотря на разнообразие точек зрения по проблеме “личность”, многие исследователи в той или иной степени затрагивают следующие вопросы:

  1. каковы значимые отношения личности;
  2. что есть основной мотив личности;
  3. как понимается духовный рост, преображение личности;
  4. какова направленность личности;
  5. в чем заключаются внешние и внутренние законы личности.

***

Ниже мы постараемся рассмотреть некоторые типологические особенности личности, формирующиеся в рамках разных культурно-религиозных традиций, параллельно освещая обозначенные выше вопросы.

 

Шестун, Е.В. Православные традиции духовно-нравственного становления личности (историко-теоретический аспект). Диссертация…доктора педагогических наук. – Казань: Институт педагогики и психологии профессионального образования, 2006.

[2] Там же, с. 72.

Типологические особенности личности в православной религиозной традиции

Православие является глубоко личностной религией, рассматривающей отношения Бог-человек, как уникальную встречу двух личностей. Как отмечает известный отечественный философ, богослов С.Л. Франк: “Живое чувство связи души с Богом, предстояния перед лицом Божиим есть совершенно особое, именно религиозное начало человеческой жизнив христианском сознании его достаточно, … чтобы  испытать свою успокоенность во всепрощающей любви Божией, радостно идущей навстречу каждой, ее ищущей человеческой душе”[1].

Глубоко личностные отношения между Богом-Личностью и человеком-личностью стали возможными благодаря подвигу Богочеловека Христа, Который пришел на землю ко всему человечеству в целом и к каждому человеку в отдельности. Бог-Личность принимает непосредственное участие в судьбе человека, Он близок каждому верующему. При этом “отношение между человеком и Богом не имеет ничего общего с отношением подсудимого к грозному судье. …Спасение, обретаемое через веру, есть не “амнистия” на судебном процессе,… оно есть прямое исцеление, внутреннее облагодатствование и очищение души, и сама вера… есть живое, сердечное восприятие связи души с Богом, опыт Божией любви к человеку и ее внутреннее возрождающей и спасающей силы”[2].

Именно в этих значимых близких отношениях с Богом человеческая личность раскрывается и обретает свою полноту. Как отмечает современный религиовед Ю. Максимов, православно-иерархическое миропонимание подразумевает, что для каждой личности есть свое, принадлежащее только ей, Богом предназначенное место. Реализовать себя на своем месте, считает исследователь, – смысл жизни личности. “Не всякий может быть царем или князем; не всякий может быть патриархом, или игуменом, или начальником; но во всяком чине можно любить Бога и угодить Ему, и только это важно”[3].

Но личностью можно быть только тогда, когда в других признаешь личность. Само слово “друг” подразумевает признание и принятие личности “другого”, другой личности. Обретение своей личности происходит через значимое отношение к другой личности. И это отношение – любовь. “Если любви не имею, я ничто. Если, я раздам все имение свое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы” (1 Кор. 13:2-3) говорил апостол Павел. Как свидетельствовали святые отцы, всякая нелюбовь будет уже не отношением к другой личности, а отрицанием ее. Ведь как можно относиться к тому, кого отрицаешь?

“Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего” (Ин. 15:12–15). Так звучат Евангельские строки, в которых красной нитью проходит мысль о том, что отношения Бог-человек – это отношения любящий Отец–сын, Друг–друг, что принципиально отличает православие от других религий.

Глубоко личностные отношения Бог-человек могут кардинально преобразить жизнь человека, о чем подробно говорилось в разделе, посвященному духовному росту личности. Страстная, ветхая человеческая натура в результате глубинного перерождения таинственно отступает, чтобы дать место новой – любящей и жертвенной. Православие дает возможность при помощи благодати Божией избавиться от рабства греху и возвратиться к себе, а от себя к Богу, снова сделаться богоподобной духовной личностью.

В этом заключается и основной мотив человеческой личности − духовно соединиться с Богом через воцерковление и преображение своей жизни. А воцерковление есть одухотворение жизни, преображение жизни силой Святого Духа.

Православие помогает человеку избавиться от замкнутости на самом себе, от глубинного эгоцентризма, выработать направленность на других через постижение Личности Бога. Любить – это значит забывать себя. Самоотверженная любовь к ближнему отвергает всякий эгоцентризм, всякую сосредоточенность человека на самом себе и своих личных интересах. В этой связи Евангелие учит, что сохранит свою душу только тот, кто ее потеряет.

Православие создает условия для глубинного единения Духом Божиим всех людей, независимо от их национальности. В Церкви, участвуя в Таинстве Евхаристии разные люди причащаются Тела и Крови Христовой и становятся едиными как с Христом, так и друг с другом, т.е. братьями и сестрами во Христе. ”Будучи ветвью лозы, человек может жить только в единстве с лозой и, будучи членом общего тела, не может быть здоров при болезни другого члена”, − говорил С.Л. Франк [4]. С точки зрения философа, эта онтологическая связанность человеческих душ есть не что иное, как предпосылка здорового, прочного, совершенного строя внутреннего бытия личности.

