Православный интернет-портал «Древо крестное»

История рода

Современная историческая наука определяет род, как особую форму социальной организации людей, основанную на кровном родстве ее членов. На заре человеческой истории небольшие группы родичей совместно охотились и добывали пищу, в поисках которой они кочевали по большим территориям.

Матриархат

В эпоху палеолита во главе родов стояли женщины, которые собирали, хранили и распределяли скромные запасы продуктов, родословие велось по материнской линии, что дало еще одно название периоду – матриархат.

Партиархат

По мере усложнения социальных отношений и увеличения числа конфликтов за обладание ресурсами на первый план выходит фигура воина, одновременно являющегося охотником, земледельцем или скотоводом. Родословие ведется отныне по мужской линии, этот тип организации получает название патриархат.

Люди каменного века знали лишь нескольких своих предков, однако в эпоху Бронзы интерес к родовой истории возрастает. Роды начинают объединятся в племена, постепенно возникают народности, говорящие на разных языках. Древность рода и заслуги предков определяли место человека в новой социальной организации, позволяя стать старейшинами, жрецами и вождями племен.

В ранних государствах Ближнего Востока тщательно велись генеалогии царей и правителей, многие пытались возводить свои родословия к богам.

В античных обществах Древней Греции и Рима генеалогия становится уделом не только царей, но и обычных жителей. Доказавший свое происхождение от первых поселенцев – основателей полиса получал статус гражданина и возможность участвовать в выборах и занимать любые государственные должности. Остальные получали статус «метеков» и могли лишь заниматься лишь торговлей и ремеслами.

Толедот

Особое значение история родов получает в иудейской и христианской традиции. В Библии часто встречается еврейское слово «толедот», который переводится как «происхождение, родословие, житие». В книгах Паралипоменон толедот определяется, как история рода, обращенная к его началам. Много внимания уделяется построенной по генеалогическому принципу «таблице народов» (Быт. 10), а также спискам священников, левитов и колен Израилевых, составленных с учетом истории их рода.

Многие родословия Библии носят отчетливый мессианский характер, так как иудеи верили, что Мессия будет происходить из колена Иудова, из дома Царя Давида. Родословие Иисуса Христа приводится в Новом Завете дважды: в Евангелии от Матфея по отцовской линии через Иосифа Обручника, а в Евангелии от Луки по материнской линии через Пресвятую Богородицу.

Библия дает нам и новое духовное понимание рода – как солидарности людей во грехе или благословении. Если род благочестив и становится наследником Божественных обетований, то к этим обетованиям причастен и каждый член рода. Если же род развращенный и строптивый, то печать греха предшествующих поколений ложится клеймом и на потомков. «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящих милость до тысячи родов, любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20, 5-6).

Для членов родов, постоянно умножающих свои беззакония, наказание состоит в соединении последствий как первородного, так и родового грехов, что проявляется в болезненности духовной и телесной природы человека (ослабление воли, помрачение сознания, похотливость, склонность ко греху и ненависть к благочестию). Разорвать этот страшный круг может только искреннее покаяние, изменение своей жизни, частое Причащение Святых Таин и усердная молитва о прощении грехов своих предков.

Во многом поэтому вплоть до эпохи Просвещения в католических дворянских семьях Европы существовала традиция, по которой третьего сына определяли на церковное служение. Став аббатом или епископом, он должен был особо отмаливать свой род (кардинал Ришелье, кардинал Карл де Валуа и др.).

В славянском языке от слова «отец» производится два понятия – «отчина» (вотчина, наследие, принадлежащие отцам) и «Отечество» (земля отцов, Родина).

Родословия бережно сохранялись в летописях, монастырских синодиках, княжеских или царских указах. При Иване Грозном была составлена «Степенная книга», в которой была зафиксирована история самых древних родов России. Многие знатные семьи с гордились своим происхождением от Рюрика, литовского князя Гедемина, монгольских ханов Чингисхана и Тохтамыша, удельных князей Владимиро-Суздальской Руси.

Начиная с начала XVIII века в Правительствующем Сенате велась «Бархатная книга российского дворянства», а по указу Екатерины II подобные книги стали вестись и в каждой губернии. Великий русский поэт А.С.Пушкин отмечал, что важнейшей особенностью культурного человека является «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам», т.е. бережное отношение к истории своего рода и Отечества. В воспитание русского дворянина особое место занимала генеалогия, а одним из главных законов жизни являлся отеческий завет, данный молодому офицеру Петру Гриневу: «Береги честь смолоду».

Если дворяне знали свое родословие на протяжении веков, а крестьяне пяти-шести поколений, то наши современники в основной своей массе не знают даже прадедов… Корни этого зла произрастают в трагических событиях XX века, сознательном насаждении властью безверия и беспамятства…

Но «иваны, не помнящие своего родства» обречены на вымирание и духовное порабощение более развитыми цивилизациями, о чем свидетельствует вся мировая история. Чтобы в современном мире Россия утвердилась как великая держава всем нам необходимо обращение к лучшим традициям Святой Руси – Православию, семейному благочестию и любви к своему Отчеству!

Архимандрит Вениамин (Лабутин)