Православный интернет-портал «Древо крестное»

Возрождение семьи

Почему важна семейная иерархия? На чем зиждется послушание? Что могут сделать для своих взрослых детей, ушедших из Церкви, православные родители?

Предлагаем вашему вниманию запись фрагмента духовной встречи слушателей ВБК МДА с архимандритом Георгием (Шестуном), доктором педагогических наук, профессором, академиком РАЕН, настоятелем Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня (Самара).

– Отец Георгий, посоветуйте, как сохранить молодую семью, которая находится на грани развода? Супруги поженились три года назад, ребенку два года.

– Три года – это достаточно много, обычно все случается раньше... В наше время, как правило, семья распадается, когда рождается ребенок: на первый год жизни младенца приходится около 50% разводов.

Что делает молодая мама после рождения малыша? Она занимается только ребенком. На мужа ни сил, ни времени у нее нет. Он приходит с работы – жена с младенцем: кормит его, купает, гуляет. Потом устала ­– спит. Муж день терпит, два, месяц, год, а потом и говорит: «А я здесь зачем? Кому я нужен?»

Муж может быть в семье только главой. Поэтому ему должны уделять любовь и внимание в первую очередь. Женщина нужно понимать, что главный в ее семье предмет заботы – это ее супруг. Дети – явление временное: вырастут, уйдут и будет у них своя жизнь. А муж-то останется. Если не разведетесь…

Когда появляются дети, женщины нередко ведут себя очень неразумно. Они с детьми играют, как с игрушками, забывая обо всем. Растить детей – конечно, огромный и напряженный труд. Но надо и мужа вовлекать в эту жизнь, а главное – радовать его. Ведь какая любовь была, когда поженились! И вдруг жена все это забывает, а любит лишь ребенка. Как тут не ревновать? Дети не должны быть конкурентами отцу, их место – на втором плане. Главное, только при таком отношении к ним, дети вырастут духовно здоровыми.

Кого в России всегда сажали на лучшее место? Кому первому подавали тарелку за столом? Мужу. Весь традиционный уклад жизни напоминал, кто в доме хозяин. Сейчас у нас иначе. Главе семьи говорят: «Иди на кухню, что-нибудь там найди, разогрей, поешь, а мы пока детей попотчуем».

Зачем люди собак заводят? Любви, заботы не хватает. Один профессор-педагог мне горько сетовал: «Знаешь, почему я держу собаку? Потому что она – единственная, кто искренне радуется, когда я прихожу домой. Бежит встречать, виляет хвостом, лижет в нос, тапочки приносит. Остальным я как будто и не нужен. Только собака меня удерживает дома».

Пришел муж домой – оставь ребенка на время, займись супругом. Обрадуйся, обними его, поцелуй. Детям скажи: «Ну-ка, пойдем папу накормим. И покажем, что мы тут для него нарисовали. А теперь тихо, пусть отдыхает!»

«Все лучшее – детям» – призывали в советское время. Нет, надо бы написать в каждой семье другой плакат: «Все лучшее – мужу!»

Детей нужно растить – тоже для мужа, ему на радость. Тогда, чем их будет больше, тем больше будет любви, радость и утешения для всех в семье.

Многие годы я занимался проблемами семьи, у меня есть и собственный опыт: был женат почти 40 лет, есть двое детей, шестеро внуков. Мы с матушкой (игуменья Анастасия (Шестун), первая настоятельница Заволжского Свято-Ильинского женского монастыря – см. биографическую справку) приняли монашество, когда дети выросли. И я предлагал женщинам своего рода «богословие Бабы Яги». Что это значит? Как мы знаем с детства, заманив Иван-Царевича, Баба Яга начинает выспрашивать, кто он да куда путь держит. Но Иван ей отвечает: «Ты меня сперва напои-накорми, в баньке помой, спать уложи, а утром и поговорим». Старушка так и сделала.

А у нас как? Муж только на порог, а ему сразу: «Где был? С кем? Почему так долго? Что принес?» Но, уставший и голодный, он так может ответить, что пожалеешь, что завела разговор. А ты, как в русских сказках, накорми-напои, приласкай, успокой. И, когда надо, он сам все расскажет.

