Православный интернет-портал «Древо крестное»

Два пути

Говорить о том, как произошло грехопадение также не просто, как говорить о сотворении Адама и Евы, это все равно, что склеивать зеркало, разбитое на мелкие осколки. Это от того, что библейский рассказ об этом событии очень скуден и истолковывался в Церкви как буквально, так и символически или духовно, кроме того не нужно забывать культурную дистанцию между древним священным рассказом и толкователями.

В тоже время грехопадение – это то, что мы хорошо знаем по последствиям.

«По причине какого-то фатального дефекта наверху всегда оказываются эгоистичные и жестокие люди, все снова рушится и скатывается вниз, к бедствиям и отчаянию. Машина глохнет. Она заводится как будто бы легко, пробегает несколько метров и ломается. Люди хотят, чтобы она работала на неподходящем горючем. Вот что сделал с нами, людьми, сатана»[1].

Клайв Льюис

Действительно, почему в мире не так хорошо как хотелось бы? Почему было рабство, случаются войны, действуют тюрьмы, а людей поражают болезни? Откуда появилось зло? Подобных вопросов очень много, на них могут быть самые различные ответы, здесь же мы рассмотрим библейский взгляд, который также является христианским.

Книга Бытия начинается с творения прекрасного гармоничного мира, в котором нет зла. Книга о началах умалчивает происхождение зла, его представитель змей появляется внезапно. Библия вообще мало интересуется происхождением зла, лишь при чтении Ветхого Завета в целом можно понять, что ангелы были созданы раньше земли (Иов. 38:4-7), а сатана пал до того, как искусил Адама и Еву в Эдеме (Быт. 3:1-14). Кроме того, есть поэтические описания падения у Исайи (14:12-14) и Иезекииля (28:12-18), относящиеся к царям Вавилона и Тира. Эти описания нередко относят к падению сатаны. Гениальное поэтическое описание падения ангелов написал Д. Мильтон  в поэме «Потерянный и Возвращенный Рай».

Краткий пересказ грехопадения по книге Бытия

Змей, будучи «хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт. 3:1), уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного дерева познания добра и зла (Быт. 3:1-5). Женщина же отказывалась, говоря, что Бог запретил есть плоды с этого дерева, так как съевший их умрёт. Змей убеждал Еву, что она не умрёт: «Вы будете как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). Наконец, женщина поддалась уговорам змея, нарушив волю Господа, после чего дала попробовать плод и Адаму (Быт. 3:6). В результате, Адам и Ева познали добро и зло, осознали свою наготу и спрятались от Бога (Быт. 3:1-7).

За проступком последовало наказание: змей был проклят и обречён ползать на животе и питаться прахом (Быт. 3:14-15); женщине было определено «в болезни рождать детей» и находиться в подчинении у мужа; мужчине было назначено со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая «проклята за него» (Быт. 3:16-19). Люди перестали быть бессмертными и после смерти должны вернуться в землю в виде праха, из которого и был создан Адам.

После этого Бог сделал людям «одежды кожанные» и выслал человека из Эдемского сада «чтобы возделывать землю, из которой он взят»  (Быт. 3:23). Чтобы люди не смогли вкусить плодов Дерева жизни, у входа был поставлен херувим и «пламенный меч обращающийся» (Быт. 3:23-24).

 В райском саду упоминается два дерева – древо жизни и древо познания добра и зла. Конечно, не следует воспринимать рассказ очень буквально, иначе получается, что за поедание каких-то яблок Бог наказывает так страшно. Да и не яблоки это были, это у Лукаса Кранах Старшего изображено запретное дерево с яблоками, как и у Хуго Гуса, у которого демон искуситель с лицом женщины.

Древо жизни в контексте книги Бытия, вероятнее всего, древний символ единства мира небесного и земного, символ, указывающий на связь человека и Бога под образом трапезы (причастия). Древо познания добра и зла, вероятно, предложение выбора для человека, указание на свободу воли человека. Преподобный Ефрем Сирин понимал дерево познания самим Богом, а его плоды – причастием. Вместе со святителем Григорием Богословом он считал, что запрет вкушения был временным, пока человек, созданный по образу и не имевший от создания подобия, не преобразит себя от образа Бога в Его подобие.

Адаму и Еве был предложено Богом два пути: либо расти в полный рост своих возможностей путем следования заповеди поста (не вкушать от древа добра и зла), либо нанести себе колоссальный ущерб от нарушения заповеди («смертью умрешь»). Страх смерти сдерживал первых людей до поры до времени, однако, как только появился змей, нашептывающий ложь, смешанную с правдой (чистая ложь никому не нужна), зародились сомнения у первой четы.

Очевидно, мы не должны винить змея и попустившего это Бога, хотя и сказано в Писании: «Он [дьявол — С.С.] был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины» (Ин 8:44) и что «завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем. 2:24). Дело в том, что зло в нашем мире проявляется только через людей, а не разгуливает в чистом виде. Святитель Иоанн Златоуст спрашивает: «Итак, откуда происходит зло? Спросите самих себя. Не очевидно ли, что оно есть результат вашей свободы и вашей воли. Несомненно, и никто не станет утверждать противное»[2]. «Что такое грех? — пишет свт. Кирилл Александрийский — Животное ли, ангел ли, злой ли дух? <…> Это не есть враг, извне наступающий на тебя, но негодная отрасль, из тебя прозябающая»[3].

Писание не пересказывает о внутренних мучительных размышлениях Евы над словами змея, однако, стоит предположить, что они были, и решение нарушить заповедь пришло не сразу. Ева, а за ней и Адам, пали, видимо, от того, что захотели стать богами прежде, чем были к этому готовы.

 

«Сатана вложил в головы наших далеких предков идею, что они могут стать «как боги», — могут устроить все по-своему, как если бы они сотворили себя сами; что человек может быть сам себе хозяин и изобрести для себя какое-то счастье, от Бога независимое. Из этой-то безнадежной попытки произошло почти все то, что определило человеческую историю, — деньги, нищета, тщеславие, войны, проституция, классы, империи, рабство, долгую и ужасную историю человека, пытающегося найти секрет счастья, минуя Бога»

К. Льюис

Первый путь – путь терпеливого и медленного возрастания человека, раскрытия всего заложенного в нем величия в райском саду после грехопадения был закрыт. Ошибившись, человек пошел иным путем, на котором его встретил никогда не забывающий свое творение Бог. Об этом будет сказано в следующем разделе «От Ветхого к Новому Завету».


  •  [1] Льюис К.С. Просто христианство https://predanie.ru/lyuis-klayv-seyplz-clive-staples-lewis/book/67930-prosto-hristianstvo/
  • [2] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Мф. 59. 2. Цит. по : Шпидлик Ф. Духовная традиция восточного христианства : Систематическое изложение. М. : Паолине, 2000. С. 163.
  • [3] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. 1. 2 // Он же. Поучения огласительные и тайноводственные. М. :Синодальная библиотека, 1991. С. 19.
Соловьев С. В.