Православный интернет-портал «Древо крестное»

Русский характер

БЫТЬ РУССКИМ.

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ – ВОСПИТАТЕЛЬ ДУХА РУССКОГО НАРОДА

Какое отношение имеет преподобный Сергий Радонежский к образованию и воспитанию? Этот вопрос и сложный и простой. Преподобный Сергий – ключевая фигура российских истории и государственности. Обратимся к истокам нашего государства. Когда равноапостольный князь Владимир крестил Русь, то христианская Церковь не была разделена, была единой Церковью Христовой, не было понятий «Западная цивилизация» и «Восточная цивилизация». Но уже к XIV веку возникло противоречивое мнение по поводу жизни и спасения человека в мире, по вопросу природы Фаворского света. В результате полемики между святителем Григорием Паламой и калабрийским монахом Варлаамом произошло разделение богословия на два течения. Византийские монахи и святители доказывали, что человек в этом мире может быть озарен нетварным благодатным светом, видеть Бога в Его Фаворском свете. Так возникло течение исихастов. Восточное Православие выбрало путь внутреннего делания, молитвенного делания, богосозецания. По мнению же западных богословов, только мудрецы, творцы могут спасти себя через творение добрых дел.

Западное христианство представляет христианское служение миру как служение социальное. Восточное Православие понимает, что для спасения необходима связь человека и мира с Богом. По этой линии произошло разделение на Западную и Восточную Церкви. И эта черта не есть формальная, условная, но глубоко мистическая, сакральная линия разделения представления отношения человека с Богом. Внутренний подвиг православного христианина направлен на совершенствование «внутреннего человека». Даже самое доброе с точки зрения мира дело, если не способствует совершенствованию человека (например, развивает гордыню, тщеславие, сребролюбие), то оно становится душевредным и его необходимо отставить. Чтобы определить, доброделание ли совершаешь, нужно вслушиваться в себя, что происходит с твоим сердцем, как ты меняешься.

Во времена преподобного Сергия Радонежского вопрос спасения души также был актуален. Игумен земли Русской направил крещеную Русь по пути исихазма, внутренней молитвы, внутреннего делания. И когда через 70 лет после кончины Преподобного Византия завершила свой земной историю – была оккупирована турками-османами, – опыт ее церковной мистической жизни перешел к России. Россия стала Третьим Римом, о котором сказано: «Два Рима пали, Третий стоит, Четвертому не бывать». Принятие Русью своеобразной эстафеты хранения истины и Православной веры стало возможным именно трудами преподобного Сергия. Со времени его жизни начинается представление о русском народе и русском государстве как о носителях и хранителях Православной цивилизации.

Мы видим, что Православная цивилизация по своим духовным ценностям, по способу служения Богу уже тогда стала отличаться от цивилизации западноевропейской.

Слово «цивилизация» является многозначным. Большинство видят в этом понятии определенную степень материального развития, рассматривают цивилизованность как степень развития науки, технологии, бытового комфорта. Подобное представление позволяет делить все народы и страны на цивилизованные и варварские, что не отражает глубинных основ бытия больших социумов. Однако такая точка зрения в значительной степени распространена в обществе, оперируют ею и в нашей системе образования. Подобное понимание цивилизации может быть очень удобным для политиков: дескать, если мы не цивилизация, то всего лишь туземцы, варвары, и нас необходимо цивилизовать, на нас можно оказывать давление и на свой лад нас переделывать.

В научном плане слово «цивилизация» понимается как объединение государств и народов по общим для них религиозным, государственным, культурным и прочим признакам в некий культурно-исторический тип. Поэтому можно говорить о цивилизациях египетской, вавилонской, греческой, римской, западно-европейской и нашей Православной, укоренившейся преимущественно в восточной части Европы. Впервые культурно-исторические типы описаны философом Н.Я. Данилевским и его последователями. На Западе об этом говорили Шпенглер в своем «Закате Европы», затем Тойнби, Хантингтон, который исследовал столкновение цивилизаций. В современной России осмыслением культурно-исторических типов занимается философ В.Н. Тростников, автор труда «Православная цивилизация».

Результатом существования цивилизации как определенной культурно-исторической среды является определенный тип личности. На примере ментальных черт личности отчетливо проявляется разница между, например, православной и католической цивилизациями. Точно замечено: «Одень русского человека в западный костюм, пусть он выучит все европейские языки, и все равно большинство иностранцев при встрече скажут ему: "Ты – русский"». Так на Западе и воспринимается русский человек: если ты из России, то ты – другой, особый. Даже если это татарин, чуваш или мордвин, все равно скажут: «Ты – русский». Глаза ли нас выдают, стиль речи, какие-то манеры поведения, – в точности трудно определить, однако во всем мире нас узнают, кто мы. Эту русскость никак нельзя замаскировать. И наследие прп. Сергия заключается именно в том, что он начал создавать условия для формирования, роста особого типа человека, которого сейчас называют русским.