Конечно, и мужья должны «… любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5, 28). При этом еще ранее сказано: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как Христос глава Церкви…» (Еф. 5, 22-23). То есть важно не просто почитать, уважать его, но трепетать, испытывать благоговение, повиноваться супругу, как Господу, – как Божественному наместнику в твоей жизни. Это конечно, величайший подвиг.

У нас в целом мужчины все это знают, поэтому женщины нередко могут услышать: «Знай свое место, помни, кто в доме хозяин». Действительно, глава жене – муж. Но главой мужа является Христос. Поэтому семья и называется «малой Церковью». Так что, если муж Христа не любит, не слушает, живет «без царя в голове», то становится самодуром.

Большая беда у нас, что дети растут непослушными. Но послушание – это дар, которому нельзя научить, но его можно передать своим потомкам, как и любой другой дар, например, художественный, музыкальный, литературный. Если отец не слушается Христа, не живет по Божиим заповедям, значит он – непослушный человек. Если жена не чтит мужа, она тоже не имеет послушания. Как у таких людей может вырасти послушное дитя?

Детишки теперь главные в семье. И это часто продолжается, даже когда они уже создали свои семьи. Порой усердные родители продолжают заботиться о семейных детях так же, как заботились о неженатых, и это неразумное вмешательство очень сильно всех раздражает. Сказано же: «…оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19, 5-6).

С Таинством Венчания человек вступает в новую, самостоятельную жизнь. До этого за него отвечали родители, принимали на себя все невзгоды и удары судьбы. В браке человек встает перед Богом уже лицом к Лицу, и только с него спрашивается за ту жизнь, которую он ведет. С этого момента не о тебе должны заботиться, но ты сам заботишься о ближних. Взрослый – это тот, кто перестает думать о себе. Если ты печешься о другом, то уже в юности можешь повзрослеть, а если думаешь лишь о себе, то и в 50 лет останешься беспомощным и обузой для всех.

В Таинстве Венчания дается благодать на воспитание детей. Ребенок – это та новая жизнь, ради которой семья и создается. Отказ от родительства есть воплощение современного призыва: «Надо пожить для себя». То есть подольше самим оставаться как бы детьми – несамостоятельными и слабыми. И это важный, показательный момент: если новая жизнь не родится в семье, она начинает погибать, мистически не выполнять своего назначения.

 

– Батюшка, у меня два сына 22-х лет. С детства водила их в церковь, но когда подросли – увлеклись интернетом, кампании появились, и в храм больше не ходят. Как вернуть их в Церковь?

– Тут, конечно, ни сила, ни уговоры не помогут. Только Господь может это сделать. Если человек когда-то ходил в храм, если за него молятся, то он уже – Божий и Господь его не оставит. Не по-хорошему, так по-другому – скорбями приведет. В любом случае человек знает, куда бежать, что делать, кому молиться.

Да, с возрастом соблазны бывают разные, особые. Но материнская молитва со дна моря достает. Здесь важно самим родителям жить строгой церковной жизнью.

Часто в храм приходят матери наркоманов, им батюшки говорят: «Молитесь! Вот вам акафист иконе Матери Божией «Неупиваемая Чаша», вот вам молитвословы, молитвы о детях». И происходит удивительное: кругом все их «собутыльники» умирают, а те, за кого молятся – живы. Они еще, конечно, куролесят год, другой, третий, пятый, но они живы. Господь по молитвам матери не дает человеку погибнуть, но долготерпит и ждет его покаяния. Это реальное наблюдение.

 

– Расскажите, пожалуйста, о роли матушки в жизни мужа-священника?

– Роль матушки, как и любой жены – быть помощницей. Со дня свадьбы женщине надо жить жизнью мужа, помогать ему в этом мире найти дело, которое будет Божиим – его призвание.

