Православный интернет-портал «Древо крестное»

Первая семья

Адам и Ева

История первой семьи начинается с тревожного осознания первым человеком Адамом, что он один. В райском саду, куда поместил его Бог, он был окружен многими животными, но среди них не нашлось никого, кто мог бы вступить с Адамом в общение. Он узнал это, когда нарек имена животным, и здесь Библия под архаическим действием давать имя, видимо, указывает на то, что первый человек изучил окружающий мир, познал его устройство или вступил в законное право обладать этим миром. Однако среди животных не нашлось «соответствующего» ему, что буквально в оригинале означает стоящего напротив или восполняющего.

Здесь говорится не о восполнении в труде, а о восполнении в самом бытии, так что помощь в труде может мыслиться лишь как последствие восполнения в бытии. Жена, прежде всего, нужна мужу как его «alter ego». Библейский рассказ ясно говорит о том, что первые муж и жена были равны, что в райском состоянии не было дисгармонии в супружеских отношениях, встречающейся сегодня слишком часто.

Если все животные были сотворены парами и им было дано повеления плодиться и размножаться, то человек, которому также звучит «плодиться и размножаться», какое-то время был один, или лучше сказать един. Многие, наверно замечали, что в книге Бытия рассказ о сотворении человека повторяется дважды, в первой и второй главах, однако, не многие знают отличия в этих версиях. В первой главе сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1.27). Следом уже во второй главе рассказывается о том, как сотворил Бог человека из праха земного и история происхождения женщины.

 Рассказ первой главы можно понять как анонсирование продолжения истории во второй главе, однако, оригинальный еврейский текст указывает на нечто другое. В первой главе человек создан как «захар» и «нкэва», то есть как одно лицо, но с двумя природами – мужской и женской (Быт. 1, 27). Во второй главе рассказывается о даровании женщины из ребра Адама. Следуя мысли, что можно взять только то, что уже есть, делается вывод о том, что женская природа уже была в Адаме.

Первая женщина творится из ребра Адама, она еще не называется Евой, так ее назовет Адам после грехопадения, но просто по-еврейски «иша» - женщина, жена, а ее муж  назван «иш» - мужчина. В еврейском тексте женщина не случайно творится из ребра, потому что ребро еще означает и бок, сторона. Женщина воплощает в себе одну из сторон Адама, а именно чувственную и эмоциональную. Адам признает в ней часть себя, говоря: «это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт 2. 23).

Адам и Ева стали примером первой семьи для всех авраамических религий – иудаизма, христианства и ислама. Единство первой супружеской пары было и остается темой для рассуждения о значении и ценности брака. Церковные авторы многократно обращались и обращаются к теме брака в раю, и, надо признаться, были и сомнения о ценности брака, в первую очередь, от крайнего аскетического и монашеского уклона.

Были попытки связать цель брака непосредственно с размножением, а размножение с грехопадением, чем и понижалась ценность брака. После всех дискуссии в Церкви общепринято учение о том, что грехопадение произошло не в половой сфере, а в области воли человека, было также сформулировано учение о безгрешном рождении и о том, что личные грехи родителей не передаются к детям. Один из учителей церкви Блаженный Августин предположил, что Адам нарушил заповедь Божию не вкушать от древа познания добра и зла, только потому, что не хотел разлучиться с согрешившей женой. Адам был настолько связан с Евой, что остаться в одиночестве, пусть даже и райском, для него было невыносимо.

В целом православная церковная традиция очень высоко ценит брак. Церковь считает брак единственным таинством, которое существовало в Ветхом Завете. Иногда мысль шла дальше и распространяла таинство брака на все времена и на все народы. Конечно, говоря о таком распространении таинства брака, имеется в виду не современное церковное чинопоследование брака, а прозвучавшее на заре человечества благословение Божие: да будут двое одной плотью (Быт 2. 24).

В Новом Завете – Священном Писании для всех христиан – один из авторов ап. Павел  поставил в связь таинство брака с таинством союза Христа и Церкви (Эф. 5.22-25).

Адам создан по образу Христа и Ева по образу Церкви, а потому и брак первых людей в раю так же был образом союза Христа и Церкви, как и брак членов исторической христианской Церкви, и потому был таинством.

«Брак есть таинство любви» святитель Иоанн Златоуст и поясняет, что брак является таинством уже потому, что он превышает границы нашего разума, ибо в нем два становятся одним.

Здесь мы кратко рассмотрели историю появления первой женщины Евы, как ответ на потребность общения первого человека Адама, а также появление первой семьи, которая, в сущности, рождается из внедренной в человека потребности общения с «соответствующим» ему. Далее в «Два пути» будет сказано о катастрофе грехопадения и ее последствии .