Минувшей осенью в Самарской области появился один очень важный памятник, призванный противодействовать забвению тех трагических событий, которыми был наполнен для нашей страны ХХ век. В 2018 г. мы вспоминали столетний юбилей с начала гонений на Русскую церковь. За точку отсчета обычно берется январь 1918 года, когда был без суда и следствия зверски убит священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий. У Самарской епархии есть своя трагическая точка отсчета, и связана она с осенью 1918 года.
15 октября в Христорождественском храме села Большая Царевщина близ Самары Высокопреосвященнейшим Сергием, митрополитом Самарским и Тольяттинским была торжественно освящена памятная стела в честь священномученика Константина Сухова (память 22 октября), первого из пострадавших «даже до крови» за веру Христову на нашей земле в самом начале гонений, в 1918-м году.
Перед освящением правящий архиерей, совместно с клириками Самарской и Тольяттинской епархии, отслужил в храме торжественный молебен. В своём архипастырском слове владыка Сергий вновь подчеркнул непреходящее значение подвига Российских новомучеников ХХ-го века для нас, их потомков, для всей исторической судьбы нашей Родины.
На богослужении и освящении присутствовал правнук священномученика – Дмитрий Вадимович Сивиркин, руководитель Самарского регионального отделения Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел».
Священномученик Константин Иванович Сухов родился 7 мая 1867 года по старому стилю в семье священника Ивана Петровича Сухова в селе Жемковка Сызранского уезда тогда еще Симбирской губернии. Будущий пастырь обучался в Симбирской духовной семинарии и 18 июля 1887 года окончил полный курс богословских наук.
Вскоре его судьба оказалась навсегда связанной с Самарской епархией. По собственному прошению 17 мая 1890 года молодой священник был принят в клир Самарской епархии. С 1 февраля 1896 года отец Константин более семи лет прослужил в храме села Царевщина Самарского уезда, где снискал горячую любовь и уважение прихожан. И здесь, как до этого в Старо-Дворяновке, будущий священномученик состоял одновременно заведующим и законоучителем местной церковноприходской школы. В Царевщине он был удостоен второй в его жизни церковной награды — скуфьи. Первой было право ношения набедренника, которым он был отмечен еще в Старо-Дворяновке. В «Летописи жизни села Царевщина» сказано: «Отец Константин Сухов был всеми любим за его простоту в обращении и веселый характер: «С малым – мал, с большим – большой», - так выражались крестьяне по его отъезде».
Местный климат не благоволил семейству Суховых, не обходили его и болезни. Из метрических книг церкви села Царевщина известно, что 12 декабря 1896 года от дифтерита умер четырехлетний сын священника Константина Сухова Виталий, а спустя два месяца — дочь Нина. Можно себе представить, как боялась матушка Софья Васильевна за здоровье десятилетнего Николая, четырехгодовалого Василия и особенно грудной Верочки. 1 декабря 1899 года по собственному прошению о. Константин был переведен Указом владыки Гурия в село Узморье Новоузенского уезда Самарской губернии (ныне в Энгельсском районе Саратовской области). Батюшка надеялся, что в более сухом и здоровом климате заволжских степей его семье не будут угрожать инфекционные заболевания. Однако в оставленном им приходе поднялось настоящее волнение. Вскоре целая депутация царевщинских крестьян явилась к владыке Гурию. Правящий архиерей принял челобитчиков благосклонно и, рассмотрев вопрос, понял, что отец Константин, снискавший такую любовь своей паствы, вряд ли может быть кем-то безболезненно заменен, и 26 марта 1900 года подписал Указ о возвращении иерея Константина на служение обратно в Царевщину. Так прихожанам села удалось добиться возвращения любимого батюшки.
Отец Константин принял решение архиерея со смирением, понимая, что призван служить Богу и людям, невзирая на тяготы, болезни и личное горе. Через четыре месяца после возвращения в Царевщину маленькая Вера, в которой родители нашли утешение после потери двоих детей, тоже умерла… Так Господь готовил праведника к приятию мученического венца, ведя его путем скорбей и смирения.
Но не одни только горести сопровождали жизненный путь отца Константина. Милостью Божией рос и укреплялся приход, все больше сельских ребятишек посещали школу при церкви, где учительствовал батюшка. Вскоре, в 1901 году, родился сын Борис. Этому мальчику предстояло в 16 лет погибнуть, как бы предвосхищая мученичество отца. В 1902 году в семье появляется еще один сын — Леонид, которому доведется вслед за отцом стать жертвой бесчеловечной государственной системы. Он был репрессирован и расстрелян в 1937 году.
Осенью 1903 года преосвященный Гурий (Буртасовский), памятуя о давнем желании отца Константина сменить место жительства и нуждаясь в укреплении клира отдаленного прихода, предложил батюшке переехать в Бугуруслан, тогда входивший в Самарскую епархию. Паства на этот раз не препятствовала, смирилась, наконец, с желанием семьи Суховых покинуть село, где она потеряла двух детей. 12 октября 1903 года вышел соответствующий Указ правящего архиерея, и отец Константин повез семью к месту своего последнего и самого высокого служения «даже до крови».
