Православный интернет-портал «Древо крестное»

О гранях христианского призвания

Вы — соль земли. Если же соль потеряет свою силу, то чем сделаешь её солёною. Она уже ни к чему не годна, разве выбросить её вон на попрание людям

Мф, 5: 13

О гранях христианского призвания

Поскольку невозможно противиться этому духу времени, множество христиан, принадлежащих к различным социальным слоям, вынуждены давать комментарии к самым разным событиям, поскольку об этом их спрашивают соседи, сослуживцы и просто знакомые. Так, к примеру, по мере сил практикующие верующие вдруг обнаруживают себя в позиции эксперта в сравнительном богословии и должны отвечать на вопросы о встрече Патриарха Кирилла с Папой Франциском, о проповеди Святейшего Кирилла относительно отождествления ереси и прав человека, о набивших оскомину джипах священнослужителей и Православии как бизнесе и прочем-прочем-прочем, что кажется современному обывателю имеющим отношение к церковной жизни.Дух нашей эпохи таков, что мы не можем укрыться от мощного медийного потока, когда практически с любого устройства, что время от времени должно подсоединяться к электросети, на нас обрушивается масса самой разной информации. И мы вынуждены вырабатывать личное оценочное отношение к самым разным событиям. Давно никого не удивляет, что немалое число наших сограждан прекрасно представляют себе, как следует играть в футбол и управлять государством, равно как и что огромное количество людей по всему миру азартно строит прогнозы, к чему приведут колебания цен на нефтяном рынке и каковы долгосрочные перспективы встречи предстоятелей Русской Православной и Католической Церквей.

Отсюда логично вытекает то мировоззренческое затруднение, в котором оказывается всякий православный человек нашего времени. С одной стороны, Священное Писание говорит через апостола Петра: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта о вашем уповании дать отчёт с кротостью и благоговением» (1 Пет, 3: 15) — призывает каждого из нас не уклоняться от вопросов, что задают нам как христианам, но, с другой стороны, как-то мало в этих вопросах интереса к учению Христа. И должен ли верующий и сознательный христианин мыслить своё христианское служение как труд комментатора к новостной ленте интернет-СМИ?

Для уяснения этого вопроса необходимо прежде всего осознать, к чему призывает нас Господь в Своём Слове. А для этого нужно чётко выстроить иерархию голосов, которые мы слышим в Церкви. И тут логично возникает вопрос: что мы должны слушать и слышать в первую очередь — внимательно вчитываться в текст Священного Писания или старательно оправдывать ожидания сограждан, что требуют комментариев по самым разным отголоскам церковной жизни, которые попадают в СМИ?

Для всякого верующего ответ очевиден: на первом месте должно стоять Священное Писание. И там мы находим однозначный ответ: «Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, вот первая заповедь! Вторая, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя, большей сих заповедей нет» (Мк, 12, 29-31).

Итак, Спаситель весьма недвусмысленно указывает на необходимость следовать Его учению во всех составляющих человеческой природы: и на телесном, и на душевном, и на интеллектуальном уровнях. А потому не является истинным христианином тот, кто практикует христианство лишь на одной из граней своей человечности.

Как это происходит? С телесным уровнем всё более-менее понятно: это коллекционирование чувственных впечатлений, чтение паломнических записок о том, как выглянуло солнышко и засияли купола ещё не близкой обители. Разумеется, без таких «телесных» переживаний не бывает живой веры, но немалое число христиан «застревают» на этом уровне и полагают, что достаточно ходить в храм к намоленным иконам и не беспокоиться.

Далее следует уровень душевный, который можно назвать также эстетическим. Акцентирование на нём опасно в том плане, что люди начинают искать реконструкций древних напевов и рассуждают о том, что неуместно партесное пение в деревянных храмах, возведённых по образцам Древней Руси. Так Христа заслоняют исторические или краеведческие штудии.

Что же до интеллектуального уровня, то концентрацией на нём будет крен в сторону переживания христианства на уровне экскурсовода в музее. Так происходит, когда человек может часами рассуждать о классических изображениях египетских богов, разнице между Верхним и Нижним Царствами, но ни в коей мере не обращается за помощью к Осирису и не призывает Гора. И немало наших соотечественников мыслят христианство как «культурное наследие» и с удовольствием обсуждают «мировоззренческие ловушки Православия», оценивают проповеди Патриарха, но ничуть не практикуют традицию, которой, казалось бы, весьма симпатизируют.

Итак, констатируем, что христианство по завету Христа следует практиковать на всех уровнях человеческой природы: и через аккуратное посещение храма и приобщение Святых Таин, и на эстетическом уровне церковного искусства, равно как уметь объяснить символику Троицы Рублёва с точки зрения интеллектуального построения композиции.

А теперь вернёмся к вопросу, поднятому в начале статьи. Так следует ли современному христианину превращаться в «православного эксперта», что с готовностью даст оценку и прокомментирует любой новостной повод к разговору о Русской Православной Церкви?

Нетрудно заметить, что подобное находит себе место лишь на уровне культурно-интеллектуальной составляющей христианской жизни. Она важна, и нарушают заповедь те, кто пренебрегают знакомством с христианской историей и культурой, но всё же это далеко не единственная грань христианского призвания.

Более того, интеллектуальный уровень никогда не был широко распространённым явлением среди практикующих христиан. Таким образом, можно констатировать, что наиболее эффективным свидетельством в пользу истинности христианства будет не ведение дискуссий в виртуальном или реальном пространстве, но деятельная христианская жизнь.

Сергей Крейдич, преподаватель Самарской духовной семинарии