Православный интернет-портал «Древо крестное»

Проблемы изучения и преподавания истории

2 просмотра 12 апреля 2019, 07:05

Историко-культурный стандарт

История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков

В.О. Ключевский

30 ноября в Поволжском православном институте состоялся круглый стол, посвященный проблемам изучения и преподавания истории. Тема обсуждения: «Историко-культурный стандарт как база формирования единого культурно-исторического пространства Российской Федерации: проблемы и формы реализации». Экспертами встречи стали члены Общественной палаты РФ, ведущие историки Самарской области и Тольятти, представители областного министерства образования, духовенство, учителя Тольятти, студенты исторических факультетов.

Что же такое историко-культурный стандарт? Это образовательный стандарт, включающий перечень обязательных для изучения тем, понятий, терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе; принципиальные оценки ключевых событий прошлого, а также перечень так называемых «трудных вопросов истории», вызывающих острые дискуссии в обществе. Если говорить коротко – это проект, направленный на повышение качества исторического образования в средней школе.

Несмотря на то, что документ был принят еще в 2013 году, далеко не все педагоги с ним ознакомились. И как результат – невыполнение требований образовательного стандарта, утвержденного самим Президентом России Владимиром Путиным.

Не могу не сопереживать тому, что историческое наследие, историческое содержание нашей школы, нашей системы образования были на высоте. Здесь реальный мост, реальный предмет соработничества между высшей и средней школой

Протоирей Димитрий Лескин, член Общественной палаты РФ и Самарской области, ректор Поволжского православного института

Трудно переоценить важность этого круглого стола. Историческое образование – фундамент развития высокообразованной личности. И как говорил В.О. Ключевский: «История – тот фонарь из прошлого, который освещает нам будущее

Ирина Кочукина, руководитель Тольяттинского управления министерства образования и науки Самарской области

Участники круглого стола, а это компетентные люди, которые посвятили свою жизнь истории, не просто обсудили проблему исторического образования. На своем практическом опыте показали пути решения для  реализации историко-культурного стандарта; методики преподавания исторической науки в школах и вузах.

Эксперты круглого стола обсудили необходимость перехода от политикоцентрической к личностно ориентированной системе преподавания истории. При этом открытым остается вопрос о взаимосвязи и синхронизации Всемирной и Отечественной истории.

Проблема образования всегда является актуальной. Тем более сейчас, когда идет очень сложный процесс – вводятся новые стандарты, интеллектуальная атака, дискуссии. Очень важно услышать людей, разные точки зрения; найти равнодействующую, которая будет способствовать повышению качества подготовки бакалавров, магистров, новых высококлассных специалистов. Конечно, институт является флагманом в этой подготовке

Петр Кабытов, доктор исторических наук, профессор, первый проректор, заведующий кафедрой Российской истории Самарского университета

Также стоит отметить, что введение историко-культурного стандарта требует разработки методических подходов и принципов «горизонтального» рассмотрения деятельности исторической личности в контексте общемировых процессов.

Если говорить о вузовском потенциале в реализации образовательного проекта в средней школе, то можно привести успешный опыт Поволжского православного института. Тимофей Житенев, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой теологии, философии, истории Поволжского православного института, рассказал об этом опыте. В вузе разработаны программы дополнительного образования учителей: повышение квалификации, в том числе по именным образовательным чекам; помощь в рассмотрении «трудных вопросов». Также Поволжский православный институт включился в просветительское мероприятие – публичные лекции известных профессоров для различных категорий населения. А на базе Музейно-выставочного центра вуза функционирует Лекторий, посвященный историко-культурной проблематике. В ближайшее время Православный институт планирует запустить всероссийский проект лектория «Духовные основы русской культуры» под эгидой Всемирного Русского Собора. Кроме того, вуз оказывает методическую помощь в освоении новых приемов подачи исторического материала.

В прошлом году Поволжский православный институт стал инициатором и организатором I Поволжского педагогического форума, где очень плодотворно работала секция исторического образования.

С одной стороны историко-культурный стандарт четко определяет, что нужно изучать. С другой – он не показывает, как нужно изучать. Здесь могут быть самые разные технологии: проблемные уроки и лекции, семинарские занятия и кейс-технологии и т.д. Главное, чтобы они не выходили за рамки историко-культурного стандарта

Александр Репинецкий, доктор исторических наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе СГСПУ

Как отметили эксперты, степень реального взаимодействия с учителями не столь сильна, как хотелось бы. И причина довольно конкретно обозначена Президентом Владимиром Путиным, в рассказанном им анекдоте про 1,5 учительских ставки. Есть другая проблема: неоднозначность выбора тем, персоналий и событий, взятых для изучения, что создает своеобразный «перекос» в пользу одних тем и в ущерб другим. Например, изучение духовной жизни ХХ века предполагает большое внимание изучению деятельности ученых, писателей, кинематографистов, художников, композиторов, диссидентов, но абсолютно ничего не упоминает о деятельности  и подвиге представителей Русской Церкви, живших в условиях сильнейших гонений. Или предполагаемый разговор о национальном многообразии России почти полностью (за исключением первых веков истории) выводит за скобки упоминание о русской нации. Эта же проблема касается выбора предлагаемых к изучению терминов и понятий.

Тезис о том, что «для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень сквозных исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной» является одним из ключевых в историко-культурном стандарте. При этом в самом проекте нет указаний на принцип отбора «сквозных» тем, требований к перераспределению учебного материла и нагрузки за счет региональной истории.

Очень хорошо, что Поволжский православный институт взялся за эту проблему, собрал всех для того, чтобы обсудить историко-культурный стандарт. Историческое образование формирует восприятие гражданина. Прийти к общему знаменателю во всех школах – это очень важно. Другое дело – вследствие сложности социального познания, что исторические факты от нас отдалены, существует различная их интерпретация. Работа над совершенствованием стандарта просто необходима. Необходимо регулярно проводить такие круглые столы, чтобы учитывать замечания общественности

Владимир Введенский, учитель истории МБУ «Гимназия № 48» г.о. Тольятти, председатель методического объединения учителей истории и обществознания

Больше двух часов эксперты вместе с участниками обсуждали проблемы исторического образования. После плодотворного обсуждения по итогам круглого стола была принята резолюция.