Сразу после своего назначения отец Константин стал представителем от духовенства в земском собрании Бугуруслана, а 1910 год встретил уже депутатом Бугурусланской городской думы. Как земец, он много сделал для бугурусланцев, особенно для крестьян: добился увеличения казенных расходов на нужды народного здравоохранения, способствовал значительному увеличению числа зернохранилищ.
Как пастырь, он неутомимо трудился на ниве народного просвещения: состоял заведующим и законоучителем церковно-приходской школы Спасо-Вознесенского собора, в клире которого служил, а также окрестных деревень Васильевки и Ключевки. В 1908 году он открывает в городе еще одну школу, где преподает Закон Божий.
За особое усердие в служении отец Константин был удостоен последней в своей земной жизни награды – камилавки. Его авторитет как священника, просветителя, ходатая за простой народ все возрастал. Спасо-Вознесенский собор в центре Бугуруслана был полон не только по праздникам. Опытный священник разъяснял людям и в проповедях с амвона, и с думской трибуны, чем грозят стране и народу отступничество от Православной веры и измена Всероссийскому Самодержцу.
25 февраля 1918 года – в день празднования памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, Небесного покровителя Самарского края – настоятель Спасо-Вознесенского собора священник Константин Сухов возглавил крестный ход, который после обхода храма направился к зданию Революционного совета, где заседали большевистские начальники. Верующие таким образом ясно выразили свой протест против кощунственных и кровавых преступлений беззаконной власти. На отношение новой власти к местному священнику это не могло не повлиять.
24 мая 1918 года во время работы уездного съезда народных депутатов Сокольскому – председателю местного Совета принесли телеграмму от Валериана Куйбышева о мятеже чехословацкого корпуса. В срочном порядке сформировали коммунистический отряд, выдали оружие рабочим, стали обучать тех, кто не умел им пользоваться.
3 июня на улицах города были расклеены листовки с приказом Бугурусланского военно-революционного штаба, согласно которому Бугуруслан и деревни Александровка, Благодаровка, Михайловка объявлялись на военном положении. Был введен комендантский час, закрыты увеселительные заведения, запрещены демонстрации и митинги. Население предупреждалось о том, что выступления против Советской власти ведут к расстрелу на месте.
18 июня красногвардейские отряды вынуждены были оставить Бугуруслан. На другой день в город вошли чехословацкие части. Революционные руководители, ограбив казну, бежали из города, затаив страх перед православным народом и ненависть к их пастырю.
Поздней осенью 1918 года 23 октября, в воскресенье, передовые части 24-й «Железной» дивизии под командованием Г. Д. Гая ворвались в Бугуруслан. Начались повальные расстрелы «врагов революции». В «черные списки», конечно, попал и отец Константин Сухов. Он был взят карателями в алтаре Спасо-Вознесенского собора.
Прихожан собралась, как обычно, полная церковь. Весь народ шёл за мучителями, выводившими отца Константина на улицу, умоляя не трогать батюшку. Невзирая на мольбы, безбожники отвели священника к реке Кинель, тем путем, которым сам он всегда на праздник Крещения шёл во главе Крестного хода, и расстреляли.
Тело Христова мученика каратели бросили на месте расправы, и его забрали верующие. Снег выпал в том году необычайно рано, и когда батюшку везли на телеге, длинные волосы его ниспадали прямо на снег и казались внезапно поседевшими от изморози. Похоронили отца Константина тайно, боясь осквернения могилы. Её местнонахождение так и осталось неизвестным. Предполагается, что честные останки священномученика покоятся недалеко от Успенского храма, который по сей день действует на старом кладбище Бугуруслана.
Юбилейный Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, прошедший в Москве 13-16 августа 2000 года, принял решение о прославлении для общецерковного почитания в лике святых новомучеников и исповедников Российских ХХ века, «поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу». Таким образом, мученически пострадавший от гонителей священник Константин Сухов был признан Юбилейным Освященным Архиерейским Собором священномучеником.
Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий благословил продолжать сбор материалов о самарском подвижнике. В результате появились новые свидетельства и факты, позволившие составить жизнеописание священномученика Константина Сухова. Все документы были направлены в Синодальную Комиссию по канонизации святых.
17 июля 2001 года состоялось заседание Священного Синода, на котором, в частности, со специальным докладом выступил преосвященный митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых. Он представил новые материалы, касающиеся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Священный Синод одобрил доклад митрополита Ювеналия и постановил включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена подвижников, материалы о которых были представлены, и среди них имя нашего земляка – самарского священномученика Константина Сухова (1867-1918).
10 ноября 2004 года в Покровском кафедральном соборе г. Самары архиепископ Самарский и Сызранский Сергий отслужил Божественную литургию с Чином прославления Собора Самарских святых. Был торжественно зачитан Указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго о прославлении Собора Самарских святых, память которого установлена 12 августа. В Собор Самарских святых вошел и священномученик Константин Сухов.