Православный интернет-портал «Древо крестное»

Социальное служение Церкви и взаимодействие с органами власти

Социальное служение Церкви и взаимодействие с органами 

Православные священнослужители окормляют детские сады, школы, больницы, дома престарелых, воинские части, подразделения МВД и МЧС, исправительные заведения, различные молодёжные организации, спортивные секции, военно-патриотические клубы и т.д. В настоящее время православная миссия активно пытается совершить «второе Крещение Руси»[1]

Ещё в сане митрополита будущий Святейший патриарх Кирилл встречался с лидерами группы ДДТ и «Алиса» [2], а став Патриархом — с байкерами [3]. Ныне покойный иерей Даниил Сысоев проводил активную миссионерскую работу среди гастарбайтеров. Протодиакон Андрей Кураев проповедовал в частности байкерам, а игумен Сергий (Рыбко) регулярно проводит миссионерскую работу в среде неформалов и любителей рок-музыки.

В контексте столь разнообразной миссионерской активности органично воспринимается как часть целого и сотрудничество священнослужителей с сотрудниками ДПС.

В области борьбы за соблюдение правил дорожного движения православное духовенство имеет обширное поле деятельности. Ведь на дороге не только обостряются и проявляются отрицательные эмоции, но и имеется опасность нарушения одной из наиболее важных заповедей: «Не убий!» Священнослужителю сотрудничество с автоинспекторами открывает широкие миссионерские перспективы, поскольку участниками дорожного движения являются все слои населения, независимо от вероисповедания, социального положения, национальности, пола и возраста. Практически каждый человек ежедневно становится участником дорожного движения в качестве водителя, пассажира или пешехода. Но в таком виде миссионерского служения есть своя ложка дёгтя: автолюбители не рады встрече с инспекторами ГИБДД. И внутренний негатив от неё может оказать отрицательное влияние на отношение к Церкви. Одно дело — освятить особо опасный участок дороги, установить поклонный крест, побеседовать о правилах дорожного движения с детьми или с будущими водителями. Другое — участвовать совместно с автоинспекторами в патрулировании дорог, беседе с нарушителями. Тем не менее миссионерская работа ведётся в разных направлениях.

В начале двухтысячных годов в Воронежской епархии батюшки освящали опасные перекрёстки и проводили занятия по основам христианской нравственности на курсах вождения. Наставления о поведении на дорогах звучали даже с церковных амвонов. И хотя большинство прихожан составляли не злостные нарушители из числа автолюбителей, а рядовые пенсионеры-пешеходы, автоинспекторы приветствовали такую помощь со стороны священнослужителей в деле профилактики ДТП. Ведь пожилые люди традиционно находятся в группе риска среди участников дорожного движения [4].

Интересный способ миссионерства имел место в городе Кузнецке Пензенской епархии. С декабря 2008 года раз в месяц местные сотрудники ДПС выходили на патрулирование дорог вместе с православным священником. Инспекторы останавливали нарушителя и отходили в сторону. В разговор с незадачливым водителем вступал батюшка. Нарушитель, с которым проведена пастырская беседа, освобождался от штрафа. Несмотря на освобождение водителей от наказания, количество ДТП уменьшилось. По словам Сергея Логова, который в 2008 году занимал должность начальника отделения ГИБДД Кузнецка: «Эффект превзошёл все ожидания!» Уже после двух проведённых акций аварий в районе стало в полтора раза меньше [5].

В Чите после проверки документов инспекторами ДПС батюшки дарили автолюбителям иконки святителя Николая Чудотворца.

На Камчатке провели акцию с оригинальным названием: «В гости к Богу не бывает опозданий». В ней приняли участие сотрудники ГИБДД и православные священнослужители. Батюшки освящали опасные перекрёстки, устраивали крестные ходы и проводили беседы с нарушителями ДТП. Старший инспектор по особым поручениям управления ГИБДД по Камчатскому краю Александр Мартыненко прокомментировал эту акцию следующим образом: «Можно сказать, это крик души, мы цепляемся за каждую ниточку. И я думаю, что эта акция откроет глаза людям»[6].

В Нижегородской и некоторых других епархиях православные кресты устанавливают на перекрёстках дорог и в местах повышенной опасности.

Иногда миссионерский порыв принимает сомнительные формы. Так, один батюшка из Тюмени, опытный автолюбитель, ездил по городу на автомобиле и через динамики призывал всех соблюдать правила дорожного движения [7].

Следует отметить, что перечисленные акции воспринимаются людьми неоднозначно. Но принципиальное различие в оценке такого рода миссионерской активности нашего духовенства вызвано скорее не столько её необычностью, сколько тем или иным отношением к Православию и вообще к религии.

На Руси с глубокой древности устанавливали поклонные кресты на перекрёстках дорог. Наиболее древние из сохранившихся поклонных крестов восходят к XI-XII векам [8]. Это имело несколько значений, в том числе освящение места, призыв к молитве, напоминание о Боге и о необходимости вести себя по-христиански в пути. На рубеже XX и XXI веков во многих местах России стали устанавливать поклонные кресты у дорог и перекрёстков в местах повышенной аварийной опасности дорожного движения.