Преподобного Сергия не зря величают игуменом земли Русской. Он понимал, как и мы с вами теперь знаем, что православный народ, объединяющийся под именем Русь, – многонациональная общность. Как такового этнического понятия «русский народ» не существует. Есть славяне, чуваши, мордва, татары и прочие. Конечно, основу русского народа составляют славяне, они и называют себя этническими русскими. Узнаваем внешний вид каждой народности, различимы особенности бытовой, поэтической, празднично-игровой культуры. Но не случайно нередко можно услышать: «Что же, если я татарин, я уже не русский»?

Кто же такой русский? Отвечая на этот вопрос, мы должны иметь в виду ментальные особенности русского народа.

Первая из них – это наша вера, наша церковность, наше православное благочестие. Когда мы в храме причащаемся Плоти и Крови Господней, то, едва отойдя от Чаши, уже почитаем друг друга братьями и сестрами. Откуда русских взялось такое наименование ближнего? Не «господин», «пан», «товарищ», а «брат» и «сестра»? Это пошло оттого, что мы – христиане, являемся причастниками одной Плоти и Крови – Христовой. Это есть сакральный, мистический момент в жизни русского народа: он начинал свое бытие с храма, с таинств Церкви. Причащаясь Святых Христовых Таин, мы все становимся одной Плоти и Крови, становимся братьями и сестрам. Но мы одной Плоти и Крови и со Христом. И в этом суть понятия «народ-богоносец».

Однажды сербский подвижник преподобный Иустин (Попович) спросил у полицейского, арестовавшего его за веру: «Почему ты серб? Ты ходишь в храм? Папа и мама у тебя православные? Ты Богу молишься?» Страж порядка ответил: «Нет, я – коммунист, родители мои – коммунисты. Я серб, потому что родился на этой земле». Преподобный тогда сказал: «Видишь того быка? Он тоже родился на этой земле, и предки его рождены здесь, но он не серб». Так же и про нас можно сказать: если ты родился на этой земле, еще не значит, что ты русский. Русским надо стать. Ты мог родиться славянином, но это рождение лишь по плоти и крови. Ты должен родиться по духу – в святом крещении. Все, кто рожден в крещении, крещеные люди – это и есть Церковь. Вот тогда нас можно назвать по-настоящему русскими, а не лишь за присущий нам славянский тип внешности. И дар русскости заключается в простых словах прп. Сергия: «Любовию и единением спасемся».

Насколько жива и действенна традиция, ведущая свое начало от прп. Сергия, мы можем видеть по дальнейшим явлениям русской истории. И мосты появились с тех времен, и дороги в какой-то мере начали приводиться в порядок, и «сорок сороков» церквей в Москве ежедневно благовестили к заутрене. Иностранцы, посещавшие нашу страну, писали, что у русского мужика синяк на лбу – так ревностно он крестится. Почему так много храмов было на Руси? Потому что люди, жившие на этой земле, каждое утро начинали с Литургии. Весь народ жил, как один монастырь.

Прп. Сергий был одним из тех, кто стоял у истоков нашей русской традиции. Современные люди часто говорят: традиция сдерживает личность, мешает человеку быть свободным. Однако традиция – это создание совокупности условий, в которых растет человек. По телевизору показывают хорошие фильмы, по радио передают хорошую музыку, государство и общество старается, чтобы у детей были добрые родители и чтобы дети относились к родителям, как и положено, – с почитанием. Разве можно назвать все это сдерживающим моментом в развитии человека? Напротив, это условия, в которых вырастет нормальный человек. Подобные устои для жизни своих подданных и граждан создает любая цивилизация. Традиция есть условия, в которых формируется определенный тип личности.

Чтобы подорвать общество, нужно, наоборот, разрушить существующую в нем традицию. Причем, главный удар нанести по ее нравственной составляющей. Если общество перестает воспитывать людей, ориентированных на добро, то разрушение государственного и иных начал цивилизации становится делом времени.

Вот почему в Ветхом Завете за нарушение традиций предписывалось побивать камнями. Не почитает сын или дочь отца с матерью – побивали камнями, изменила жена мужу – поступить с ней по заповеди. Люди издревле понимали, что если нравственная ржавчина войдет в жизнь народа, то она уничтожит этот народ. Сейчас мы видим, что на Западе уже не столько пушки и танки применяются против других народов и сообществ, а оказывается своего рода духовное, идеологическое воздействие. В большинстве случаев представители мирового глобализма нравственно разлагают своих противников. И когда уничтожаются традиции, то есть духовные, нравственные, исторические условия жизни человека, то рано или поздно начнет деградировать и сам лишенный своих смысловых корней народ. На примере нашей страны мы видим, что когда разрушилась традиция, то и нравственность упала, и экономика зашаталась, и все жизненные сферы общества оказались поражены. Поэтому каждая цивилизация стремится к тому, чтобы хранить свои традиции.

