Православный интернет-портал «Древо крестное»

Первые христиане

Первые 300 лет истории Церкви – это время гонений. Казалось, весь мир ополчился на христиан. Язычники, оккультисты и античные атеисты (были и такие в те далекие времена) критиковали христиан за их веру в Бога, ставшего человеком, избитого, оплёванного и подобно презренному разбойнику распятого на Кресте. Про христиан рассказывали всевозможные нелепицы, а про Евхаристию всякие непотребства. Новая религия вызывала страх в сердцах невежественных людей и презрение среди образованной части общества.

Ранее, в 64 году I века император Нерон поджег древнюю столицу империи, как говорят, ради поэтического вдохновения, после чего обвинил в чудовищном преступлении христиан, которые совершили это из ненависти к роду людскому (odio humani generis). Самым жестоким образом практически все христиане Рима были умерщвлены, их отдавали на растерзание зверям, распинали на крестах или сжигали живыми ради ночного освещения. Тогда же были казнены и святые первоверховные апостолы Петр и Павел.

В ходе Первой Иудейской войны (66-71 гг.) и Восстания Бра-Кохбы (132-135 гг.) Иерусалимская Церковь-мать была полностью уничтожена восставшими против римской оккупации иудеями. Христиан преследовали, жестоко пытали, и, если они не отрекались от Христа и не желали хулить его имя, как пишет Евсевий Кесарийский, «убивали всевозможными способами».

Язычники обвиняли христиан в не почитании отеческих богов, в святотатстве и, как следствие, во всех бедах, неурожаях, эпидемиях и природных катаклизмах, якобы посылаемых разнообразными и многочисленными богами в качестве наказания нечестивцам. Философы презрительно называли христиан невежественными и суеверными. Государственные мужи обвиняли в диссидентстве, в попытках разрушить сакральное единство империи, основанное на культе божественного императора. Казалось, «Общий закон», провозглашавший non licet esse christianos («быть христианами не дозволено»), действительно необходим империи и нет ничего удивительного в том, что императоры на протяжении почти трех веков защищали богобоязненный ромейский народ от адептов столь чудовищной секты.

Но кто же эти христиане, которых боялись и ненавидели? Вот что пишет в письме к императору Траяну легат в провинции Вифиния

Они утверждали, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они в установленный день собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как Бога и клятвенно обязывались не преступления совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. После этого они обычно расходились и сходились опять для принятия пищи, обычной и невинной, но что и это они перестали делать после моего указа, которым я, по твоему распоряжению, запретил тайные общества. Тем более счел я необходимым под пыткой допросить двух рабынь, называвшихся служительницами, что здесь было правдой, и не обнаружил ничего, кроме безмерного уродливого суеверии[1]

Плиний Младший

Так же и Лукиан Самосатский, которого так же невозможно назвать другом христиан, высмеивает обычай собирать продукты и деньги для всякого христианина брошенного в темницу: «Тогда Протей был схвачен за свою принадлежность к ним и посажен в тюрьму… Лишь только Протей был посажен в тюрьму, как христиане, считая случившееся несчастием, пустили все в ход, чтобы его оттуда вырвать. Когда же это оказалось невозможным, то они старались с величайшей внимательностью всячески ухаживать за Протеем. Уже с самого утра можно было видеть у тюрьмы каких-то старух, вдов, детей-сирот. Главари же христиан даже ночи проводили с Протеем в тюрьме, подкупив стражу. Потом туда стали приносить обеды из разнообразных блюд и вести священные беседы. И, как ни странно, пришли посланники даже от малоазиатских городов по поручению христианских общин, чтобы помочь Перегрину, замолвить за него словечко на суде и утешить его. Христиане проявляют невероятную быстроту действий, когда случится происшествие, касающееся всей общины, и прямо-таки ничего не жалеют»[2]. А кроме того, пишет Лукиан с ядовитой иронией, христиане призирают смерть и пытки, называют друг друга братьями и все доходы считают общими. Преступления достойные жестоких пыток и смертной казни?Сам Господь предсказывал Своим ученикам грядущие гонения, когда их «будут отдавать в судилища и в синагогах будут бить» и «поведут к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками» (Мф 10:17-18), а Его последователи воспроизведут и самый образ Его Страданий: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Мк. 10:39). Были убиты апостолы. И апостольские мужи. Тысячи, многие тысячи христиан пролили свою кровь ради Христа, уповая на те радостные обетования, которые дал Господь о жизни будущего века. А кровь мучеников, по точному определению христианского писателя II века Тертуллиана, стала семенем Церкви.В ответ на жестокие репрессии и ненависть христиане берут в руки не меч или копье, а стилус и пергамент, их единственное оружие – слово. II-III века – эпоха апологетов[3].

Они обращали защитительные речи императорам и римскому сенату, раскрывали основы христианской веры горделивым философам на их языке, увещевания к язычникам и иудеям. Понимая, что основой любой ненависти является недопонимание и отсутствие диалога, апологеты пытаются преодолеть эти невидимые препоны в сознании, разделяющие людей на тех, кто готов умереть за Христа, и тех, кто готов убивать.Благословением Бога, молитвами святых и трудами апологетов к 300 году на востоке империи было до 15% христианского населения, на западе около 5%. Среди них не только «невежественные люди и женщины», которых презрительно вспоминал Лукиан, но и образованные риторы, философы, врачи, высокопоставленные военачальники, вельможи. Представления о том, что христиане поклоняются ослиной голове, почитают Бога в виде свиньи, на своих ночных собраниях предаются разврату, а день начинают с пьянства, широко распространённые во II веке, уходят в прошлое. Говорить по существу о христианской вере трудно, для антихристианских писателей остается один путь: сатира, замешанная на откровенной лжи. И даже Цельс, один из самых известных философов своего времени, друг императора Марка Аврелия, написавший «Правдивое слово», в котором полемизирует с христианством, способен только довести положения веры до абсурда и зло их высмеять, называя христиан «сумасшедшими», «дураками», «сонмом лягушек на болоте или синодом червей на куче навоза».Впрочем, такая стратегия борьбы со Христом на протяжении всей истории почитается врагами Церкви как самая эффективная. В ХХ веке профессиональные безбожники массово издавали карикатуры и путешествовали по Советской республике с лекциями и акциями, которые мы сегодня назвали бы перформансами, высмеивая веру и верующих. «Красные авиаторы по небу летали, никакого бога там не увидали», - конечно, не Цельс и не Лукиан, но, согласитесь, в том же духе пропаганда.«Безбожные пятилетки» и «Союз воинствующих безбожников» давно канули в Лету, сегодня у каждого в кармане есть доступ к любым библиотекам и не составит никакого труда выяснить, верят ли христиане в бога, сидящего на облаке или вращающегося по геостационарной орбите, чтобы его можно было увидеть красным авиаторам или Гагарину, но стратегия высмеять и оболгать взята на вооружение и новым поколением борцов со Христом и Его Церковью. В этих условиях как никогда нужны новые апологеты, защитники веры, вооруженные упованием на Бога и знаниями, необходимыми чтобы разрушить тенета ненависти в сердцах и умах тех, кто хотел бы по примеру своих предшественников убивать и упиваться мучениями христиан на аренах римских цирков или в лагерях ГУЛАГа.

 ___________________________________________________________________________________

  1. Письма Плиния Младшего. Книга Х, письмо 96. 
  2. Лукиан. О кончине Перегрина, 12-13.
  3. Апологе́т (от греч. ἀπολογία — апология — защитительная речь) — историческое название преемников апостолов и мужей апостольских — открыто защищавших христианское учение от критиков в период II—III вв.