Таким образом, православный человек открыт для других, он не замкнут на самом себе, на национальной общности, он открыт для всего мира. Именно поэтому в Русской Православной Церкви могут быть священниками люди любой национальности. Доктор психологических наук, профессор Р.М. Грановская[5] пишет о том, что христианство глубоко интернационально, так как оно провозгласило Бога всеобщего, вышедшего за узко национальные пределы. Тем самым из религии одного народа христианство превратилось в религию всего человечества.

Внешние и внутренние законы личности напрямую связаны с моралью. Как отмечает С.Л. Франк, существо морали – все равно, религиозно санкционированной или безрелигиозной – состоит в оценке человеческого поведения, в предписании или запрещении определенных действий или поступков[6]. Именно поэтому мораль имеет свое выражение в моральном законе, в неких общих нормах. Философ говорит о том, что Ветхозаветный закон, выраженный в Десяти Заповедях, даже там, где он непосредственно обращен на побуждения или чувства: “чти отца и матерь своих”, “не имей иных богов”, “не пожелай дома и жены твоего ближнего”, все же прежде направлен на поведенческие мотивы, посредством которых формируется внешняя направленность личности. Об этом же свидетельствует и В.Н. Лосский. “Главное в Ветхом Завете – закон; отношения между Богом и человеком здесь – не единство, а союз, порукой которому является верность закону”[7]. Однако внешний закон Моисея был важен для человека Ветхого Завета, который, даже будучи праведным, не мог освободиться от своего состояния греховности и смертности.

Преображение всего человеческого существа и свободное уподобление природы человеческой природе Божией смогло проявиться только после подвига Иисуса Христа. И тогда на место внешнему закону Моисея пришли Евангельские Заповеди Блаженства, которые стали внутренним императивом человека. “Невидимое становится выше видимого”[8]. Основным внутренним законом стал закон любви. При этом Новозаветная мораль, по мнению С.Л. Франка, не отвергает, а включает в себя нормы поведения. “Но это есть для нее нечто второстепенное, поверхностное и производное. Ее истинный объект есть не поведение, а внутренний строй человеческой души; ее цель есть чистота и совершенство самого существа человека, его сердце, она направлена не на действия, а на само бытие. Верховная заповедь христианства предписывает человеку “быть совершенным, как Отец небесный”[9]. Речь идет здесь о духовном состоянии, а не об образе действий. “Конечно, − замечает С.Л. Франк, − внутреннее состояние “узнается по его плодам”; доброе дерево не может приносить дурных плодов; но и обратно: добрые плоды может приносить только доброе дерево”[10].

“Важно не исполнение правил, − говорит в этом контексте протоиерей Дмитрий Смирнов, − важно встретился ты с Богом или нет”[11]. “Определяющей в Новом Завете становится не категория “закона”, а категория “благодати”, − добавляет архимандрит Георгий (Шестун)[12] Таким образом, в православной культурно-исторической религиозной традиции внутреннее состояние души, степень ее преображенности любовью и милосердием становится выше внешнего Ветхозаветного закона, который впрочем, также не теряет своей силы.

***

Подводя итог, можно подчеркнуть, что православие влияет на формирование характерных типологических особенностей верующего, которые складываются в процессе его воцерковления.

 


Источники

  • [1] Франк С.Л. С нами Бог. Три размышления. − М.: АСТ, 2003. – С. 121.
  • [2] Там же, с. 72.
  • [3] Максимов Ю. Религия креста и религия полумесяца. Христианство и ислам. − М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2004. – С. 93.
  • [4] Франк С.Л. Снами Бог. Три размышления. − М.: АСТ, 2003.
  • [5] Грановская Р.М. Психология веры. − СПб.: Речь, 2004.
  • [6] Франк С.Л. Снами Бог. Три размышления. − М.: АСТ, 2003.
  • [7] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – М., 1991. – С. 67.
  • [8] Грановская Р.М. Психология веры. − СПб.: Речь, 2004. − С. 307.
  • [9] Франк С.Л. Снами Бог. Три размышления. − М.: АСТ, 2003. – С. 308.
  • [10] Там же.
  • [11] Смирнов Дмитрий, протоиерей. Проповеди, к. 1. – М.: Сестричество во имя прпмц. вел. кн. Елизаветы, 2001. − С.187.
  • [12] Шестун Е.В. Православные традиции духовно-нравственного становления личности (историко-теоретический аспект): диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. − Казань, 2006. − С. 45.