В свое время директор школы, в которой я, будучи студентом, проходил педагогическую практику, сказал: «Воспитывать детей очень легко. Это как огурцы солить: ученика сразу же, как огурец в банку с рассолом, бросаешь в созданную атмосферу воспитания и обучения. Хочет – не хочет, однако рано или поздно он "просолится". Традиции – это рассол, напитываясь которым человек становится лучше, качественнее, вкуснее. Если нет подобного рассола или вместо него сомнительный раствор, то огурец потом выкинешь в ведро, так как он сгниет, станет несъедобным». Цивилизационные традиции – это охранительное явление в жизни народа, когда с юных лет человек становится нормальным, нравственно полноценным – учится жизни, а не смерти.

Прп. Сергий преподал нам еще один урок – урок любви к своему Отечеству. Мы можем воспитать духовного, нравственного человека, молитвенника, который также будет интеллектуально и творчески развит, однако он берет и уезжает в Америку, Канаду, Германию – куда-то в «страну далече». И живет он там достойно, и даже как православный посещает храм (за рубежом практически везде можно найти православные храмы). Кажется, остается только радоваться, глядя как замечательно устроилась эта духовно-нравственная личность. Однако России-то что от этого? Сколько мы потрудились, сколько скорбей претерпели, воспитывая человека, а его нет – уехал! Потому что мы незаметно упустили его как личность.

Верноподданство – вторая ментальная особенность русского человека. В царской России не было граждан в современном понимании – были верноподданные. Все, кто жил в России, давали клятву верности монарху. Поэтому верноподданными являлись не только этнические славяне, но и инородцы. Христиане присягали на Евангелии, магометане – на Коране, язычники – на огне ли, на сабле, однако тоже клялись служить Белому Царю верою и правдою. И вот эта семья верноподданных, состоящая из множества наций, становилась единым народом, называемым по имени государственно образующего этноса, – русским.

Русский народ являлся державным народом, состоявшим из православных христиан, создавшими в XIV-XVII вв. великую державу. Однако существует еще одно понятие – «имперский народ». Он состоит не только из этнических русских, в него входят и инородцы, представители разных конфессий, – все, кто, как было сказано выше, давал клятву верности Царю – Помазаннику Божиему. И через служение православному императору, который давал клятву Христу и служил Ему и России, весь народ служили Христу. Верность Христу через служение монарху – это сакральная, мистическая основа нашего единения как народа. Идея почитания Небесного и земного Отечества была особенностью монархического миросозерцания в России.

Большинство русского народа в 1917 году отреклись от клятвы, стали клятвопреступниками, и Царь уже не мог управлять неверными людьми. Не может быть Царя без верноподданных и верноподданных – без Царя.  И сейчас мы живем в обществе, в котором никто никакой клятвы верности не дает – живем так, как хотим. Атомизированное общество, распавшееся на отдельные самодвижущиеся частицы. Однако есть то, по отношению к чему можно быть верноподданным: у нас есть Христос, есть Россия, есть наша история, есть наш народ. Как говорят многие исследователи, монархия не отменялась – от нее отказался сам народ. Однако, если народ вернется к понятию верноподданства, то Господь, может быть, даст нам Царя, и мы опять будем жить как одна семья, без распрей и раздоров.

Целью воспитания и образования является воспитание верноподданного. Пусть он хуже учится, чем другие, но хороший человек, предан России, готов за нее живот свой положить. Именно на таких людях, а вовсе не только на талантливых индивидуалистах веками строилась наша держава, наша империя.

Есть и третья ментальная особенность, тесно связанная с двумя предыдущими: русский человек отличается от остальных тем, что он может превзойти возможности своей природы. Это и есть русское чудо! Человек может сделать то, что непосильно его природе, с Божией помощью, с помощью благодати. История России наполнена проявлением этого чуда. То Мамай идет, то Наполеон, то Гитлер… «Россия, – думают они, – это "колосс на глиняных ногах". В этой стране ничего крепкого, надежного, жизненного нет, и мы за три месяца поработим русских». Но вдруг появляется некая сила в нашем народе, и он совершает такие подвиги, такие свершения – и в экономике, и в науке, и в военных делах, так что все поражаются: «Как это возможно?»

Русский человек способен преуспеть и в творчестве. Так, с Божией помощью, у нас появилась великая культура: литература, живопись, музыка. И сами смиренные создатели ее недоумевают: «Как это у меня получилось? Неужели я так смог?»

Русский может терпеливо вынести любые лишения, которых не под силу больше никому. Немцы после Второй мировой войны недаром говорили, что войну выиграли русские женщины. В минуты грозной опасности или лишений у нас выстраивается особый – самоотверженный – образ жизни. И русский человек всегда воспринимал такие испытания, как нечто, ниспосланное Господом для его пользы и спасения.

Хранимый Богом, русский народ проигрывал битвы, но не проиграл ни одной войны – ни духовной, ни материальной. Потому и не исчез за многие века с исторической арены, несмотря на многочисленные попытки супостатов добиться этого. И в крепость русского духа неоценим вклад преподобного Сергия Радонежского, оставившего нам свой завет: «Быть русскими, быть православными, быть верноподданными».

Архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии, настоятель Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель Троице-Сергиева подворья г. Самары