Православный интернет-портал «Древо крестное»

Кто мы ? Откуда мы?

Кто мы? Откуда мы? Подобные вопросы о причинах бытия задавали многие люди в древности, на эти вопросы даны были различные ответы. Нам же, чтобы понять красоту и глубину Божественного Откровения, данного Моисею на эти вопросы, нужно оглядеться и увидеть хотя бы кратко какие ответы давали в других религиозных традициях древности.  Перед тем как сказать о сотворении человека в том ключе, как это рассказано в Библии и проповедуется Церковью Христовой, нам следует сделать небольшое отступление или краткую экскурсию в историю этого вопроса.

Необходимо учитывать, что все представления о происхождении мира и человека делятся на научные, которые здесь не обсуждаются, и  религиозные, кроме того, существуют различные их соединения, например, теистический эволюционизм. В сущности, говорить о происхождении человека, как и о сотворении мира, все равно, что подглядывать в замочную скважину – так далеко отстоят от нас эти события, свидетелями которых человек не был, но лишь Бог. Это была еще не история в привычном смысле, но скорее метаистория, то есть период вне поля зрения науки и ее методологии. Об этой метаистории с древности до нас дошло два вида рассказов – с одной стороны, Откровение Бога в книге Бытия, с другой, многочисленные мифы народов. Несмотря на некоторую схожесть, мы сознательно делим эти рассказы на две группы, потому что существуют принципиальные различия.

Многим еще со школьной скамьи известны космогонические рассказы греков, шумер, египтян, вавилонян, индейцев племени майя и др. Эти рассказы принято называть мифами, при том, серьезные философы и ученые миф не отождествляют с простыми выдумками, но считают миф донаучной формой познания мира или, если говорить языком философии, своеобразной гносеологией. Собственно говоря, до появления научной формы мышления у людей было мифологическое представление реальности, в которой не было четкой грани между возможным и невозможным, естественным и сверхъестественным, поэтому к мифу нельзя применять строгие научные требования.

Для Ветхого Завета мифы других народов – это искажение, уклонение в многобожие и оправдание своих недостойных поступков, поэтому рассказ книги Бытия так сильно отличается от мифов, и, в первую очередь, строгим монотеизмом. Однако не следует забывать, что, несмотря на отделение евреев от язычников, у древних евреев было много общего с окружающими их народами, и в первую очередь, это язык символов и образов. К примеру, таким общим символом является вода, символ фундаментальной стихии мироздания, со слов С.С. Аверинцева – исходное состояние всего сущего, эквивалент первобытного хаоса. В книге Бытия вода передает тот первобытный хаос, когда земля была «безвидна и пуста» (Быт.1: 2). Другим распространенным символом является глина или земля, из которой создается человек, чтобы подчеркнуть его неразрывное единство с тварным миром.

Считается, что библейский текст лучше понять в том контексте, в котором он написан, то есть книгу Бытия нужно читать со знанием религиозного и политического контекста II тыс. до н.э. Библейскую историю творения мира, именуемую «шестоднев», - то есть шестидневное творение мира, было бы странно читать как учебник по научной космологии, поэтому важно понять, что хотел сказать автор времени написания.

В одной древней вавилонской эпической поэме «Энума элиш» бог Мардук, победив других богов, из крови поверженного Кингу и глины творит первого человека с целью: «он будет заниматься службой богам, чтобы им легче жилось». В одной из версии египетской космогонии человека лепит гончар и бог-творец Хнум из глины на гончарном круге. От людей требовалось поклонение, возведение храмов и регулярные жертвоприношения. Иногда ошибочно считают, что в Библии человек сотворен, только чтобы возделывать землю, но мы увидим, что это не так. В мифологии человеку уделялось очень скромное место – работать и ублажать богов, чего нельзя сказать о библейском рассказе, где человек венец творения. Хотя мифы могут использовать схожие образы в описании творения человека с Откровением Божиим, только Откровение подчеркивает достоинство и величие человека.

В книге Бытия описано, как Бог сотворил человека в шестой день после творения всех других существ. Творение человека включается в ряд творения всего живого, чем подчеркивается биологическая связь человека со всем живым на земле. Это единство выражается и в повелении Бога человеку «плодитесь и размножайтесь», данном в тех же словах и всем живым существам. Человек – дитя земли, органическая часть всего живого, существо биологическое, неспособное существовать телом в отрыве от окружающего мира. Первый человек называется Адамом, его имя происходит от еврейского «адама», что буквально означает земля, суглинок, прах. Это имя еще раз подчеркивает связь человека с миром. Хотя человек поставлен владычествовать над природой, все же он не должен забывать своего родства с ней, человеку дана заповедь возделывать землю – то есть украшать и заботиться о ней.  

Однако человек, согласно книге Бытия, гораздо больше, чем просто животное. Никому из живых существ Бог не говорил: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт. 1.26). Бог дает человеку самый опасный и самый прекрасный дар – свободу воли, благодаря которой человек может поддерживать или нарушать гармонию Божьего творения. Говоря о сотворении человека в прошедшем времени, автор книги Бытия осознанно опускает подобие Божие: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1.27). В этом пропуске Церковь видит главную цель человеческой жизни – уподобляться Богу, или, говоря языком богословия, обоживаться. Кроме дара свободы первый человек получает от Бога «дыхание жизни» - высший дух, устремляющий дух человека к Богу. Возможно от этого Духа Божия так неспокойны люди: находятся в духовном поиске, занимаются творчеством, изменяют мир – все то, что не обязательно для чисто биологического существования. Кто-то сказал, что человек единственное прямоходящее существо, он стоит ногами на земле, а головой устремлен к небу. Устремление к высшему, поиск своего предназначения – это то, на что обрек людей Бог.

Книга Бытия рассказывает об особом месте – Эдемском саду, – куда поместил Бог первого человека. Часто это место называют просто раем с намеком на блаженство, и действительно, слово Эдем этимологически сближается со словом блаженство, хотя это могло быть и географическое название. Человек помещен в сад в некое отгороженное место, отделенное от остального мира, или некое «культурное пространство». Первый человек Адам поселен в это место, чтобы возделывать сад и давать имена животным – все это говорит о том, что человек должен возрастать в духовном и интеллектуальном смысле. Однако среди животных не нашлось «соответствующего» ему, то есть равного по достоинству и величию, не было того, кто смог бы вступить с ним в диалог. Впервые человек ощутил чувство одиночества в этом мире.

О сотворении женщины будет сказано в следующем разделе «Первая семья». О том, какие опасности подстерегали Адама и Еву, будет сказано в разделе «Два пути».

Соловьев С. В.