Православный интернет-портал «Древо крестное»

Апологет ХХ века

Неправильно думать, что апологетика была востребована только в первые века церковной истории, в эпоху противостояния языческой Империи. В любые времена находились люди, которые вопреки внешним обстоятельствам не боялись открыто исповедовать свою веру не только личной жизнью, но и своими научными и литературными трудами, раскрывая внешним красоту Православия и укрепляя верных. И в сложное время преследований за веру со стороны советской Империи находились такие подвижники. Одним из них и был Николай Евграфович Пестов, о котором сейчас помнят далеко не все, даже в Церкви.

 Подвижником земли Русской называли Пестова его почитатели, — и это высокое именование не было преувеличением.  Его многотомные труды были плодом личного, опытного подвижничества. В работах Николая Евграфовича опыт Святых Отцов пережит через катастрофы и искушения XX века, — те, которые изведал он сам.

Родился Николай Евграфович 4 августа 1892 года в Нижнем Новгороде. Его отец происходил из мещан, мать – из купеческой семьи. В 1911 г. он поступил на химический факультет Императорского Московского Высшего Технического Училища (теперь МВТУ им. Баумана), в котором учился с 1911 по 1914 год и с 1922 по 1924 годы. Первая Мировая война застала его на 4 курсе. Николай добровольно поступил в армию. Потом в своем дневнике он записал: 

 

... спустя много лет я вижу в этом Промысел Божий, который на 8 лет вывел меня из стен училища, чтобы вновь вернуть в него, но уже совершенно другим человеком. Вышел Савл, вернулся Павел...

Николай Евграфович Пестов

По окончании военного училища Николай Пестов был произведен в прапорщики с назначением в пехотный запасной батальон. В середине августа 1915 года он был переведен в Ригу в артиллерийский полк для организации противохимической защиты. На фронте получил слуховую контузию, последствия которой остались на всю жизнь. Награжден орденом Св. Станислава III степени и орденом Св. Анны III степени. В документах полка Пестов был аттестован как «выдающийся офицер».

После февральской революции Пестов избирается членом Полкового Комитета, а затем в исполнительный комитет как председатель от полка и одновременно член Полкового Суда; в августе 1917 г. назначается полковым адъютантом. 16 ноября 1917 г., оформив отпуск, он выехал на родину в Нижний Новгород, где после смены власти работал на государственной службе. В августе 1918 г. вместе с другими бывшими офицерами, дворянами и представителями буржуазии был арестован «в виду возможного выступления контрреволюционных белогвардейских элементов» (сорок человек были расстреляны). В ноябре, когда стало ясно, что белым не завладеть Нижним Новгородом, был отпущен на свободу. Все специалисты старой армии обязаны были встать на учет и служить на тех постах, на которые поставит их советская власть. Пестов был направлен на работу в органы Всевобуча. Не имея христианской веры, в декабре 1918 года он вступил в коммунистическую партию. После удачного доклада о положении дел в Нижегородском Всевобуче его оставили в Москве работать в Управлении Всевобуча при Всеросглавштабе. Одновременно он был зачислен курсантом на Центральные Высшие курсы Всевобуча, по окончании которых ему было присвоено звание военного комиссара. Весной 1919 Николай Евграфович попал на Восточный фронт в Северную группу войск. В сентябре 1919 года ему присваивается звание окружного военного комиссара и назначается должность Начальника Управления Всевобуча Приуральского военного округа.

В июле 1921 года Николай Евграфович увольняется из рядов РККА. Причиной оставления службы в армии послужило громадное духовное потрясение, происшедшее с ним в тот период. Постепенная стабилизация обстановки в России позволила ему демобилизоваться и вернуться в Москву для окончания образования.

Поздней осенью 1921 года он попал на лекцию Марцинковского «Жил ли Христос?» для студентов МВТУ и других вузов.  «Я впервые услышал такие глубокие и содержательные слова о Христе и Евангелии. В моей душе родилось чувство глубокого раскаяния о содеянном мною. Внезапно точно пелена упала с глаз, в простых словах Евангелия, которое читал лектор, я услышал ответ на мучившие меня вопросы. Этот вечер стал поворотным пунктом... С лекции я вышел христианином. Началась моя новая просветленная жизнь. Новые силы, неизведанные ощущения ворвались в душу. Уже не скорбь и тоска, но неизреченная радость наполняла душу, давая силы жить, работать, учиться, - писал он в дневнике. - Путь Евангелия и осуществление в жизни заповедей Христа - вот теперь мой путь, моя жизнь!».

