Православный интернет-портал «Древо крестное»

Воспоминание о крестном ходе на Самарской земле

По благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, архиепископа Самарского и Сызранского паломники из Самары и Самарской губернии совершают хождение к святыне Самарского края — чудо­творной иконе Богородицы «Избавительница от бед», которая находится в ташлинском храме в честь Святой Троицы. За три дня паломники проходят пешком более восмидесяти километров пути

Несколько лет назад небольшая группа прихожан Самарского храма в честь преподобного Сергия Радонежского в количестве 35 человек пожелали пройти до Святой Иконы Ташлинской Божией Матери пешком. Настоятель храма архимандрит Георгий (Шестун) взял благословение у Владыки и решил свою паству не отпускать одних и идти с ними. Крестный ход совершается всегда в один и тот же день: это первый день Петропавловского поста. Завершается праздник Святой Троицы, неделя проходит, и в первый понедельник поста в 7 часов 30 минут утра на углу улиц Демократической и Ташкентской служится молебен и отправляется Крестный ход в сторону посёлка Управленческого. Далее уже Красная глинка, Царевщина и Курумоч — это первый день паломничества. Второй день — от Курумоча до Старой Бинорадки, и третий день — от Старой Бинорадки до села Ташлы. Петропавловский пост как раз знаменуется началом Крестного хода потому, что Апостолы, это свидетели веры Христовой. И мы тоже своим Крестным ходом, хождением к святыне свидетельствуем нашу православную веру.

Идут к святыне верующие всех возрастов, все, от мала до велика, все, кто ещё может ходить, и даже те, кто ходить ещё не умеет. Идут дети всех возрастов, молодёжь, взрослые и престарелые люди. Самых маленьких несут на себе или везут в колясках. Идут по одному и целыми семьями, с роднёй, друзьями и коллегами по работе. Среди паломников — духовенство и миряне самых различных профессий: простые рабочие, врачи, педагоги, писатели и даже профессора. Здоровая, крепкая молодёжь и совсем старенькие, немощные старушки.

В крестном ходе участвуют все — от воцерковлённых людей, то есть верующих, которые регулярно приступают к таинствам Церкви, до людей, только начинающих интересоваться православной верой.

За эти годы крестный ход в Ташлу стал известен на всю Самарскую епархию и даже далеко за её пределами. Если в первом паломничестве участвовали 35 паломников, то сейчас это уже около двух тысяч человек со всех уголков Самарской епархии, из соседних областей, а также из разных городов России.

Первой большой остановкой на пути крестного хода является храм в честь Рождества Христова, расположенный в посёлке Волжском, более известном как Большая Царевщина.

При входе в посёлок слышен по-особенному радостный и торжественный для каждого идущего колокольный звон. Ещё немного, и паломников встречает настоятель храма протоиерей Владимир Назаров вместе с прихожанами, многие из которых присоединятся к крестному шествию. Во время остановки уставшие паломники могут приложиться к святыням в храме, отдохнуть и подкрепить свои силы заботливо приготовленным обедом. Затем, преодолевая первую усталость, обновлённые участники крестного хода собираются вместе, чтобы под звон колоколов продолжить начатое паломничество.

Каждый год Господь испытывает участников крестного хода самыми разными погодными условиями. За три дня пути погода может несколько раз меняться от невыносимой жары до дождя с градом. Несмотря на это никто не спешит оставить шествие, но, напротив, верующие с благодарностью принимают всё ниспосланное Всевышним.

Первый день крестного хода является самым продолжительным. Пройдя пешком около 35 километров пути, преодолевая с Божией помощью усталость и боль, участники хода попадают в село Курумоч, где у храма в честь Крещения Господня их встречает настоятель церкви протоиерей Виталий Тимаков со своей паствой.

По прибытии крестного хода в храме начинается вечернее богослужение, во время которого совершается обряд елеопомазания верующих. После богослужения паломники могут исповедоваться и подготовиться к таинству Причастия Святых Тела и Крови Христовых. Участие в совершаемых богослужениях является важнейшей и неотъемлемой частью крестного хода.

Отдохнув и переночевав у гостеприимных местных жителей, паломники вновь спешат в храм, чтобы принять участие в Божественной Литургии, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. После этого участники крестного хода завтракают и собираются вместе, чтобы продолжить шествие к Ташлинской Святыне. Многочисленные прихожане храма в честь Крещения Господня во главе со своим пастырем отцом Виталием, а также верующие из окрестных сёл и деревень, присоединяются к крестному ходу, чтобы одним, ещё большим войском Христовым пройти по самарской земле к чудотворной иконе Божией Матери «Избавительница от бед».

Проходя по русской земле к святыне с крестами и иконами, с молитвой и упованием на милость Божию, преодолевая свои немощи и болезни, участвуя в богослужениях и таинствах Церкви, верующие очищают свои души и духовно преображаются, а через принятие Святых Тела и Крови Христовых — соединяются с самим Христом.

Во второй день крестного хода паломникам предстоит пройти от села Курумоч до села Старая Бинарадка, где расположен небольшой храм в честь Святителя Николая Чудотворца, переоборудованный из хозяйственного помещения. Прихожанами этого храма являются полтора десятка мордовских бабушек, настоящих ревнителей православной веры, многие из которых плохо говорят по-русски. Бабушки с особым трепетом, благоговением и радушием каждый год готовятся к встрече крестного хода. В этот день в селе настоящий праздник и хлопот, как и радости, действительно немало. Ведь нужно приготовить еды на большое число паломников, подготовить свои жилища для встречи и размещения долгожданных гостей, да и самим подготовиться к таинству Причащения Святых Тела и Крови Христовых.