По благословению Владыки Сергия в Самарской епархии давно ведётся миссионерская деятельность в наиболее приемлемых направлениях сотрудничества с гос­автоинспекцией. К примеру, в 2013 году был освящён участок дороги на 12-м километре автотрассы «Николаевка — Чёрновский — Белозёрки», расположенной в Волжском районе Самарской области. Это было вызвано повышенной аварийностью указанного участка дороги. Только за один день 27 октября 2013 года там произошло два ДТП. При этом погибло три человека. Согласно информации, опубликованной на сайте ГИБДД, «привлечение религиозных организаций к участию в работе по обеспечению безопасности дорожного движения Госавтоинспекцией осуществляется на постоянной основе» [9]. Только «в 2013 году в Самарской области при содействии Православной Церкви было освящено порядка 120 аварийно-опасных участков дорог и перекрёстков, на которых количество ДТП действительно сократилось» [10].

Невозможно обойти молчанием и роль православного богослужения в профилактике ДТП. Православные автолюбители и профессиональные водители, а также сотрудники ДПС охотно прибегают к услугам священно­служителей в традиционных для Православия формах: освящение транспортных средств, молебны о путешествующих. При освящении автомобилей и при благословении в автомобильное путешествие некоторые священнослужители не забывают напомнить о необходимости аккуратного вождения. Конечно, батюшки призывают возить в автомобиле крест или иконку, совершать молитву перед началом движения, во время движения и вообще всегда («непрестанно молитесь (1 Фес. 5,17)»). Если у участников дорожного движения, и особенно у водителей, будет живое ощущение присутствия святыни и молитвенное состояние, стиль вождения и обстановка на дорогах изменятся в лучшую сторону. Ведь пресловутое хамство на дорогах, соперничество, неуступчивость и прочие проявления отрицательных эмоций составляют именно ту категорию состояний человеческой души, которая исцеляется «молитвой и постом» (Мф. 17,21).

Улучшению дорожно-транспортной обстановки в значительной мере содействуют православная покаянная дисциплина и литургическая жизнь Церкви. Они оказывают весьма благоприятное воздействие на характер и поведение человека в целом, заставляют исправиться в лучшую сторону. Одним из грехов, в которых приносят покаяние современные прихожане, является раздражительность на дороге и вызванные ею нарушения правил дорожного движения. Умиротворение кающегося грешника и причастника несовместимо с лихачеством и хамством на дороге.

Древние иудеи носили повязки с текстами Закона для напоминания о нём. А современному человеку такие простые вещи, как иконка в машине и молитва, призваны сообщить помощь Божию, напомнить о непрочности земной жизни, о благоразумном поведении на дороге. Христианин должен готовить себя к жизни вечной. Но автомобильная дорога не «последний путь». Это всего лишь одно из условий передвижения по земле. Участие в дорожном движении не закон выживания наглейшего и не борьба за участок проезжей части, а неизбежный процесс достижения требуемого местонахождения. Христианское поведение на дороге поможет не забывать о главной цели нашего участия в движении, вести себя на дороге умнее и спокойнее, избегать излишних конфликтно- и аварийно-опасных ситуаций. Без благоразумия и помощи Божией участие в дорожном движении может стать преждевременным переездом в вечность.

Понимание таких очевидных истин может способствовать дальнейшему развитию весьма для всех полезного сотрудничества священнослужителей с автоинспекторами. При этом, безусловно, важнейшей задачей является формирование христианского стиля поведения, благоразумия и психологической устойчивости у детей и молодёжи как самых неопытных и эмоционально нестабильных участников дорожного движения.

 


  •  [1] Выражение «второе Крещение Руси» появилось ещё в конце 80-х годов прошлого века, во время празднования 1000-летия Крещения Руси. В 2013 г. под руководством митр. Илариона (Алфеева) увидел свет документальный фильм «Второе Крещение Руси» с участием Святейшего Патриарха Кирилла // Второе Крещение Руси. Российская газета. 22 июля 2013 г. — http://rg.ru/2013/07/22/premjera.html
  •  [2] Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл на встрече с лидерами групп ДДТ и «Алиса» признал допустимость диалога между Церковью и рок-музыкой. — Седмица.ру. 17 апреля 2006 г. — http://www.sedmitza.ru/text/343370.html
  • [3]Патриарх Кирилл удивил байкеров. — Дни.ру. 24 мая 2009 г. — http://www.dni.ru/society/2009/5/24/166936.html
  • [4]Безработные являются угрозой для водителей. — 63.ru. Новости онлайн. 13 января 2009 года. — http://63.ru/text/newsline/2009/01/13/
  • [5]Батюшки-гаишники. — Православный форум «Доброе слово». 04 декабря 2008 г. — http://www.dobroeslovo.ru/viewtopic.php?f=5&t=21008
  • [6]Батюшки-гаишники. — Православный форум «Доброе слово». 04 декабря 2008 г. — http://www.dobroeslovo.ru/viewtopic.php?f=5&t=21008
  • [7]Нарушителей ПДД обратят в христианство. — Дни.ру. 03 декабря 2008 г. — http://www.dni.ru/auto/2008/12/3/154613.html
  • [8]Кетова Л. О поклонных крестах. – Благовест. Православная газета. 01 сентября 2011 г. — http://blagovest.cofe.ru/Vzglyad/O-poklonnyih-krestah
  • [9]В Волжском районе Самарской области освятили аварийно-опасный участок автодороги. – Гос­автоинспекция. 05 декабря 2013 г. –  http://www.gibdd.ru/art395521/
  • [10]Там же.
Протоиерей Владимир Шарапов