Новые убеждения не позволяли оставаться в партии; он уничтожил партийный билет, не прошел очередную регистрацию и был исключен из рядов РКП(б). В Москве Николай Пестов познакомился с организаторамм Христианского Кружка в МВТУ и стал помогать в организации лекций на духовные темы. Марцинковский очень скоро приметил Пестова и способствовал его деятельности в Христианском Студенческом Кружке. В 1921 г. Пестов принимал участие в борьбе с голодом и эпидемией сыпного тифа в Саратове, где он также посещал общины христиан-студентов. К концу лета 1922 года Пестов вернулся в Москву, восстановился в МВТУ и продолжил учебу, в свободное время посещая собрания Христианского Студенческого Кружка. В 1923 г. Марцинковскому было сообщено в ГПУ, что за его религиозную проповедь среди студентов он высылается за границу.

В 1923 г. состоялась свадьба Николая Евграфовича и Зои Вениаминовны, с которой он познакомился в христианском кружке. В 1925 г. Пестов поступил на службу в Московское Высшее Техническое Училище в должности научного сотрудника при кафедре технологии минеральных удобрений.

После смерти Ленина отношение властей к студентам-христианам резко изменилось. Запрещено было проводить религиозно-философские собрания, закрывались религиозные кружки и общества. Христианский Студенческий Кружок в Москве также был ликвидирован властями, дом отобран, члены кружка подвергались всевозможным репрессиям, происходили обыски, аресты, ссылки. Пестов попал в тюрьму, сначала на Лубянку, потом в Бутырку. За два дня был арестован весь состав Христианского Студенческого Кружка. Спали на нарах вместе с уголовниками. Там же сидели и члены студенческого кружка теософов. Были сведения, что кружковцев спасла от высылки Н. К. Крупская. Вместо высылки им присудили 40 дней ареста, отделили от уголовников в особую камеру, где они проводили диспуты с теософами на религиозные и философские темы. В тюрьме Пестов познакомился с прихожанином церкви Святителя Николая на Маросейке (храм Николы в Кленниках). Настоятелем этой церкви был старец отец Алексий Мечев, в то время уже старый и больной человек. Духовное руководство в приходе после его смерти перешло к его сыну, о. Сергию Мечеву.

Вернувшись из тюрьмы, Пестов перестал посещать обновленческие храмы, стал постоянным прихожанином Маросейской церкви и духовным сыном о. Сергия Мечева. По благословению духовного отца Пестов в 1926 г. совершил поездку в Саров и Дивеево, где еще действовали монастыри.

В семье Пестовых подрастали два сына и дочь, их воспитанию Николай Евграфович уделял много внимания, борясь за их души, как и за свою собственную. Строго детей он никогда не наказывал: «Где действует любовь, там строгость не нужна». Во время войны дети особенно приучены были к молитве: каждый день вместе читали акафисты, и ни одна бомба не попала в их дом, хотя соседние дома были разрушены.

Пестов вел большую научную и педагогическую деятельность: преподавал в вузах, читал лекции на предприятиях, руководил аспирантами; ему принадлежит около 160 научно-исследовательских работ, монографий и статей. В 1937 г. на заседании кафедры в Менделеевском институте проф. Пестов Н.Е. выступил против осуждения как «врага народа» талантливого ученого, арестованного тогда НКВД, и был исключен из штата. Этот открытый шаг также можно считать достойным настоящего апологета древности. И он как и тогда мог стоить апологету жизни.

«Почти ежедневно, скорее еженощно, я ожидал ареста. Считаю, что только по молитвам моих детей, жены и духовного отца я в то время не был арестован и остался жив» - писал он позже. При этом в 30-е годы Пестов не боялся у себя дома собирать людей на тайные богослужения, на исповедь, беседы

Летом 1939 г. был приглашен на работу в МИЭИ им. Орджоникидзе, зачислен по конкурсу на должность зав. кафедрой химической технологии; с октября 1943 г. он зам. директора по научной и учебной работе. После защиты докторской диссертации в 1941 г. в АН СССР он был утвержден в степени доктора химических наук.

Во время войны семья Пестовых из Москвы в эвакуацию не уезжала. Из-за бронхиальной астмы Пестов был освобожден от призыва в армию. Сыну Коле было 17 лет, его призвали только в сентябре 1942 г. А в октябре 1943 г. было получено сообщение, что он убит в бою. Николай Евграфович излил свое горе, написав книгу «Светлой памяти Колюши» или «Памятник над могилой сына». Позже он переименовал свой труд, назвав его «Жизнь для вечности».

 

Годы войны явились для Н. Е. Пестова годами интенсивной научной и педагогической деятельности. Его работы печатались и у нас в стране, и за рубежом. Некоторые аспекты его научных трудов имели непосредственное отношение к оборонной промышленности. Награды: в 1944 г. - орден Трудового Красного Знамени; в 1946 г. - медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»; в 1953 г. за выслугу лет и безупречную работу в числе работников науки высших учебных заведений г. Москвы - орден Ленина. К концу военных лет Николай Евграфович перестал скрывать свои убеждения, снова ходил в храм, уже не боясь встретить там своих сослуживцев или студентов.