Когда все основные приготовления завершены, несколько бабушек по традиции выходят к границе села навстречу паломникам, чтобы поклониться шествию и приложиться к святыням крестного хода.

На следующий, третий день крестного хода, после окончания Божественной Литургии и завтрака под открытым небом паломники вновь собираются вместе, чтобы пройти последний отрезок пути к Великой Святыне — чудотворной иконе Божией Матери «Избавительница от бед». В Старой Бинарадке асфальтовая дорога заканчивается, и дальнейший маршрут пролегает через леса и поля. В некоторых местах, особенно на узких лесных тропах, крестный ход растягивается на многие километры.

Старинное чувашское село Ташла Ставропольского района Самарской области известно на всю Россию тем, что именно в нём Божиим промыслом была обретена великая российская святыня — чудотворная икона Божией Матери «Избавительница от бед». Почему эта святыня была дарована Господом именно в Ташле — тайна Божия, а о самом чудесном явлении иконы известно следующее.

В воскресенье, 21 октября 1917 года по новому стилю, уроженке села Ташла девице Екатерине Чугуновой во сне уже в третий раз явилась Божия Матерь и наказала выкопать из земли Её икону в указанном месте. Проходя по дороге к ташлинскому храму мимо этого места, Екатерина увидела двух ангелов, несущих икону Пресвятой Богородицы, озарённую ярким сиянием, и когда они опустились на дно оврага, это видение исчезло, а Екатерина упала в обморок. Когда же она вновь пришла на это место со своей подругой Феодосией Атякшевой — видение повторилось, и Екатерина опять упала в обморок. Тогда подруги пошли к проживающей неподалёку Параскеве Гавриленковой, и, захватив косырь, уже втроём вернулись в овраг. После того как видение повторилось в третий раз и Екатерина очнулась от обморока, она указала место, где нужно копать. Когда яма была глубиною с аршин, Параскева ощутила косырем что-то твёрдое, стала руками разрывать грунт и вынула из земли небольшую икону Божией Матери, которая лежала ликом кверху. Как только Параскева вынула из земли икону, в том месте тотчас забил родник.

Буквально сразу после обретения иконы начались чудесные исцеления. Слух о явлении чудотворной иконы быстро распространился по окрестностям, и целыми толпами люди постоянно шли на поклонение святыне. В том месте, где забил родник, впоследствии оборудовали колодец и часовенку.

С тех пор многими чудесами прославилась Ташла на всю Россию. Давно не пересчитать получивших исцеления по молитвам к Пресвятой Богородице. Со всей страны тянутся к святому месту паломники, чтобы испросить у Божией Матери помощи, поклониться Её чудотворному образу и посетить целебный родник, бьющий в том месте, где была обретена икона.

Последние сотни метров под самый радостный в жизни колокольный звон, и вот на крыльце храма крестный ход хлебосольно встречает митрофорный протоиерей Николай Винокуров со своими сослуживцами и прихожанами церкви. Паломники встают на колени, поют молитву Пресвятой Богородице «Царице моя преблагая…» и только потом входят в храм, чтобы наконец-то приложиться к чудотворной иконе Божией Матери «Избавительница от бед».

С Рождества Христова 1970 года и по настоящее время настоятелем храма в честь Святой Троицы является митрофорный протоиерей Николай Винокуров. С тех пор вот уже более 40 лет отец Николай осуществляет своё служение под покровом Божией Матери в этом святом месте. За прошедшее время с Божией помощью многое сделано: восстановлен деревянный храм, основанный в 1775 году, благоустроен святой источник, построена часовня, развивается хозяйство, созданы условия для приёма многочисленных паломников.

Сейчас при храме складывается женская монашеская община. Из самых разных уголков нашей Родины и ближнего зарубежья стекаются к святому месту молитвенницы, чтобы нести подвиг монашеской жизни под покровом Пресвятой Богородицы.

Поистине велики чудеса Божии. И особенно обильно благодать Божия изливается во время крестного хода. Кто-то обретает в нём веру в Бога, кто-то получает исцеление от мучившего долгими годами недуга, кто-то встречает свою будущую жену или будущего мужа, кто-то получает Божие благословение на долгожданное рождение ребёнка…

В четвертый, заключительный день паломничества в Ташлу, после окончания Божественной Литургии верующие и духовенство вместе с чудотворной иконой Божией Матери «Избавительница от бед» совершают крестный ход на святой источник, где была обретена икона. Там совершается водосвятный молебен, освящается вода в источнике, после чего все желающие могут набрать святой воды или окунуться в купель.

Крестный ход в Ташлу подошёл к концу. Уставшие физически от трёх дней пути, но духовно преображённые и поистине счастливые паломники собираются возвращаться домой, чтобы поделиться своей неземной радостью с ближними, а на следующий год вновь отложить мирскую суету и пойти в Ташлу, прославляя Пресвятую Богородицу и Господа Бога, свидетельствуя всему миру свою святую православную веру.

Александр Шишкин