Православный интернет-портал «Древо крестное»

Не все «народное» одинаково полезно!

21 просмотр 23 апреля 2018, 17:35 Протоиерей Максим Кокарев

В последние два десятилетия большую активность в религиозной и общественно-политической жизни нашего Отечества проявляют адепты так называемого «родноверия». До недавних пор подобные проявления не могли рассматриваться иначе, как маргинальные, представляющие интерес лишь для узкого круга специалистов. Сегодня, однако, мы должны сказать, что распространение этих тенденций может представить в дальнейшем серьезную угрозу для духовного здоровья нации, для межнациональной и межконфессиональной стабильности, для молодежи.

Появление родноверия в целом укладывается в определенные общеевропейские тенденции. Во второй половине ХХ в. стремительно нараставшие тенденции мирового глобализма подтолкнули значительные группы в европейских народах к поиску собственной национальной идентичности. Западное христианство уже не могло стать консолидирующей силой и в этом поиске многие обратились к древним языческим культам: кельтским, скандинавским и прочим.

Россия не избежала данной тенденции. Первые неоязыческие группы стали появляться в среде советской интеллигенции еще на рубеже 1970-80 годов. (Анатолий Иванов-Скуратов и др.). Есть версия, что негласно это движение поддерживалось «компетентными органами», пытавшимися таким образом создать некий противовес Православию. С началом перестройки началось открытое распространение неоязыческого движения. Появились первые языческие общины и общественно-политические организации, открыто заявившие о своей неоязыческой, часто — открыто антихристианской ориентации («Память» Емельянова, «Русская национально-демократическая партия» Виктора Корчагина, «Союз венедов» Виктора Безверхого). Здесь необходимо отметить, что неоязычество, зародившись в маргинальной, экстремистской среде, изначально оказалось связанным с радикально-националистической идеологией.

Особую опасность представляет то, что часто языческие общины часто скрывают свою подлинную сущность и формально существуют в качестве светских организаций, преследующих в том числе и общественно-политические цели. Вообще же организационно русское неоязычество представляет достаточно пеструю картину: здесь и сравнительно крупные структуры, и небольшие организации, группирующиеся вокруг отдельных лидеров. Известно о существовании закрытых общин, куда посторонние не допускаются. Строго говоря, не существует четкой грани между язычеством как таковым, и полностью либо частично исповедующими его принципы разнообразными маргинальными сектами и учениями (напр. «Всеясветная грамота», «бажовский» культ и т. п.), сторонниками различных «целителей», клубами «традиционных» единоборств и так далее.

Что же пытается неоязычество дать современному русскому человеку? Разберем некоторые ключевые претензии и посмотрим, чем это может грозить нашему народу.

Родноверие позиционирует себя как возвращение к исконным, древним русским верованиям. При этом никакого реального преемства у него с языческими верованиями древних славян у него нет и быть не может в силу более чем тысячелетнего перерыва традиции.  представляет, собственно говоря, попытку современной реконструкции древних языческих культов, которая осуществляется язычниками по своему разумению, на основе крайне скудных исторических сведений и собственных представлений. При этом родоначальники современного родноверия на пути становления своих взглядов черпали вдохновение из совсем уже мутных оккультных источников (Блаватская, Рерихи, псевдовосточные культы). Ключевой источник для многих родноверов – «Велесова книга», – является крайне неумелой подделкой, возникшей в 1950-х годах в эмигрантской среде. Поэтому говорить о едином вероучении неоязычества не приходится; существуют скорее некие общие принципы.

Язычники активно подчеркивают свою «русскость», «славянство», противопоставляя себя т.н. «еврейской вере» - христианству. Здесь мы видим очевидное лукавство, ибо Христианство – религия не еврейская, а вполне себе универсальная. Со времени провозглашения апостолом Павлом принципа: «Во Христе нет ни иудея, ни эллина, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного», Христианство стало своим для огромного числа народов. Христианство явило уникальную объединяющую силу, создав из разрозненных славянских племен единый русский народ. И вот сегодня нам предлагают перечеркнуть 1000-летнюю историю непростого пути к единству и снова развалиться на отдельные племена и народности. В этом и есть вся суть язычества, «народничества», так как само слово происходит от славянского «язык» - т.е. народ. Любое неоязычество, будь то славянское, финно-угорское и др., совершенно точно не содействует укреплению единства нашего многонационального государства.      

Неоязычники постоянно спекулируют на теме патриотизма, говоря о своей горячей любви русской земле. Однако на деле они выказывают крайнее неуважение к собственному народу, презрительно относясь к сделанному 1000 лет назад нашими предками выбору. Для того, чтобы как-то сгладить эти явные противоречия родноверы придумали совершеннейшую ложь о насильственном характере крещения всех восточнославянских племен. Согласно их версии, князь Владимир с дружиной в несколько сотен человек вырезал чуть ли не 9 миллионов беззащитных язычников! При этом родноверы не устают повторять сказки о «слабости» христиан и «брутальном мужестве» язычников! При этом реальные факты, говорящие о том, что именно Православная вера давала силу, мужество и вдохновение героям русского духа, язычниками совершенно замалчиваются как неудобные. Т.е. родноверие совершенно серьезно предлагает нам вычеркнуть из народной памяти подвиги Александра Невского, Димитрия Донского, Александра Суворова, Федора Ушакова и прочих православных «слабаков».

Итак, мы можем утверждать, что неоязычество в его современных проявлениях несет в себе угрозу для общества, для его духовного здоровья, для общественной стабильности. Основания для этого дает нам та активность, с которой неоязыческую идеологию используют представители самых разных движений и групп — от «народных целителей» до военизированных экстремистов. Подобной деятельности мы должны противопоставить утверждение именно Православия как основы русской культуры, самого бытия России — ведь если при князе Владимире Церковь сумела соединить славянские, а частью и иные народности, не имевшие даже общего пантеона, в единый великий народ, то и сейчас ее государственно-образующая функция не должна остаться без внимания. Именно Православие необходимо рассматривать как один из ключевых моментов национальной консолидации сегодняшней России — ведь оно объединяет русских со значительной частью других народов страны; дает им общие ценности, общую нравственную позицию, общее мировоззрение.

Протоиерей Максим Кокарев