Первые труды по богословию были написаны Пестовым в конце 50-х годов. Это были выдержки и цитаты из святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам христианской жизни, объединенные в два тома под названием: «Пути к совершенной радости». В те же годы была написана первая редакция книги о погибшем на фронте сыне, а также первая редакция книги «Над апокалипсисом».

Духовная литература традиционно создавалась монашествующими, и в ней отражен прежде всего опыт иночествующих. Николай Евграфович создал труд, который можно назвать «Добротолюбием для мирян». Ни в коем случае не принижая путь монашеский, Н. Е. Пестов справедливо пишет, что в условиях XX столетия в России, когда была уничтожена духовная традиция, разрушены монастыри, умучены лучшие духовные наставники, восстанавливать нужно прежде всего христианские семьи, а они уже смогут взрастить ревностных священнослужителей и иноков и восстановить монастыри и традиции духовные.

В книгах Н. Е. Пестова постоянно подчеркивается высота христианского подвига в миру, рассматриваются разные житейские обстоятельства. Это воистину благочестивая практика современного христианина: в семейных отношениях, в воспитании детей, в дружбе, на работе с сослуживцами и начальством, на транспорте, в очередях, утром и вечером, в течение дня, в разговорах и молчании.

Николай Евграфович живо рисует «лествицу добродетелей» (подчеркивая среди них именно мирские добродетели) и одновременно говорит о бесконечном стремлении к гармонии внешнего и внутреннего.

Николай Евграфович создает стройную систему основных правил благочестивой христианской жизни, систему понятий православного мировоззрения, но не устает повторять призыв «отойти от нивелирования в духовном отношении, от стремления подогнать всех под одну мерку». И поэтому в цитировании Николай Евграфович проявляет удивительную широту, наряду с цитатами из Святых Отцов он много (в преобладающем большинстве случаев) цитирует подвижников или XX, или конца XIX столетия, а также порой и светских философов, писателей, поэтов, приводит примеры из жизни политических деятелей, ученых, художников, врачей. Все это он делает с мыслью о народе в целом, а не только о воцерковленных и укрепленных в вере людях: «Чтобы семена истины взошли, надо сначала вновь разрыхлить затвердевшую почву... Велики страдания народа нечестивого: и не только оскудение во всем и голод, войны и эпидемические болезни падают как удар за ударом на головы народа. От него отнимаются и его духовные руководители, и в среде его воцаряется полная духовная разруха – смятение всех устоев, на которых зиждется нормальная здоровая общественная жизнь: прекращается или замирает проповедь о Богослужении, гаснет вера».

В последние годы своей служебной деятельности Пестов говорил: «Прошу Господа указать мне Свою Святую волю. Не пора ли мне отложить химию и физику, а остаток дней своих посвятить Господу?». Господь указал Свою волю следующим стечением обстоятельств. В эти времена (60-е годы) Пестов занимал должность зам. директора Инженерно-Экономического Института по научной части. Пришло распоряжение провести на всех кафедрах антирелигиозную работу, предписать всем профессорам и педагогам вклинивать атеистическую пропаганду во все предметы и предоставить соответствующий план. Т. к. делать все это Пестов отказался, его вызвали в кабинет директора института и в присутствии секретаря партбюро МИЭИ предложили уйти на пенсию. Когда после отпуска Пестов осенью пришел в институт, чтобы подать заявление об уходе на пенсию, ему сказали, что он уже отчислен приказом. Никаких торжественных проводов не было.

Последний год был тяжелым. Николай Евграфович сознавал, что скоро умрет и готовился к этому великому моменту. Летом 1981 года он попросил его пособоровать. Во время Таинства он горячо молился; после соборования болезнь зримо отступила. Последние месяцы перед смертью он почти не вставал, еженедельно причащался Святых Таин и пребывал в непрестанной молитве. После Рождества 1982 года силы окончательно оставили его. Утром 11 января он впал в беспамятство и, не приходя в сознание, скончался в ночь на 14 января 1982 года в праздник Обрезания Господня и Святого Василия Великого, которого очень чтил. Погребен Николай Евграфович Пестов на кладбище при Смоленско-Никольском храме д. Гребнево Московской области.

Можно сказать, что сам Николай Евграфович был и остается духовным руководителем и проповедником и в своих книгах, и в жизни. О книгах Пестова можно сказать его же словами: «Хорошие духовные книги — это наши лучшие друзья, наши руководители и наставники. Их надо читать, перечитывать, изучать, делать из них выписки... Духовное чтение есть одно из средств развития в нас смирения — основы добродетелей».

Ольга Андреева