Когда я, будучи еще учителем, готовился к защите кандидатской диссертации, то моя зарплата была маленькой. Тогда матушка нашла себе хорошо оплачиваемую работу, потому что знала, что я увлечен наукой. Когда стал священником, она сшила мне первую рясу. Когда меня назначили ректором духовного училища (потом на этой базе мы открыли семинарию), она организовала пение на клиросе и создала «женсовет», занимавшийся хозяйственными делами. Меня переводили на другой приход – она была там. Строили монастыри – она была среди монахинь. Всегда была помощницей, брала на себя многие заботы. Где батюшка, там и матушка. Некоторые вещи – навести красоту, чистоту, порядок – у женщин замечательно получаются. Жена – это ниточка, которая идет за иголочкой: во дворец – значит во дворец, на каторгу – так на каторгу.

Надо не роптать на свою жизнь, но куда пошлют – туда идти. Господь установил так, что место в Небесной иерархии предназначено только для мужчины, а жена и дети входят туда через главу семьи. То есть семья занимает в Небесной иерархии то место, которое полагается мужу. Куда муж попадет, там и вы окажетесь.

И ваша задача в том, чтобы помочь супругу найти свое достойное место в Небесной иерархии и вместе с ним туда прилепиться. Благодать тогда будет изливаться на всю семью, и вам достанется в полной мере.

 


С тобой всегда была я рядом…

Игумения Анастасия (Шестун), в крещении Ирина, родилась 19 января 1952 г. в Самаре. По образованию – преподаватель физики. После рукоположения супруга в священнический сан в 1992 г. посвятила свою жизнь служению Церкви. В 2004 г. вместе с супругом приняла монашеский постриг. В 2006 г. постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви назначена настоятельницей Заволжского Свято-Ильинского женского монастыря Самарской епархии.

Будучи поэтически одаренным человеком, матушка стала автором-исполнителем многих духовных песнопений, которые в свое время высоко оценил Святейший Патриарх Алексий II.

Предлагаем вашему вниманию слова ее песен, посвященных супругу.

Прости меня, мой милый

Мы встретились совсем младыми.
О чем же речь тогда зашла?
О том, что Волга так прекрасна
И что весна давно пришла.
В садах уже запели птицы,
И буйно зацвела сирень.
Нам расставаться не хотелось,
И мы бродили целый день.

Припев:

Прости меня, мой милый,
Что я немного горделива.
Прости меня, мой милый,
Что мало деток подарила.
Прости меня, мой милый,
Что я такая, как я есть.
Живи подольше, милый,
Чтоб всех годков не перечесть!

Что жизнь была легка, не скажешь,
С тобой всегда была я рядом.
Один ты лишь служил Отчизне,
Я провожала тебя взглядом.

Когда из армии вернулся,
На город опустилась ночь.
В кроватке, что купил ты,
Спала спокойно наша дочь.

И вот мы снова повстречаться 
Решили в городском саду.
По телефону созвонились,
Я обещала, что приду.
Опять стоишь ты под часами,
Как неразумный новичок,
Но не одна к тебе спешу я:
Со мной шагает наш внучок.

1999 год

 

Наши близкие

Окинешь ли взглядом поле,
Слезу смахнешь поневоле:
Такой красоты и дали
Ты в мире найдешь едва ли!

Припев:

Любовь – это солнце ясное,
Любовь – это небо прекрасное,
Любовь – это звезды низкие,
Любовь – это наши близкие.

Годы минувшие, жизнь проходящая,
Время прошедшее и настоящее.
Помню, как в юности мы дружили,
Годы прошли – мы как будто не жили.

На них я смотрю – сердце тонет в любви:
Ужели, Господи, внуки мои!?
Пошли же им, Господи, жизни святой.
Так что ж не живем мы сами такой?

2001 год

 

Твоя рука

Ты помнишь нашей жизни встречи?

Как ты пришел издалека,

И как легла ко мне на плечи

Твоя рука, твоя рука.

Сад утопал в цветах сирени,

Их аромат пленял слегка.

И у меня была в ладонях

Твоя рука, твоя рука.

С тобой по жизни шли мы рядом.

Была мне вместо маяка,

С пути сойти мне не давала

Твоя рука, твоя рука.

Теперь мы врозь и все же рядом:

Наш путь указан Свысока.

Всю жизнь меня благословляет

Твоя рука, твоя рука.

 

Матушка отошла ко Господу 22 июня 2012 г. Похоронена в родной обители.

Подготовила Ольга Каменев